10
12
14
15
экономикаЛОГИСТИКАШТОПОР ДЛЯ ПРОБОКВнутригородские перевозки в крупных городах представляют большую проблему, в первую очередь, из-за пробок, и поднять их эффективность труднее всегоНИКОЛАЙ ЛОБАНОВ эксперт по логистике интернет-портала «Лобанов-Логист»Организация внутригородских перевозок для большинства компаний стала кошмаром. Пробки на дорогах Москвы и других мегаполисов привычны и не исчезают даже ночью. Пробки добрались уже до небольших по московским масштабам областных центров, таких как Саратов. Надежды на гаишников давно растаяли, как прошлогодний снег. Как же в такой ситуации управлять внутригородскими перевозками? Как гарантированно, в соответствии с договором о поставках, развезти товар по торговым точкам? Посмотрим на эту проблему взглядом логиста компании, имеющей парк в 50–150. Можно конечно организовывать транспортные поставки по старинке: загрузил машину, выдал все документы, а дальше все надежды на водителя и «авось»! А потом, когда поставка товара будет сорвана, с глубокомысленным видом развести руками и сказать: что ж поделаешь, «форс-мажор», пробки понимаете ли! И, в результате, компания останется без серьезных клиентов, а значит, без прибыли. Что можно сделать в такой ситуации неопределенности на дорогах? Призовем на помощь логистику – технологию, науку, мировоззрение, что это – логистика, пока точно не выяснили, но уже с высоких трибун говорят, помогает! Кратко транспортную логистику можно представить «правилом шести»! Правило шести «right» в полной мере определяет задачи, стоящие перед транспортной логистикой: «Getting the right product, to the right place, at the right time, in the right quantity, with the right quality, for theРЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009right cost». На русском языке это буквально будет звучать так: «Получить правильный продукт, в правильном месте, в правильное время, в правильном количестве, правильного качества и с правильными затратами». Иногда, правда, добавляют седьмой пункт «for the right customer – для правильного покупателя», что собственно тождественно пункту «правильное место», но это не более, чем вариант трактовки, суть от этого не меняется. Давайте рассмотрим это правило более подробно. Начнем с последнего пункта, сделав акцент именно на нем.Пункт №6 «правила»«с правильными затратами». Транспортные затраты – эта статья бюджета, особенно актуальная при работе с крупными розничными сетями, так как поставки товара в их точки идут очень маленькими партиями, а очереди, чтобы сдать привезенный товар, измеряются часами, а то и сутками. Отношение «сетей» к поставщикам диктаторское на основании кабальных договоров. Крайним в цепочке поставок оказывается водитель. Затраты компаний в бюджетных статьях на транспорт по поставке товара клиенту составляют 3–6% от цены товара. При поставках в «сети» эти затраты значительно превышают средние показатели. Но этот ущерб можно минимизировать!Несколько практических советов:1Не стоит спорить и «бодаться» с сотрудниками «сети» – они работают «задешево» в формализованной клетке и не мотивированы на результат, получая только «кнут».Войдите в их положение и вместе обойдите незыблемые правила их регламентов. 2 Особо тщательно планируйте поставку в «сеть», установите доверительные отношения с менеджером, который вас ведет и не поленитесь лишний раз согласовать время поставки и ассортимент товара. Те же самые согласования сделайте со своим складом и транспортным отделом. «Сеть» – это VIP-клиент, поэтому отношение должно быть соответствующее. 3 Закрепите водителя-экспедитора за конкретным магазином «сети» – пусть он на своем уровне наладит отношения с сотрудниками магазина, проинструктируйте водителя-экспедитора хорошенько. Сотрудникам склада «сети» мало платят и жестко регламентируют и формализуют их работу, поэтому чтобы не нарваться на «итальянскую забастовку» при сдаче товара, снабдите водителя финансовыми средствами. Поверьте, это дешевле, чем суточный простой около их склада, а потом отказ от приемки товара из-за какой-нибудь мелочи. 4 При составлении маршрута выделите для «сети» отдельную машину соответствующего размера, может, даже «каблук», если товара три коробки. Загружая в «сетевую» машину товар других точек, вы повышаете риск срыва сроков поставки в них, а это может повлечь серьезные штрафные санкции. 