104
105
КОНКУРСУВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ, ОКРЫЛЕННЫЙ ПОБЕДОЙ В ПРЕДЫДУЩЕМ КОНКУРСЕ, ХОЧУ УЧАСТВОВАТЬ ДАЛЬШЕ…  ЭТИМИ СЛОВАМИ НАЧИНАЕТСЯ ПИСЬМО ПЕТРА РУСИНОВА, ПОБЕДИВШЕГО ТЕПЕРЬ УЖЕ ДВАЖДЫ. ЕГО ОТВЕТ МЫ ПРИВОДИМ ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ, А КОМПАНИЯ BMW ДАРИТ ПОБЕДИТЕЛЮ ТУРИСТИЧЕСКУЮ СУМКУТРАНСФОРМЕР.ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 08ПОСЛЕДНИЙ ЛИТРКак показала редакционная почта, тему мы затронули актуальную. Добираться на «последнем литре» доводилось многим. Но мнения, как лучше это делать, разделились. Леонид Скрипко вспоминает билеты ГИБДД, где правильный ответ на вопрос об экономичном режиме движения звучит так: «Плавное ускорение при плавном замедлении». Однако с этим утверждением он не согласен, ссылаясь на то, что наименьший удельный расход топлива двигатель имеет в зоне максимального крутящего момента (читай: полного газа) и оборотах, соответствующих примерно половине от максимальных. Вот его рецепт: «Открываем газ на полную и разгоняем мотоцикл до 7000–8000 об/мин, переключаем передачи так, чтобы удерживать обороты в этих пределах, и не забываем про открытый газ. Наверное, стоит разгоняться до 60–80 км/ч, затем выключать двигатель и катиться накатом с выключенным сцеплением». Катиться по инерции предлагает и Дмитрий Изюмов, добавляя, что «если мотоцикл – иномарка и с небольшим объемом мотора, то литра хватит на 25–30 км». Под этими цифрами мы готовы подписаться, но только практика показывает, что такое расстояние на «250-ке» можно проехать и в нормальном темпе «под сотню», а на малых кубатурах – и в полный газ. Однако разговоры о длительной езде в режиме минимума удельного расхода двигателя имеют мало смысла, когда речь идет о расходе не двигателем на стенде, а мотоциклом на шоссе. Тут речь в принципе не идет о внешней скоростной характеристике, к которой относятся все приведенные расчеты, поскольку трудно себе представить, что кто-то сможет всю дорогу ехать в полный газ, удерживая средние обороты. Это положение неустойчиво: мотоцикл либо начнет разгоняться (при избытке момента), либо замедляться (при его недостатке). Кроме того, при резком открытии газа ускорительный насос добавит бензина, обогащая смесь. Да и впрысковые моторы «понимают», что водитель хочет получить максимальную мощность и тоже не экономят бензин. Так что разгоняться стоит энергично, но плавно. Чтобы снизить потребление топлива, стоит подумать, как уменьшить сопротивление движению мотоцикла. Юрий Кокичев из Беларуси справедливо замечает: «Известно, что пройденное расстояние увеличится при уменьшении веса (сбросе груза, пассажира), сопротивления воздуха (необходимо пригнуться). Думаю, стоит двигаться на высшей передаче на самых низких оборотах мотора». Леонид Скрипко добавляет: «Естественно, для большей экономии выключаем все фары и фонари, прижимаемся к мотоциклу, катимся с выключенным сцеплением, и никаких тормозов. Я бы, конечно, рекомендовал еще разгоняться на заднем колесе, а катиться накатом только на переднем. Как показывают расчеты, момент инерции вращающихся масс сильно способствуют расходу бензина. Но последней рекомендации, видимо, последуют только профессионалы». Авторы жгут! Один предлагает сбросить груз с пассажиром (пусть, дескать, несет сам!), другой – катиться на переднем колесе… А Андрей Холодный и вовсе советует… выключить кондиционер. Осталось одно – проснуться! Итог подводит Петр Русинов: «Кривая удельного расхода топлива у большинства ДВС имеет вид параболы с минимумом в зоне средних оборотов. На низких оборотах плохое смесеобразование, медленное горение заряда, а на высоких слишком скоротечный рабочий процесс, поэтому для стабильной работы в таких режимах смесь должна быть богаче, что и приводит к повышенному расходу