экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕНЕ В СВОИ САНИПеревозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов интенсивно развивались и до кризиса, а при взятом курсе на модернизацию экономики неизбежно возрастут. Может ли на этот рынок войти обычное автотранспортное предприятие, какие сложности и опасности поджидают перевозчика при подобных работах и стоит ли вообще столь резко менять специализациюНа конференции по логистике специальных грузов, организованной компанией «Black Sea Forum», проблемы с логистикой негабаритов в своем выступлении обобщил руководитель информационноаналитического агентства «JnfraNeus» Алексей Безбородов. Статистика КТГ такова. Суммарные перевозки негабаритов через таможенные границы РФ выросли в 2008 г к 2007 на 21%. В импорте на 27% и в экспорте – на 13%. Количество контрактов в импорте, по которым завезено негабаритное оборудование и груз КТГ, превышает 6900. Количество единиц негабаритного груза, весом более 10 тоннРЕЙС ЯНВАРЬ 2010и габаритами, которые в большинстве портов признано негабаритными, более 18 тыс. Стоимость контрактов в импорте выросла на 31% до 226,9 млрд. руб. в заявленных таможенных ценах. Количество экспортных контрактов, по известным причинам – меньше. Их количество в 2008г выросло на 13% до 3800. Количество единиц негабаритного груза, весом более 4 тонн и габаритами, которые в большинстве портов признано негабаритными, более 10 тыс. Стоимость контрактов в экспорте выросла на 16% до 53 млрд. руб. в заявленных таможенных ценах. Оценка экспертная, многие экспортные грузыэкспортеры и не демонстрируют таможне, и не дозаполняют подробные контракты. Мало того, в отличие от импортных поставок, в экспорте, если он не военный, контроль за достоверностью поставок фактически не ведется. Что и говорить, статистика неполная, но рост КТГ – налицо. Да, можно сказать, что это до кризиса, но курс на модернизацию делает такие перевозки востребованными. Самый щекотливый вопрос – цена контракта. То, что эти контракты, несмотря на все сложности заключения и исполнения, выгодны – не вызывает сомнения хотя бы потому, что они позволяют обеспечить фронт работ АТП на много месяцев. В этойсвязи ситуация вокруг проведения тендеров на перевозку КТГ по определению напряженная. Особенность перевозок KTГ такова, что самый дешевый, на первый взгляд, маршрут становится самым рискованным, а самый дорогой – наоборот гарантирует нормальное исполнение контрактов. В такой ситуации появляется, особенно сегодня, достаточно большое количество компаний, которые, зная о тенедерах, пытаются в них пролезть, не понимая на входе даже, какую технику им придется использовать и какова себестоимость перевозки. Хотя контракты на перевозку КТГ – вещь штучная, и их цена учитывает множество специфических факторов, но, по данным аналитиков, средняя ставка по РФ за перевозку грузов 3 и 4 категории, т. е. собственно крупногабаритных и тяжеловесных, составляет от 150 до 200 за одну ось, помноженное на количество осей, необходимых для перевозки данного груза и помноженное на рабочие смены. Давайте определимся, как руководитель АТП понимает возможность перевозки КТГ. Есть КТГ и КТГ – если речь идет об эксклюзиве типа перевозки зеркала телескопа, царь-колокола и т. п., то разыгрывать между собой право на транспортировку такого уникального груза будут несколько специализированных на этом нелегком деле компаний с командой квалифицированных специалистов, мощной техникой, наработанными связями… Речь же пойдет об обычных КТГ, тяжелых, негабаритных, но обычных. Этот4 рынок развивается как ответ на сегодняшнее и грядущее развитие экономики по инновационному типу. Техника есть, водители в нынешних условиях готовы взяться за любую работу, и посему складывается мнение, что перевезти груз любой категории, в том числе и КТГ, не так уж и сложно. Однако, разобравшись в деталях таких перевозок, разумный руководитель семь раз отмерит, прежде чем возьмет столь выгодный на первый взгляд заказ. Негабаритный груз – негабарит во всем, включая особые правила перевозки, мощные транспортные средства, подготовленных водителей, тщательно проработанные и согласованные маршруты, специфическуюлогистику на каждом виде транспорта. А есть еще опасные грузы, которые подразделяются на целых девять классов. Для них важна не только доставка в срок, в целости и сохранности, но и без чрезвычайных происшествий. Негабаритный (нестандартный) груз – это любой громоздкий или тяжелый предмет, который из–за своего веса, размеров или специфических особенностей нельзя перевозить в закрытом дорожном транспортном средстве или закрытом контейнере, то есть стандартными видами транспорта. Под стандартными ограничениями в этом случае следует понимать минимальные и максимальные ограничения, установленные с учетом условий безопасности перевозки различных грузов на каждом виде транспорта (и для каждого государства, если перевозка проходит по территории нескольких стран).Каким бы видом транспорта вы не воспользовались для перевозки КТГ, конечно-начальные операции по его доставке вероятнее всего придется осуществлять на автомобиле. Однако в перевозочном процессе КТГ транспортное средство – отнюдь не узкое место, благо выбор техники достаточно велик. А вот с разработки проекта маршрута, его согласования и реализации действительно начинаются проблемы, причем как объективные, так и субъективно российские. Марафон согласительных процедур может длиться год. Так, чтобы утвердить маршрут перевозки спектрометра весом 126 т, диаметром 5 м и длиной 20 м из Балашихи в Протвино Московской области, потребовалось потратить целый год на согласование с 30 организациями, чьи объекты находились по ходу автопоезда. Но грузы, подобные спектрометру или ядерному реактору, перевозят не так часто, а вот для рядовых грузов, но попадающих под категорию КТГ, существует разработанный и опробированный порядок получения разрешений. Итак, к