24
25
26
27
28
29
30
31
главная темаКАДРЫКАДРИЛЬ С КАДРАМИВ последние годы процветающие и не очень фирмы предпочитали видеть в своих рядах HR и менеджера по персоналу, копируя должностные инструкции из архивов западных предприятий. О необходимости поручить работу человеку, знающему, как правильно принять на работу, как оформлять отпуска, как вести учет рабочего времени, как правильно уволить ненужного или неудачного работника, и, самое главное, как вести всю необходимую документацию, задумывались только те работодатели, которым нанесла визит Государственная инспекция трудаМАРЬЯНА ПАНЯРСКАЯ редактор журнала «Рейс»Фраза И. В. Сталина «Кадры решают все» – давно стала крылатой, но не риторической. Действительно – и во время активного строительства коммунизма, и в период стихийного накопления первоначального капитала, и в спокойные межкризисные годы настоящий руководитель понимал важность подбора толковых и знающих специалистов. Но, наверное, именно благодаря последним потрясениям мы стали задумываться о том, как важно грамотно распоряжаться тем кадровым богатством, что мы имеем. Тенденция последних нескольких лет – обязательно иметь в штате HRменеджера, то есть специалиста по «человеческим ресурсам», это, конечно, не только дань моде, но зачастую отражение реальных нужд предприятий. Однако если HR-менеджер в основном помогает тратить деньги на приобретение хороших специалистов с перспективой в дальнейшем вернуть их сторицей, то хороший специалист по кадрам – залог сберечь ваши деньги здесь и сейчас. Почему? Да потому, что в последнее время, особенно в связи с кризисом и массовыми пертурбациями в численном составе предприятий,24 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009«страшным сном» руководителя становятся не только налоговики, но и работники трудинспекций. В первую очередь, необходимо понимать, что ваш HR-менеджер может прекрасно разбираться в психологии, требованиях к послужному списку и навыках тех или иных специалистов, возможно – в тонкостях написания должностных инструкций. Его работа особенно важна и полезна на этапе поиска нужного специалиста, который бы оптимально сочетал необходимые вашему предприятию навыки и умения и мог заменить собой целый отдел. И даже для поисков достойного кандидата на должность кадровика может пригодиться именно HR-менеджер. Но в его обязанности не входит доскональное знание условий и порядка приема человека на работу, тонкостей работы с испытательным сроком или без такового, а главное – подводных камней, касающихся сокращений или увольнений работников. А именно эти вопросы в первую очередь попадают в сферу внимания работников Инспекции по труду, а любой непорядок напрямую грозит руководителю не только организационными проблемами, но и штрафами,которые могут оказаться весьма ощутимыми и гораздо более болезненными, чем затраты на ставку специалиста по кадрам. В материалах главной темы вы найдете данные по уровню зарплат специалистов по кадрам. Сравните их с теми суммами штрафов (от 30 до 50 тысяч рублей за нарушение), которые могут быть неоднократно наложены на предприятие. Кроме этого не забудьте, что в случае, если ваши действия, например, по увольнению работника, будут признаны неправомерными, то к суммам штрафа добавятся и финансовые средства, не выплаченные обиженному работнику за все время с момента его увольнения. А это может быть оклад не за один месяц. При этом расплата за одно нарушение не гарантирует руководителя от того, что вскоре не будет совершено аналогичное, что может повлечь его дисквалификацию. И не важно, произошло это с вами при работе на одном предприятии или на нескольких. Именно от таких неожиданных финансовых и репутационных потерь может оградить руководителя и предприятие скромный, но опытный специалист по кадрам. ОНАШ ОТВЕТ ТРУДИНСПЕКТОРУшибочно думать, что вся работа сотрудника отдела кадров сводится исключительно к приему и увольнению работников и расчету заработной платы. Эти обязанности практически все российские компании успешно делегировали бухгалтеру, секретарю и юристу. Тем не менее, практически ни один юрист или бухгалтер, не говоря уже о секретаре, если только он не получил образование по специальности «делопроизводство», не имеет представления об истинных правилах ведения кадровой документации. Достаточно только перечислить несколько действующих нормативных актов, определяющих порядок ведения делопроизводства: „ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»; „ Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ; „ «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков их хранения» (утвержден Росархивом, от 