92
93
МАСТЕРСКАЯБОРЯСЬ С ВЕТРОМ, ПОМНИТЕ: НЕ ВСЕГДА ПРИЧИНОЙ НЕУДОБСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ОБТЕКАТЕЛЬ. ДАЖЕНЕПЛОТНАЯ КУРТКА МОЖЕТ СОЗДАТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ЗАВИХРЕНИЯ. ДА И БАГАЖНЫЕ КОФРЫЧАСТО СТАНОВЯТСЯ ПРИЧИНОЙ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫХ ПОМЕХ, ЗАМЕТНЫХ ПРИ РУЛЕНИИ.ВЕТРЕНЫЕ ОТНОШЕНИЯА ЕМ ЕМРИБЫВ ВЛИВАНАИ УСТАЕТРОВИК»«ВПрактически ничем не ограниченный контактнтактводителя с окружающим миром – вот основноесновноеотличие мотоцикла от автомобиля. И многихногихиз нас свежий ветер в лицо – смешанныйыйс дорожной пылью и настоянный на запахахахахбензина и свежескошенной травы – отнюдьюдь нераздражает. Впрочем, до известного предела.редела.текст Владимира ЧАЙКОВСКОГО,фото Евгения Бобрикова, MRA и из архива автораРомантика заканчивается где-тона 150 км/ч. Дальше ветер превращается в завывающий ураган,который пытается оторвать шлемвместе с головой или, как минимум, вытрясти остатки мозга. Поэтому те, кто любит скорость, прячутся за ветровые стекла. Этинебольшие кусочки поликарбоната решают массу проблем. Нотолько если они правильной формы и стоят в правильном месте.Удивительно, что на серийныхмотоциклах ветровые щитки появились лишь в семидесятые годы(хотя уже в сороковые многие аппараты развивали приличную скорость). Первенцем в 1975-м сталBMW R90S. Но настоящий бумразвития обтекателей и лобовых92стекол начался в восьмидесятые. Они стали появляться во всех классахмотоциклов. А сегодня,пожалуй, выпускается больше мотоциклов с «ветровиками»,чем без них. Обтекатели улучшают аэродинамику мотоциклаи комфорт водителя. Помогаютэкономить топливо и стабилизируют мотоциклы на высоких скоростях. Конечно, можно было бысоздать аэродинамически совершенную форму, но все портит…водитель. Ведь именно размерырайдера, его рост, вес, манерасидеть на мотоцикле и формашлема сильнейшим образом влияют на то, как обтекают мотоциклвоздушные потоки на высокихскоростях.И именно поэтому для многихусредненные вариантызаводских стекол подходятне идеально.Чтобы добиться наилучшегорезультата при аэродинамическом тюнинге мотоцикла, начинатьпридется с самих себя. Оченьважно, как мы сидим на мотоцикле. Например, если под нами литровый «спорт», а мы привыклисидеть на нем относительно прямо, так как передвигаемся в основном по городу, не стоит ожидать хорошей аэродинамики.Спортивные мотоциклы рассчитаны на строго лежачую посадку. Адаптировать аэродинамикук «дорожной» посадке поможетстекло измененной формы. Существует два основных типа тюнинговых стекол для спортбайков: с отогнутым вверх в видеспойлера краем и с более высоким куполом. Первые отталкивают поток ветра кверху достаточно высоко и защищают дажесамых рослых. Но на скоростяхпосле двухсот создают слишкомсильную турбуленцию и, как результат, болтанку в районе шлема. Лично мне больше по душевторой вариант. Недаром такойтип используют даже на соревно-ваниях рослые спортсмены. Нос этими стеклами пригибатьсявсе-таки придется.У современных туристическихмотоциклов, как правило, нетпроблем с посадкой. Как ни садись, находишься в зоне надежной защиты от ветра – аэродинамической тени. На большинстве«туристов» существует системарегулировки высоты и угла наклона «ветровика». Благодаряэтому на хорошем турере двигаться быстро по прямой намного легче, чем на спортбайке. Нои здесь есть сложности. Делов том, что туристические стекладелают очень высокими, и смотреть на дорогу поверх поднятогов верхнее положение стекла могут лишь очень рослые водители.