заявлению на перевозку должны быть приложены документы с информацией о спецификации на груз; чертежами груза; точный вес и размеры каждого грузового места; адрес загрузки и выгрузки; маршрут следования. Эти документы, в зависимости от плана передвижения, подаются на согласование в одну из следующих служб: Федеральное дорожное агентство (выдаетРеклама ЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 5 экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕразрешение на международные перевозки грузов); федеральные дирекции автомобильных дорог России (выдают разрешения на межрегиональные и местные перевозки грузов по федеральной сети дорог); региональные дирекции (выдают разрешения на межрегиональные и местные перевозки грузов по федеральной сети дорог); территориальные органы управления дорожным хозяйством (выдают разрешения на межрегиональные и местные перевозки грузов по обслуживаемой сети дорог). На основании поданного заявления сотрудники вышеперечисленных ведомств согласовывают маршрут со всеми организациями, производственные объекты которых располагаются на пути следования транспорта (рассматривается высота линий электропередач, наличие путепроводов и т. д.). Например, пересечение транспортными средствами с КТГ железнодорожных путей и его точное время должны быть согласованы начальником участка. Если согласование прошло успешно (о том, сколько оно может длиться, сказать заранее нельзя – вы это уже поняли), то автору запроса выдается пропуск на транспортировку – для международных в ГИБДД МВД РФ, для внутренних – в дежурной части подразделения ГИБДД РФ. Плюс почетный «эскорт» – патрульные автомобили ДПС и автомобили прикрытия. Первые осуществляют мониторинг проезжей части, вторые – оповещают водителей автопоезда обо всех помехах на дорогах. При перевозке КТГ осложне6 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010ния возможны на каждом километре пути, на каждом повороте. Итак, высота контактнокабельных, сетей городского транспорта слишком мала, проезд автопоезда невозможен. Как вариант решения – в ночное время можно частично демонтировать участок сети или под надзором ГИБДД осуществить проезд по полосе встречного движения. Если полотно дороги не в состоянии выдержать нагрузку при перевозке КТГ, то в качестве варианта решения возможно либо упрочить участок дороги специальным настилом из железобетонных плит или железных листов, либо выбрать объездной маршрут. Либо при отсутствии такового и необходимости осуществления постоянных перевозок построить участок дороги, по которому можно будет объехать критичный участок трассы. Капиталоемкое и, как правило, долговременное занятие. Иногда груз приходится разбирать и транспортировать по частям, если он при транспортировке не проходит под мостом. Как же происходит выбор транспортной компании для перевозки КТГ? Каким критериям должен соответствовать перевозчик. Экспертизу инженерного решения, которое предлагается в проекте маршрута, должен осуществлять представитель грузоотправителя – специалист, компетентный в области сложных перевозок, с тем, чтобы после года согласований не остаться ни с чем. В таком животрепещущем вопросе, как «цена и качество» есть и третья составляющая – безопасность.Так что демпинг в перевозках КТГ – это как раз тот случай, когда скупой не то что заплатит дважды, а может и всю жизнь не расплатиться. Добросовестные компании–перевозчики КТГ, дорожащие своей репутацией, естественно, назовут свои реализованные проекты. Вы должны попросить предъявить банковские гарантии на возврат средств в случае провала перевозки. Такие документы – рутинная процедура для серьезных компаний, поэтому перевозчик, заслуживающий доверия, передаст их без проблем. Если же в компании работает всего несколько человек, это повод для беспокойства и сомнений. Ведь качественное инженерное решение сегодня – это не только красивый проект, но и техника, оборудование, специалисты, обслуживающие оборудование, административный персонал, который будет решать организационные проблемы, неизбежные в любом крупном проекте. Для солидной компании лицензии и именные сертификаты сотрудников, подтверждающие квалификацию персонала, это предмет гордости, а не причина головной боли. Ответственный этап взаимоотношений перевозчика и грузовладельца – согласование проекта. В проекте перевозчик описывает предлагаемое инженерное решение, по нему грузовладелец может обнаружить в этом документе формальные признаки компетентности перевозчика. Так, к описанию инженерного решения должен быть приложен список оборудования, с помощью которого пла-нируется выполнять работы. Список оборудования должен быть подробным, в нем обязательно должны быть указаны модели и годы выпуска каждой машины, их технические характеристики. Следует заранее определиться, чем планируется заменять оборудование, по тем или иным причинам вышедшее из строя. Механизмы, используемые в проекте, определяют его успех, поэтому механический запас прочности сложно переоценить. Ну и, наконец, это анализ истории аварийности компании. Отсутствие серьезных аварий или инцидентов – это косвенное (но очень убедительное!) свидетельство жизнеспособности и качества инженерных решений, которые предлагает компания своим клиентам. Особое внимание – логистике. У КТГ-логистики есть одно несомненное преимущество в том случае, если компании, специализирующиеся на перевозках КТГ грузов, используют ЕРС-контакты, под которыми понимаются договоры с фиксированной ценой. В этом случае подрядчик-перевозчик принимает все риски его осуществления с момента проекта до момента передачи заказчику со всеми гарантийными обязательствами. Умение организовать воедино длиннейшие цепочки перевозок, стыковок всех возможных проблем в одну, контроль за многомесячными проектами, с выбором экспедиторов и всех сервисных служб – вот что такое ЕРС-контракт.Ирина ПоляковаКАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК