94
95
96
97
САМОПАЛКАЖЕТСЯ НЕВЕРОЯТНЫМ, ЧТО ЭТОТ АППАРАТ СОБРАН В ПУСТЫНЕ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ,У КОТОРОГО НЕ БЫЛО НИ ДРЕЛИ, НИ СВАРКИ. ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ЭМИЛЬ ЛЕРЕЙ ЗАХВАТИЛТОЛЬКО КЛЮЧИ, КЛЕЩИ, МОЛОТОК И НОЖОВКУ ПО МЕТАЛЛУ.Март 1993 года, Марокко. Прощальное фотос обглоданным кузовом «Ситроена» передотъездом на построенном за 12 дней мотоцикле(на заднем плане). На переднем плане – Эмиль Лерей(фотоаппарат на автоспуске).Еще в детстве Эмиль Лерей полюбил переделывать свои игрушки. Потом игрушки стали больше –велосипеды, мопеды, раллийный автомобиль. Его страстью стали путешествия по Африкеи «Ситроен де шво» – знаменитая переднеприводная микролитражка, которую на черномконтиненте прозвали «стальным верблюдом». Надо полагать, не только за неприхотливостьи выносливость, но и за характерную форму кузова. И вот во время одиночного путешествия1993-го года в марокканской пустыне его «стальной верблюд» подвернул ногу…ВЕРХОМНА СТАЛЬНОМВЕРБЛЮДЕтекст Эмиля ЛЕРЕЯ и Анатолия СУХОВА, фото Эмиля ЛЕРЕЯ и Даниэля ДЕНИ94Пробег по пустыне не заладился с самого начала. Выехав из города Тан-Тан наюго-восток, на посту в Тилемземе Эмиль был остановлен военными. «Дорогазакрыта! Впереди – зонавооруженного конфликтамежду Марокко и Западной Сахарой. Возвращайсяв Тан-Тан, а заодно отвези-ка нашего парня!»Но кому же захочетсявозвращаться, когда путешествие еще не началось?Да и машина готова к перипетиям: помимо запаскии домкрата, Эмиль захватилнабор инструмента, горстькрепежа, несколько труб.moto.zr.ru июль 2012094-097 rem samopal.indd 946/14/12 10:12 PM ЧТОБЫ ПРОДЕЛАТЬ ОТВЕРСТИЕ В ЛИСТЕ МЕТАЛЛА, ЭМИЛЬ СГИБАЛ ЕГО, НАДРЕЗАЛ НОЖОВКОЙ,РАЗГИБАЛ И ВЫБИВАЛ ОСЛАБЛЕННУЮ БЛЯШКУ МЕТАЛЛА. РАЗУМЕЕТСЯ, ПРИ СБОРКЕ ОН СТАРАЛСЯИСПОЛЬЗОВАТЬ УЖЕ ИМЕЮЩИЕСЯ ОТВЕРСТИЯ.Руль изготовлениз домкрата,откуда извлеченався начинка. На этойтрубе разместилосьуправлениесцеплением и двавыключателя:зажиганияи стартера.Заправочнаягорловинапревратиласьв подставку –совсем не лишнююдеталь, учитываявес аппарата.Рамой послужилкаркас Citroёn2CV, обрезанныйдо переднегои заднеголонжеронов.Передача –трением, от левогобарабана к шине.Максимальнаяскорость –до 20 км/чпри включеннойзадней передаче.развернулся и под их тяжелыми взглядами помчался прочь.Отъехав порядочное расстояние, он свернул с дороги и углубился в каменистую пустыню, надеясь обогнутьзапретную зону. Но, когда казалось, что он уже объехалзлополучный пост и можно повернуть на юг, раздался сильный удар, машину подбросило.Второй, скрежещущий удар –и «стальной верблюд» припалк земле.Сложился рычаг подвески,сломался лонжерон. Приехали!До Тан-Тана несколько десятков километров. Можно, конечно, дойти. Но бросить снаряжение, верного «верблюда»?Да и одному в пустыне – неслишком веселая перспектива.А тут – запас продуктов и водына несколько дней, инструменти куча запчастей. Почему бы изстальной недвижимости не построить… мотоцикл?Сказано – нет, не сделано:несколько часов Эмиль перебирал в уме все сложностипроекта, прикидывал каждуюоперацию: как, чем, за сколь-ЭМИЛЬ ЛЕРЕЙТЬПЛАНИРОВАЛ СОБРАДНЯ.МОТОЦИКЛ ЗА ТРИ,О,ОШОРОШХОРО2. ХО12ШЛО 1УШАУДЫОДВ И ВООВКТОУКОДУРОПРХВАТИЛО!В дороге всякое может случиться, особенно вдали отцивилизации, связи и плодородных земель. (И ведь какв воду глядел!)Отказаться взять пассажира в Африке считается оскорблением. Эмиль наплелвоенным про перегруз и ограничения по страховке,июль 2012 moto.zr.ru094-097 rem samopal.indd 95956/14/12 10:12 PM САМОПАЛОСОБЕННО ТРУДНО ОКАЗАЛОСЬ ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ГАЗ И СЦЕПЛЕНИЕ. ПРИВОДЫПРИШЛОСЬ МНОГО РАЗ РАЗБИРАТЬ И ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ, ПОКА, НАКОНЕЦ, СТАЛЬНОЙВЕРБЛЮД НЕ СТАЛ ПОСЛУШНО ТРОГАТЬСЯ И РАЗГОНЯТЬСЯ.Седло изготовленоиз закруглениязаднего бампера,обмотанногообивкойприборной панели,закрепленнойоранжевойклейкой лентой –для эстетики.ПОСТРОЙКАЭмиль ЛЕРЕЙ(Франция)СПЕЦИФИКАЦИЯСИЛОВОЙ АГРЕГАТCitroёn 2CV. Привод – трением, от тормозногобарабана на колесо. Глушитель отсутствует.