топлива. Кроме того, известно, что смесь специально обогащается при ускорениях, это неизбежное условие для стабильного (без провалов) увеличения частоты вращения коленвала под нагрузкой. Таким образом, для получения наилучшей топливной экономичности необходимо эксплуатировать ДВС на средних оборотах, минимальных нагрузках и минимизировать по времени переходные режимы. Для сухопутного колесного ТС нагрузка складывается из многих составляющих: силы инерции (при разгоне и торможении), нагрузки, вызванной рельефом местности (подъемы), силы сопротивления качению колес, силы сопротивления в подшипниках и, наконец, аэродинамического сопротивления. Силу инерции преодолевать все равно придется, и уменьшить ее можно только облегчив мотоцикл (или себя), если это возможно. Рельеф местности какой есть, такой есть, если только холмы вокруг объезжать. «Сила сопротивления качению» колес зависит от дорожного покрытия и давления в шинах. Чем поверхность тверже и ровнее и давление выше, тем она ниже. С сопротивлением в подшипниках мы ничего поделать не можем вот аэродина л ла ать ть н е мо м оже ем. А в от с а от эр род о ин ина амикой можно поиграть. При небольших скоростях (примерно до 70 км / ч) сопротивление воздуха невелико, а при дальнейшем наборе увеличивается пропорционально квадрату скорости, и мотоцикл в конце концов упирается в свою максимальную скорость, когда вся работа двигателя тратится в основном на «расталкивание воздуха». Таким образом ехать надо не быстро, на высшей передаче в среднем это где-то до 60– 70 км/ч, причем двигатель не должен захлебываться от слишком низких оборотов), без ускорений и без замедлений (потому что за ним все равно последует ускорение). Я не сторонник выключения двигателя на спусках и вот почему. Режим принудительного холостого хода – торможение мотором – очень экономичный, а вот каждый запуск двигателя съедает дополнительную порцию топлива, потому что происходит с обогащением смеси. Если спуск ну очень затяжной, то в выключении двигателя еще может быть какой-то смысл, а на серии коротких спусков это просто издевательство над стартером. Никакого особого выигрыша вы не почувствуете, а вот хуже может быть мо оже жет т бы ыт ть ь». ».ВНИМАНИЕ В НИМАНИЕ, К КОНКУРС ОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатый в «Мото» № 05–2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.19. БЕДНАЯ ИЛИ БОГАТАЯ?Лавировали-лавировали, да не вылавировали. Мотоцикл – вбок, я – в сугроб. Вбок – то есть на бок, на правый. После такого падения карбюратор всегда заливает, и приходится долго «кикать», чтобы прочистить цилиндр от богатой смеси. А тут – на тебе: ни одной вспышки. Сам уже разогрелся, а мотор остыл. И не пойму, то ли не заводится потому, что смесь все еще богатая, то ли пора уже подсос вытягивать. А между тем темнеет. Как же определить – много движку бензина или мало?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый или электронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 декабря 2011 года. Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.104moto.zr.ru ноябрь 2011 КАТАЛОГ «ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ» ОАО «АГЕНТСТВО «РОСПЕЧАТЬ» Индекс (полугодие / год): 70594 / 72391 Цена*: 247,86 / 495,71 руб.КАТАЛОГ «ПОЧТА РОССИИ» ООО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПОДПИСКИ» Индекс (полугодие / год): 99195 / 99582 Цена*: 262,74 / 525,47 руб.ОБЪЕДЕНЕННЫЙ КАТАЛОГ «ПРЕССА РОССИИ» Индекс (полугодие / год): 43254 / 29276 Цена**: 671,16 / 1242,16 руб.*Цена зависит от региона и способа доставки. Все указанные цены – «до востребования» (получение в отделении связи) в г. Москве. На обложке указана цена номера при годовой подписке по каталогу «Роспечати». **По этому каталогу доставка осуществляется бандеролями в адрес подписчика.