06.10.2000); „ Постановление Госстандарта от 03.03.2003 г. № 65-СТ «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационнораспорядительной документации. Требования к оформлению документов»; „ Постановление Госстандарта от 30.12.1993 г. № 299 «Общероссийский классификатор управленческой документации». И это всего лишь небольшая часть тех документов, которые держит в качестве настольных рабочих материалов кадровик. Конечно, ни один документ, оформленный не так и названный иначе, чем в классификаторах (если речь идет не об утвержденной унифицированной форме), своей юридической силы не потеряет. Но, если ни вы, ни один из ваших сотрудников никогда не слышали о перечисленных выше нормативных документах, вам стоит задуматься над тем, насколько правильно в вашей фирме обстоит дело с кадровым делопроизводством. Проверить это несложно: можно пролистать Постановление Госкомстата от 05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетнойЦифры, которые способны впечатлитьРВ I квартале 2009 года Государственной инспекцией труда по Москве выявлено 26 884 нарушения трудового законодательства. Наибольшее количество нарушений было выявлено именно в области связи и транспорта (6817) – значительно больше, чем в строительной сфере (4880). Общая сумма штрафов, наложенных инспекторами на должностных и юридических лиц в I квартале 2009 года, – 902 050 000 рублей. Полностью отчет о деятельности Государственной инспекции труда по г. Москва за I квартал 2009 года можно посмотреть на официальном сайте Инспекции: http://www. moscow-git.rostrud.info/os_pok/otchet2009/СЕНТЯБРЬ 2009РЕЙС25Рисунки Игоря Новикова главная темаОШИБОЧНОДУМАТЬ,КАДРЫдату заявления об увольнении по собственному желанию и дату приказа: интервал должен составлять ровно две недели, а для сотрудников, уволившихся в течение испытательного срока – три дня. Посмотрите на даты выплаты заработной платы: они должны совпадать с датами, указанными в Правилах внутреннего трудового распорядка. Ну и, конечно, обратите внимание на то, что у вас должны быть обязательно:  Правила внутреннего трудового распорядка,  Положение о защите персональных данных,  Положение об охране труда, штатное расписание,  График отпусков на текущий год. не знаете объем работ, а значит, вы не сможете договориться о правильной оценке работы. Возможно, отличный специалист уже через месяц решит, что вы платите ему слишком мало, и будет абсолютно прав, и вам придется либо идти ему навстречу, либо искать нового сотрудника. Поэтому первичный аудит должен быть независимым. Проведение аудита можно поручить специализированной компании или частному лицу, в том числе и тому специалисту, которого вы планируете взять на постоянную работу, но аудит он будет проводить на основе гражданско-правового договора. У любого исполнителя следует запросить рекомендации от тех организаций, в которых компания или специалист уже работали над кадровой документацией, и у которых после работы аудиторов была проверка инспекцией труда: только так вы сможете узнать, за что вы будете платить деньги. Самый удачный вариант – это когда нарушения инспектором вообще не найдены. Аудит – это только первый шаг в наведении порядка. По его результатам необходимо устранить все недостатки, выявленные при проверке. Эту работу лучше всего поручить тем же аудиторам: во-первых, такой заказ обойдется дешевле, во-вторых, искать исполнителя, которые предоставит рекомендации, как мы писали выше, возможно, придется не одну неделю. Текущую работу над кадровой документацией, после завершения работы экспертов, можно вести уже различными способами.следования и учета несчастных случаев на производстве;  обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;  анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастныхЧТО ВСЯ РАБОТА СОТРУДНИКА ОТДЕЛА КАДРОВ СВОДИТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ПРИЕМУ И УВОЛЬНЕНИЮ РАБОТНИКОВ И РАСЧЕТУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫдокументации по учету труда и его оплаты». Как правило, любой бухгалтер так или иначе ведет кадровый учет, но лишь в пределах, которые требует учет бухгалтерский, так как большинство унифицированных форм подписывает, а, стало быть, и ведет именно он. Но, независимо от работы бухгалтера, вы должны помнить, подписывали ли вы табель учета рабочего времени (или табель учета рабочего времени и оплаты труда), расчетно-платежную ведомость (или обе ведомости в отдельности), а ваш бухгалтер должен знать, где и как эти формы хранятся. После этого, обратив внимание на фамилии водителей в табеле учета рабочего времени, стоит проверить путевые листы и