5 Ни в коем случае не посылайте в «сеть» наемную машину, даже со своим экспедитором – можно вылететь в трубу по оплате такого рейса. Организация управления внутригородскими перевозками всегда должна рассматриваться с точки зрения их рентабельности, так как выйти за рамки бюджета10 экономикаЛОГИСТИКАздесь очень легко. Основной показатель – это относительная стоимость поставки к стоимости доставляемого товара! На фоне вышесказанного отметим еще одну проблемку – деталь, присущую почти всем компаниям, работающим в малом и среднем бизнесе! Это отсутствие в их КИС (Корпоративная информационная система) достоверной справочной информации о габаритах и весах товара и его упаковок. Без этого планирование оптимальной загрузки машин схоже с гаданием на кофейной гуще. Этот факт говорит о значительных издержках, которые несет компания, посылая на маршрут полупустую машину или разбирая на складе, то, что не влезло в машину! В этом случае разговор о рентабельности перевозок становится преждевременным.Пункт №1 «правила»А водители утречком собираются у диспетчера и ждут у моря погоды, пока тот соизволит прийти на работу, попить кофе, покурить, сделать макияж (это для дам). И это вместо того, чтобы уже быть на складе и по утру без пробок выехать на маршрут. С местом доставки тоже не всегда бывает гладко, так как в товаросопроводительных документах часто встречаются названия компаний типа «Рога и копыта», не соответствующие раскрученному бренду клиента и водителю сложно понять туда ли он приехал. В моей практике было такое, что водители разгружались на соседнем складе с аналогичной продукцией, после чего начинались большие разборки.Несколько практических советов:«получить правильный продукт»  – слабое место многих компаний. Когда водителю, сидящему в машине, загружают не весть что и не весть как, то вероятность того, что возникнут проблемы с клиентом при сдаче-приемке товара резко возрастает.Несколько практических советов:Водитель по возможности должен быть и экспедитором, за дополнительную плату, конечно. 2 Водитель должен присутствовать при погрузке и выгрузке товара, а если он еще и экспедитор, то принять и сдать товар по количеству мест и наименованиям артикулов, тщательно проверив упаковку и укладку товара. 3 Лучше, если сдача-приемка товара будет не в авральные утренние часы, а ночью в спокойной обстановке дежурному водителюэкспедитору. Правда, здесь возникает двойная материальная ответственность, но на практике это не является проблемой – водители не будут подставлять друг друга из-за эффекта бумеранга.1Пункт №2 «правила»«в правильном месте» – тоже не редкость, когда план поставок и маршруты составляются «на ходу», если вообще составляются.12 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009Планирование и контроль внутригородских перевозок – это больная тема почти всех компаний. Как правило, это связано с плачевным состоянием КИС – корпоративной информационной системой всей компании, с непрописанным документооборотом, несогласованными и утвержденными регламентами и нормативами бизнес-процессов и операций. Чтобы как-то решить проблему, нужно хотя бы за сутки иметь план поставок, согласованный с клиентом. 2 Сейчас появилось много ПО – программное обеспечение, так называемые «маршрутизаторы», которое способно разработать предварительные маршруты в статике, то есть до выхода машин в рейс, и с помощью GPS контролировать их прохождение. Но для внутригородских перевозок точность и актуальность применяемых карт оставляет желать лучшего. Поэтому доверять данным системам без проверки пока опасно. Кроме того, в них пока не реализован очень важный и необходимый функционал, такой как: автоматизация «обратных связей» от машины, через электронный регистратор или водителя, через мобильный телефон; изменение маршрутов в динамике, когда машины уже на маршруте, на основании информации, поступающей от обратных связей. А может быть, где-то реализован, но я пока1не видел! Электронные технологии развиваются быстрыми темпами, поэтому есть надежда на более полную реализацию функционала ПО для перевозок и на снижение цены всего этого удовольствия. Не будем забывать о пункте №6 – «с правильными затратами»! 3 На появление систем автоматического контроля автомашины с помощью GPS, где в режиме реального времени снимаются в КИС данные не только о местонахождении машины, но и основные ее параметры, расход топлива, скорость и т. д., многие водители реагируют негативно и уходят из компании. Поэтому нужно быть к этому готовым и разработать хорошую объективную систему мотивации водителей.Пункт №3 «правила»«в правильное время» – реально управлять перевозками можно только зная и отслеживая каждую минуту движения транспорта. Чтобы доставить товар точно в срок, нужно обладать текущей информацией и корректировать свои действия, действия водителей, пересогласовывая планы доставки с клиентом.Несколько практических советов:Пробки на дорогах – бич транспортного логиста. Они появляются, когда не ждешь и где не ждешь! Прогнозу поддаются, но слабо! Им можно противопоставить только систему мониторинга и контроля. Если у вас пока нет серьезной компьютерной системы – не по карману она вам, то хотя бы выдайте водителям мобильники, и пусть они отзваниваются диспетчеру при прохождении контрольных точек или возникновении проблем на дороге. А диспетчер, в свою очередь, будет предпринимать адекватные корректирующие действия. 2 Пробки можно упреждать, изменив график развоза товара. Как я писал выше, товар лучше загружать в машины ночью, чтобы в 7.00 утра водитель уже ехал по свободным пока дорогам. 3 Предоставьте водителю право отклоняться от1 экономикаЛОГИСТИКАмаршрута, ведь ему там, на маршруте, виднее состояние заторов, да и сарафанное радио работает быстрее любого компьютера. Не стоит сильно доверять мониторингу из компьютера. При этом водитель должен быть четко мотивирован на доставку товара клиенту точно в срок. Это очень важно! 4 По мониторингу диспетчер может видеть отклонение от заданного времени доставки клиенту. Как минимум нужно созвониться с клиентом и предупредить об изменении времени доставки товара. Такая мелочь очень благоприятно сказывается на отношениях и серьезно снижает взаимные издержки от случившегося отклонения от плана. 5 Периодически проводите статистический анализ времени маршрутов и корректируйте исходную информацию в КИС. Со временем точность планирования достигнет удивительной величины, несмотря на пробки и прочие форс-мажоры на дороге. Главное, у вас должна быть упреждающая Система! А какая? Так это в соответствии с вашим кошельком! 6 В некоторых компаниях вместо того, чтобы составить с клиентом грамотный договор о долговремен ном со т ру д н и че с т ве, доверии и описать работу с претензиями, практикуются разовые бизнес-контакты, как результат недоверие, которое выливается в обязанность полного поштучного пересчета товара при сдачеприемке водителем-экспедитором клиенту. Эта необоснованная процедура отнимает много времени у всех  – на складе компании, у водителя, у клиента. Хотя по ПБУ вполне достаточно выборочной проверки до 10% товара. В этом потерянном времени сокрыты огромные ресурсы к развитию. Общая задача логистов и коммерсантов – повышение уровня взаимного доверия в отношениях грузоперевозчика и грузополучателя.Пункт №4 «правила»ной ответственности в сочетании с адекватной системой мотивации не должна прерываться ни на миг – это необходимое условие того, что товар доедет до клиента в нужном количестве. В некоторых компаниях экономят на упаковке, маркировке товара и собранных клиенту заказов и как результат неразбериха, пересортица, значительное увеличение времени по грузопеработке и приемо-сдаче заказов. А это не что иное, как потерянные деньги компании и клиента, снижение уровня качества сервиса, который сейчас становится важнейшим критерием при выборе бизнес-партнера. Господа, не экономьте на фирменном скотче, новых гофрокоробах и поддонах – это в реальности очень дорого вам обходится!Пункт №5 «правила»улучшить организацию управления внутригородскими поставками и перевозками.Несколько практических советов по мотивации водителей:12«в правильном количестве». Цепочка индивидуальной материаль14 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009«правильного качества». Качество поставляемого клиенту товара, безусловно, зависит от проверки качества во всей цепочке поставок, начиная от производителя. Но на последнем этапе водитель может привезти клиенту «винегрет», а не товар. И весь труд предшественников насмарку! А ведь нужно опять же соблюсти несколько элементарных вещей: материальная ответственность водителя, правильная упаковка товара и укладка его в машину, страхование перевозки, Тогда водитель десять раз подумает, с какой скоростью ехать по ямам, рельсам и колдобинам, а вероятность порчи товара резко снижается. Тем более что: Согласно ст. 57 Устава автомобильного