Это не всегда удобно. Например,в дождь мокрое стекло искажаетдорогу. Одним из компромиссовдля турера может стать стеклос небольшим V-образным вырезом в средней части. Смотретьможно сквозь вырез, при этомmoto.zr.ru июль 2012092-093 rem master.indd 926/14/12 10:17 PM НЕ ЗАБЫВАЙТЕ И ПРО ПАССАЖИРА. ЕСЛИ ВЫ ЛЮБИТЕ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ВДВОЕМ,СПРОСИТЕ ЕГО МНЕНИЕ, ПЕРЕД ТЕМ КАК ПРИНЯТЬСЯ ЗА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМОТОЦИКЛА, ИНАЧЕ РЕЗУЛЬТАТ ВАШИХ СТАРАНИЙ МОГУТ И НЕ ОЦЕНИТЬ!1‣ МАСТЕРСКАЯ с. 92, САМОПАЛ с. 94, КОНКУРС с. 98321. Спортивно –туристическое2. Стеклосо спойлером3. Стандарт4. Спортивноес высоким куполом4эффективность ветрозащиты теряется незначительно, и в мокрую погоду остается возможность приехать сухим.Более того, при полностьюподнятом стекле ветер начинаетдуть не в лицо, а в спину, так какпозади большого «лопуха» возникает область низкого давления. К этому также нужно привыкать. Для уменьшения этогоэффекта в стеклах делают небольшие щелевидные прорези.Для более старых «туристов»,где стекла по высоте не регулировались, выпускают двухэтажные «ветровики». Параллельноверхней части такого щитка укреплен еще один, подвижный.Перемещая его, можно достичьочень хороших результатов длязаданного режима движения.К сожалению, на мотоциклахс обтекателем не всегда удается«угадать» со стеклом, и далеконе все тюнинговые стекла лучшестандартных. Прежде чем решиться на покупку, испытайте ваш мотоцикл. Лучше всего – в среднемдальнобое, километров за триста – и по дороге поищите наиболее удобное положение тела и головы. Возможно, вы просто ненашли «свою» посадку на мотоцикле. Если же комфорт не приходит, выбирайте стекло от известных производителей и избегайтеэкстремальных форм. Помните,что ветер не любит острых углови резких переходов. Еще одинважный момент – материал, изкоторого изготовлено стекло. Нельзя использовать для щитков органическое стекло. Оно хрупкое,55. Стеклос двухэтажноеа, трескаясь, превращается в острые кинжалы. Подойдет лишьпрочный поликарбонат. Болеетого, нужно помнить, что крепления не должны быть слишком прочными и жесткими. Лучше всегоподойдут резиновые закладныевтулки, которые в случае падениядадут стеклу «отстегнуться» отмотоцикла и не позволят ему причинить вред водителю. А чтобыможно было вернуть покупкув магазин, не сдирайте защитныепленки со стекла и хромированных деталей при первой установке. Прокатитесь, и если в выбранном положении стекло работает,фиксируйте крепеж и снимайтетранспортную пленку.Но что говорить о тех, у когои так с ветрозащитой все неплохо! Главные потребители стекол –водители классических мотоциклов, круизеров и легких эндуро,используемых для туризма.Здесь все оказывается проще,чем в случае с «турерами» и «спортами». Первая причина – в скоростном режиме. На скоростяхдо полутора сотен практическилюбая форма стекла сносно работает. Вторая причина – в том, чтона мотоциклы, не имеющие с завода никаких обтекателей, можноустановить стекло произвольнои в процессе скорректировать егопозицию. Ведь крепятся стеклалибо к рулю, либо к траверсаммотоцикла через кронштейны,Очень важноправильно ухаживатьза стеклом.Растворителиповреждают его,делая матовыми хрупким. Лучше всегоиспользовать специальныемотошампуни или средствопо уходу за визором шлема.позволяющие некоторую свободупозиционирования.Одну ремарку оставлю дляэндуристов. При выборе и установке стекла нужно помнить, чтоосновная позиция при езде на мотоцикле – стоя. Так что стеклодолжно быть достаточно высокими отнесено вперед, чтобы не мешать ехать в стойке. Располагатьострую кромку стекла в непосредственной близости от шеи – неслишком хорошая идея. В крайнемслучае, кромка должна стоять, повозможности, вертикально.Так или иначе, будь у вас огромный «Харлей» или небольшаяэндурка, установка стекла станетинтересным экспериментом.июль 2012 moto.zr.ru092-093 rem master.indd 93936/14/12 10:17 PM