тахограммы: если хотя бы один раз вы обнаружили, что по табелю водитель отработал восемь часов, а по тахограмме – десять, отметьте себе: с кадрами у вас непорядок. Будьте уверены: это самая простая проверка (и одна из самых часто встречающихся ошибок в сфере автоперевозок). Если вы, а лучше ваш юрист, посмотрите документы о приеме и увольнении, обратите внимание хотя бы наСвобода выбораКаким бы ни казалось сложным кадровое делопроизводство при близком рассмотрении, и какой бы шок у работодателя не вызвало положение дел во вверенной ему компании, исправить ситуацию можно сравнительно малой кровью. В первую очередь, необходимо провести полный аудит всей документации, и, хотя процедура эта сравнительно недешева (в Москве – от 50 тысяч рублей), экономить тут не стоит: в случае обнаружения нарушений сумма штрафов может быть гораздо выше. Самый простой способ – это сразу озаботиться поиском кадровика, чтобы он и нашел ошибки, и исправил их, и продолжал дальше работать с вашей документацией. Но здесь есть очень важный момент: ни вы, ни кадровикГосударственная инспекция труда в соответствии со ст. 356 ТК РФ: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений,составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;  анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;  направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;  осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка рас-26РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009 Небольшой компании численностью до 35–40 человек, возможно, будет выгоднее оставить кадры под присмотром той фирмы или специалиста, который проводил аудит и «залатывал дыры». Но, если этот специалист не становится вашим штатным сотрудником, придется озаботиться делегированием хотя бы части полномочий кадровика сотрудникам администрации и бухгалтерии, под контролем специалистов, хотя бы до того момента, пока офис-менеджер или секретарь не освоит основные правила ведения документации. В таком случае абонентская плата специалисту и доплата своим сотрудникам вряд ли превысит заработную плату квалифицированного кадровика. Можно поступить иначе и во время проведения аудита договориться об обучении кадровому делопроизводству секретаря, офис-менеджера или бухгалтера. Как показывает практика, при живой работе обучение всегда движется быстрее; кроме того, сотрудника можно отправить на дополнительные курсы. Но необходимо учесть, что даже обученный работник не станет сразу профессионалом в кадровом деле, и без грамотного куратора обойтись не удастся. Компании покрупнее без собственного специалиста по кадрам уже не обойтись: такой документооборот, тем более с учетом специфики автотранспортного бизнеса, ни офис-менеджер, ни секретарь, ни бухгалтер вести без ущерба своим основным обязанностям вряд ли смогут. Однако если вы отказываетесь от присмотра специалистов, не стоит брать работника с небольшимслучаев на производстве или проводит его самостоятельно; принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;На полном аудите не экономь! Сумма штрафов будет чумоваястажем: обучение здесь неприемлемо, и ваш кадровик должен быть уверен в том, что он все делает правильно. Если вам повезло, и ваша компания состоит более чем из ста сотрудников, стоит задуматься о создании отдела кадров. Лучше всего взять за правило: на 35–40 человек – один инспектор или менеджер. Таким образом, вы сможете освободить бухгалтерию от начисления заработной платы, тем более, если кадровый учет ведется отдельно от основной бухгалтерской программы. Делегирование обязанностей может быть различным, например, ведение разных отделов или учет определенных документов, оформление и увольнение, нов любом случае нагрузка должна распределяться равномерно. Помочь в формировании отдела и определении количества специалистов вам смогут ваши аудиторы.Кого берем?Идеально, если аудитор согласится помочь вам с подбором персонала отдела кадров. Но и своими силами справиться можно. Если вы оставляете куратора, то на работу можно взять и специалиста с небольшим опытом работы. Если от услуг сторонней фирмы или специалиста вы отказываетесь, то на кадровике экономить не рекомендуется.X запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач; X ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав,принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; X осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; X информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъ-яснительную работу о трудовых правах граждан; X готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.РЕЙССЕНТЯБРЬ 200927 главная темаЕСЛИКАДРЫинспекции труда напрямую, и каков был результат проверок. Обращайте внимание на позицию кандидата: нередко бывает так, что сам кадровик полностью согласен с претензиями инспектора, но либо не успел (или не мог) исправить документацию, либо позиция работодателя была иной. В таком случае кандидат сам укажет на ошибки, найденные инспектором, и пояснит причину штрафа. Покажите кандидату некоторые документы из «исправленных» под предлогом оценить ситуацию в компании. Хороший специалист, с душой относящийся к своему делу, не только сразу заметит ошибки, но и может попросить вас показать остальные документы. Обратите внимание на образование кандидата: в идеале это диплом юриста или делопроизводителя. Плюсом будет и посещение семинаров по оформлению документации, изменениям в законодательстве, по сложным случаям и типичным ошибкам работодателей. И еще, для грамотного кадровика зарплата «по договоренности» – первый признак того, что требования можно завышать, это значит, что у вас в компании нет даже штатного расписания. Каким бы трудным не казалось положение вашей компании, стоит помнить: в кризис выживают те, кто не только умеет продавать, но и те, кто умеет сберегать. Ваш специалист по кадрам сохранит вам немало сил и средств, а поэтому нужно помнить: без «кадров» вам не обойтись.КОМПАНИЯ СОСТОИТ ИЗБОЛЕЕ ЧЕМ СТА СОТРУДНИКОВ, ЗАДУМАЙТЕСЬ О СОЗДАНИИЛУЧШЕ ВЗЯТЬ ЗА ПРАВИЛО: НА 35–40 ЧЕЛОВЕК – ОДИНИНСПЕКТОРОТДЕЛА КАДРОВ.Блюстители закона о трудеПринято считать, что работник всегда прав, работодатель всегда виноват, а государственный инспектор труда, подобно киношному сыщику, рыщет в документах в поисках допущенных нарушений. Работники пугают инспектором работодателя, а последний часто надеется на авось. Но встреча с государственным инспектором по труду может закончиться для работодателя весьма плачевно в том случае, если он имеет туманное представление о деятельности этой службы.Главное: вам нужно искать именно специалиста по кадрам со знанием кадрового делопроизводства, а не менеджера по персоналу или HR, специализирующегося на методике оценки лояльности персонала. И первый вопрос кандидату должен звучать именно так: «Насколько хорошо вы знакомы с кадровым делопроизводством и сколько лет вы занимались ведением кадрового учета?» Автоперевозки – особая отрасль, и искать специалиста вам придется именно с опытом работы в этой сфере, особенно, если вы занимаетесь международными автоперевозками, так как кадровик должен понимать разницу между российским порядком учета рабочего времени и европейскими нормами. Специфика работы предполагает, что от несчастного случая водитель, увы, застрахован меньше, чем работник торгового зала, и кадровик должен знать на практике оформление таких случаев. А контролировать водителя в рейсе гораздо тяжелее, чем секретаря за стойкой, и оснований для увольнения может быть гораздо больше, чем в другой отрасли. Поинтересуйтесь, сталкивался ли кандидат с проверками, приходилось ли ему общаться с представителямиС кем имеем дело?Непосредственное руководство всеми государственными инспекциями труда осуществляет Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Минтруда и социального развития РФ. Деятельность государственных инспекций труда регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно главе 57 ТК РФ, основными задачами инспекции труда являются:  обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;От 50 000 рублей От 5 лет высшее Менеджер, Инспектор, Начальник отделаСколько стоит специалист по кадровому делопроизводству Опыт работы Образование Должность От 20 000 рублей От 30 000 рублей От 35 000 рублей До 1 года От 1 года до 3 лет От 3 до 5 лет среднее, среднее, высшее неполное высшее, высшее неполное высшее, высшее Менеджер, Менеджер, инспектор Менеджер, инспектор инспекторГосударственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверенийустановленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;  изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными зако-нами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;  расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;  предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных норматив-28РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009 „ обеспечение соблюдения работода-телями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; „ обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; „ доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 2 ст. 355 ТК РФ).А у Вас есть справка, что Вы можете хранить тайны?Государственные инспекторы труда обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей, в том числе хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства, и воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы. Эту норму, закрепленную ч. 2 ст. 358 Трудового Кодекса Российскойных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; X направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельностиФедерации, стоит помнить: нередко работодатели отказываются даже пускать инспектора на порог, ссылаясь на анонимность источника инспектора, и подпадают под прямое действе статьи 363 ТК РФ, предусматривающей ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, и ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) – неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, что влечет за собой штраф в размере от одной до двух тысяч рублей.Как это происходит?Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей в порядке, установленном законодательством (ч. 2 ст. 360 ТК РФ). Согласно ч. 3 ст. 360 ТК РФ, инспектор может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. На практике инспектор может просто не уведомлять работо(документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; X выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.СЕНТЯБРЬ 2009 РЕЙС 29их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; X выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; X запрещать использование не имеющих сертификатовсоответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников; X составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы главная темаВКАДРЫит в том, что ряд документов касаются всех работников в целом – это и Правила внутреннего трудового распорядка, и Положение о защите персональных данных, и Положение об охране труда, и книга учета движения трудовых книжек, и другие документы, предусмотренные законодательством, и иные локальные нормативно-правовые акты, если они указаны в ПВТР. При плановой проверке инспектор будет изучать все документы, касающиеся трудовой деятельности работников. Разница между проверками состоит только в том, что в первом случае инспектор отсмотрит только документы, касающиеся заявителя, но, как показывает практика, если есть нарушения, они будут обнаружены в любом случае. Отдельно стоит сказать о документах, касающихся выплаты заработной платы работникам. Именно эти сведения многие работодатели ошибочно относят к «коммерческой тайне». Нельзя даже заявить о том, что инспектора не интересует размер заработной платы ваших работников: интересует, и еще как. С точки зрения трудового законодательства, два сотрудника одного подразделения с одинаковым названием должности не могут получать различную заработную плату, даже если один из них – выпускник-первогодок, а второй – профи с десятилетним стажем. С точки зрения инспектора, одно название должности – это одинаковый функционал, а за работу равной ценности следует равная оплата. В «зарплатных» документах даже в лучшие времена постоянно выявлялись нарушения, не говоря уже о кризисе – зарплату далеко не всегда выплачивают именно в день, предусмотренный соответствующим нормативно-правовым актом, не говоря уже о том, что работодатели не всегда помнят о том, что дата выплаты заработной платы должна быть четко указана в этом акте. Предоставлять все запрашиваемые документы работодатель обязан: в противном случае это может быть расценено как неповиновение законному требованию должностного лица.СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ ПРЕД-СТАВИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ В СЛУЧАЕ ОТКАЗА ПРОВЕРЯЕМОГО ДАТЬ РАСПИСКУ ОБ ОЗНАКОМЛЕНИИ АКТ НАПРАВЛЯЕТСЯ ЗАКАЗНЫМ ПОЧТОВЫМ ОТПРАВЛЕНИЕМ С УВЕДОМЛЕНИЕМ О ВРУЧЕНИИЧем грозитПо результатам проверки инспектор составляет акт. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия представителя организации или в случае отказа проверяемого дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки. При обнаружении нарушений трудового законодательства инспектор выдает предписание. Его суть может быть различной: устранение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, восстановление нарушенных прав работников, привлечение виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранение их от должности в установленном порядке. В предписании указывается срок устранения нарушений.присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала, подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.дателя заранее. Тем не менее, эта норма ТК РФ спорна. Согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (вступил в силу 1 июля 2009 года) о плановой проверке работодатель уведомляется не позднее, чем за три рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9), а о внеплановой проверке работодатель уведомляется органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения проверки любым доступным способом (п. 16 ст. 10). Инспектор, в отличие от сыщиков, всегда знает, что он ищет. Если проверка инициирована обиженным работником, то инспектор требует только те документы, которые касаются деятельности именно этого работника. Но проблема для работодателя состоВ акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки, наименование органа государственного контроля, дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку, наименование проверяемо30 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009го юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки, дата, время, продолжительность и место проведения проверки, сведе-ния о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения, сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, Также инспектор составляет протокол и возбуждает дело об административном правонарушении. Наиболее часто применяемой статьей является статья 5.27 КоАП РФ – нарушение законодательства о труде и об охране труда. За нарушение части первой следует наложение административного штрафа на должностных лиц (директора) в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Часть вторая ст. 5.27 предусматривает для должностного лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Дела по ч. 2 статьи 5.27 рассматривает судья, по части первой – рассматривается судьей в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ст. 23.1 КоАП РФ). Государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 статьи 5.27. Рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 в масштабах отдельной инспекции вправе руководители, начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда.Друг или враг?К счастью, плановой проверке подвергаются далеко не все компании. А вот обиженный работник действительно может причинить немало хлопот. Хорошо, если его обида субъективна, и инспектор, даст на подпись акт со словами «нарушений не выявлено». Замечено, что обычно в инспекцию по труду обращаются именно уволенные или уволившиеся работники, которые считают, что их уволили не-справедливо или недоплатили зарплату. И именно, при увольнении и выплате зарплаты чаще всего и допускаются ошибки, которые для инспектора всегда на виду. Поэтому самому провоцировать проверки не стоит: работник, даже если он был не лучшим, должен уходить без злобы на работодателя. Привести инспектора с проверкой может и соискатель, которому, на его взгляд, неправомерно отказали в приеме на работу. Особенно это касается соискателей женского пола: нередко работодатели указывают в объявлении «строго мужчина», что очень не нравится кандидаткам и представителям инспекции труда. Лучше указать, какое конкретно образование вы ждете от кандидата: требовать от начальника отдела эксплуатации «высшее автомобильное» – это право работодателя. А само собеседование «разбивать» как минимум на два этапа: общее знакомство с кандидатом и проверка его практических знаний, при этом на последнем этапе лучше перестраховаться и письменно объяснить кандидату, почему он не соответствует заявленным требованиям. Только помните, что основания для отказа должны соответствовать описанию вакансии. Причиной для визита инспектора могут стать и задержки заработной платы, и лишение премий, и изменение условий оплаты труда. При этомработником, обратившимся в инспекцию, может быть на первый взгляд довольный всем сотрудник. В этом случае особо пристальное внимание инспектора будет обращено на соответствие действующему законодательству локальных нормативно-правовых актов, регулярность выплаты зарплаты, правильность оформления и предоставления отпусков, наложение дисциплинарных взысканий, основания для снижения размера заработной платы или невыплаты премиальных. В этом случае вычислить «наводчика» практически невозможно, хотя цель инициирования проверки достаточно ясна – заставить работодателя соблюдать трудовое законодательство. Государственный инспектор труда может и помочь: в его обязанности входит и дача разъяснений по вопросу применения Трудового кодекса и иных актов. Бояться проверок не стоит: несмотря на внушительный размер штрафа, это все же профилактическая процедура, польза которой ощутима. Помимо всего прочего, проверки позволяют и оценить работу инспектора по кадрам или стороннего специалиста, а иногда – и задуматься о введении в штат новой единицы в лице ответственного за учет персонала и соблюдение трудового законодательства.Даниела Вилларская,юрисконсультСЕНТЯБРЬ 2009РЕЙС31