транспорта РФ «…Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза». Вот шесть элементарных пунктов правила логистики, при соблюдении которых вы можете существенно345■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■6Система мотивации должна быть простой и понятной водителю с его точки зрения. Сложная схема с большим количеством формул и составляющих способна создать впечатление, что она создана запутать его и уменьшить реальную зарплату. Дополнительные функции водителя, такие как экспедирование, погрузо-разгрузочные работы, инкассирование, использование своего сотового телефона и др., должны быть оговорены заранее, регламентированы, нормированы и, естественно, дополнительно оплачены в виде фиксированных доплат. Базовая часть зарплаты – оклад должен быть гарантирован и составлять не менее, чем 70% от всей зарплаты за работу водителем. Величина зарплаты на руки от оклада должна пропорционально зависеть от реально отработанного времени, с учетом коэффициентов ночных и выходных по ТК РФ. Нарушение работодателем ТК РФ, не согласованное с водителем, ведет к ответным мерам со стороны водителя, воровству, снижению производительности и качества труда, работе на показуху. Показатели для начисления или уменьшения премиальной (до 30%) части зарплаты могут быть следующие: объем и вес перевезенного товара, с поправкой на тип машины, количество заказов или точек клиентов, количество возвратов на склад под загрузку, длина маршрута в км, расход топлива, с поправкой на тип и пробег машины, удержание за порчу товара при перевозке, штраф за необоснованный срыв поставки товара клиенту, штраф за обоснованную претензию клиента. Передача автомашины компании в лизинг водителю позволяет в не- сколько раз снизить эксплуатационные затраты на машину и иметь преданного и лояльного сотрудника. Схема проста. Например, компания приобретает «Газель» за 300 тыс. руб. и заключает договор с водителем, что по истечению 3-х лет или пробега 100 тыс. км он выкупает машину за четверть ее стоимости, то есть 75 тыс. руб. Выгодно и компании, и водителю! Немного о практике составления маршрутов по внутригородским перевозкам (на примере Москвы). Первым шагом в составлении маршрута является определение на карте координат вашего склада и точек ваших клиентов. Если у вас больше 10 машин, то вручную эта процедура становится весьма трудоемкой. При использовании ПО, возникает проблема качества электронной карты. Второй шаг – это разделение города на зоны. При этом это деление может строиться по разным принципам, которые зависят от расположения,группировки и типа клиентов. Возможно деление по округам, возможно – по радиальным направлениям вдоль основных трасс, возможно выделение зоны близ МКАДа, третьего кольца, садового кольца – это процесс творческий и зависит от специфики бизнеса компании. Необходимо учесть, что въезд в разные районы Москвы ограничен для определенного вида транспорта. Третьим шагом группируете клиентов согласно выбранным зонам. Четвертый шаг – это составление и расчет маршрута исходя из оптимизации расстояния и времени. Определить расстояние между адресами по электронным картам в интернете сейчас не представляется сложной задачей. Время прохождения этого расстояния по Москве можно посчитать исходя из средней скорости движения 15 км/час. Время на приемо-сдачу и разгрузку товара определяется индивидуально путем хронометража. Если у вас таких данных пока нет, то условно можно принять время на приемо-сдачу на однуточку 20 мин., а время разгрузки товара – как 15 мин. на 100 средних гофрокоробов. Далее все просто – сумма временных отрезков между точками равняется времени рабочей смены водителя. Когда у вас один склад, с которого идет развоз товара, то, как правило, маршрут делается кольцевым, если складов несколько, то задача серьезно усложняется. Пятый шаг – проверка и тестирование маршрутов. Хорошо, если у вас постоянные точки развоза, в этом случае полезно самому проехаться по нескольким маршрутам и посмотреть уровень ошибки. Если адреса клиентов каждый раз разные, то можно использовать статистику по ближним к ним точкам. Шестой шаг – обязательно в качестве проверки учитывайте мнение опытных водителей. Ехать-то им придется. И седьмой – последний. Как бы грамотно вы не составили маршруты, но без толкового диспетчера качественная реализация внутригородских поставок весьма затруднительна.СЕНТЯБРЬ 2009РЕЙС15РекламаРеклама