ШАССИРама оригинальной конструкции из поликаот Citroёn 2CV, без переднего и заднеголонжеронов. Подвеска переднего колеса –от Citroёn 2CV, заднего – отсутствует. Тормоза отсутствуют. Колеса – от Citroёn 2CV.ОБЩИЕ ДАННЫЕМасса – около 200 кг.96Правый тормознойбарабан намертвозафиксирован,чтобыдифференциалпередавал весьмомент на левуюполуось.Подвеска 2CVработает толькона переднееколесо (тягаот горизонтальнойтрубы, в которойрасположеныпружины подвески).Это покруче«Безумного Макса»,особенно учитывая,что аппаратстроился отнюдьне для фильмаи не для выставкидизайна. Его видтак шокировалполицейских, чтоконструкторасразу арестовали,а мотоциклотправили наштрафстоянку –до уплаты штрафа.moto.zr.ru июль 2012094-097 rem samopal.indd 966/14/12 10:12 PM УПРАВЛЯТЬ ДВУХКОЛЕСНЫМ ВЕРБЛЮДОМ ОКАЗАЛОСЬ ЧЕРТОВСКИ ТРУДНО, НО ЕЩЕ ТРУДНЕЕПОДНИМАТЬ ЭТО РЖАВОЕ ЧУДОВИЩЕ  ЕГО ВЕС ОКОЛО 200 КГ. К СЧАСТЬЮ, ПОКЛАЖИ ОКАЗАЛОСЬНЕМНОГО  ПОЧТИ ВСЕ ПРОДУКТЫ И ВОДА УЖЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ.ко времени. Права наошибку в пустыне нет. Наконец, решил: надо строить.С утра начал разбирать2CV. Кузов решил оставитькак укрытие от жары и холода – для себя и для продуктов. И как защиту отпесчаных бурь. Чтобы несгореть на работе, пришлось к короткой рубашкеприделать рукава из носков.«Отпилив ножовкой поперечные передний и задний лонжероны, – вспоминает Эмиль, – я получилоснову рамы мотоцикла.Мотор с коробкой передачводрузил в центре. Нужнобыло оставить место дляАКБ, бензобака, поклажии рулевого управления».Но самое поразительноев этом аппарате – привод.В пустыне нет ни цепей, нилишних шестеренок.И Эмиль решил использо-вать схему «Велосолекса» – прижать левый тормозной барабан к заднемуколесу мотоцикла, чтобытот вращал его за счеттрения. Единственный недостаток такой схемы –обратное вращениеколеса, поэтому, чтобымотоцикл ехал вперед,в коробке придется включить задний ход.Учитывая назначение аппарата – доставить седокадо цивилизации,Эмиль Лерей отдалприоритет функциональности, не сильнозадумываясь о комфорте.Так, здесь нет тормозов –на скорости до 20 км/ч онине нужны (а больше заднийход в КП развить не позволяет, да и страшно). Нетздесь и глушителя, поэтомузвуки и запахи двигателяводитель ощущает в полной мере. Нет и подножек –зато можно всегда опереть-Номерной знакот почившего«верблюда»не помешалполицейскимвыписатьштраф «за ввозтранспортногосредства, несоответствующегорегламенту».В 2006году Эмильотправилсяв новоепутешествиетоже поАфрике, тожена «Ситроене»,но тольковплавь.Самодельнаяамфибияне подвела!ся ногами на землю. Этооказалось тем более кстати,что устойчивостью «двухколесный верблюд» не отличался. Он то и дело заваливался набок, а во времяпервого старта и вовсе описал сальто, чуть не придавив своего погонщика двумясотнями килограммов чугунаи стали.С собой в обратный путьЭмиль взял немного – полтора литра воды, инструмент, постель, карты, компас и палатку, сшитую изпоролонового матраца иполотенца.До темноты он добралсядо дороги и устроился наночлег. Разбудил патруль.Трое полицейских на внедорожнике сразу узнали в немтуриста, собиравшегосяпроникнуть в запретную зону. Рассказ Эмиля об авариии постройке мотоцикла выслушали с недоверием и,выставив вооруженную охрану у «механического чудовища», отправились со«шпионом» искать остаткиего автомобиля. Нашли еготолько на следующий день,что сняло часть подозрений,но не арест.В Тан-Тане мотоцикл отправили на штрафстоянку,а Лерею выписали штрафв 4500 драхм за несоответствие его ТС тому, что указано в документах. На другой день после оплатыштрафа его освободили,и он смог забрать мотоцикл.А месяц спустя на другомCitroёn 2CV вернулся в Марокко, чтобы увезти своедетище, разобрав его начасти.Мотоцикл этот участвовалво многих выставках, а егоавтор вскоре вновь отправился в Африку на поискиприключений. И вновь насвоей любимой «де шво».июль 2012 moto.zr.ru094-097 rem samopal.indd 97976/14/12 10:13 PM