32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
автомобилиСАМОСВАЛЫОТСЕКАЯЛИШНЕЕ32РЕЙС ЯНВАРЬ 2010 BEIFANG-BENCHIНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ заместитель главного редактора журнала «Рейс»Два года назад автоперевозчики буквально сметали с площадок дилеров тяжелые самосвалы любых марок: европейские, корейские, российские... И китайские тоже. Сейчас, в период затишья, есть возможность более внимательно посмотреть, что мы покупали вчера и что, возможно, будем покупать завтраСколько в Китае производителей тяжелых грузовиков, знают только сами китайцы, но, по российским или европейским понятиям, – их много. Не два, не три автозавода и не десяток – больше. Какие-то ведут свою историю со времен братской дружбы с СССР, другие – плод сотрудничества с европейскими и японскими компаниями в период «Большого скачка». Интересно, что одними из первых в КНРпришли западные немцы, причем еще до объединения Германий. В 1988 году китайское правительство подписало договор с концерном Daimler-Benz о строительстве завода в городе Баотоу, в северном автономном районе КНР Внутренняя Монголия. А в 1995 году на нем началось производство грузовиков. Автозавод является частью машиностроительной корпорации Inner Mongolia №1 Mashinery Plant Group. Первоначально машины так и называ-лись – Inner Mongolia №1, потом появилось другое имя, Beifang-Benchi,(читать надо – Бейфан Бенчи), что в переводе на русский означает «Северный Бенц». Резкое, как удар, слово «бенц», китайцы выговорить не могут… Автозавод специализируется на выпуске тяжелых грузовиков, а в их основе лицензия, закупленная у Mercedes-Benz на автомобили модели MK-SK, стоявшие у немцев на конвейере до появления Actros. ПричемЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 33 автомобилиСАМОСВАЛЫЕсли бы не кабина от Mercedes MK-SK, то самосвал Beifang-Benchi можно было бы спутать с любым другим «китайцем», а кузова, похоже, делают по одним лекалам. У четырехосника объем кузова – 21,4 м3, гидравлика лицензионная HYVAВ пневмосистеме есть сменный силикогелевый патрон-осушительПара аккумуляторных батарей прикрыта пластмассовой крышкойНесмотря на северное происхождение, подогрева у китайских АКБ нетв Германии Mercedes MK-SK выпускались до 1997 года, параллельно с китайским «Бенцем»! Конечно, сначала китайцы просто собирали автомобили из поставляемых немцами комплектующих, но потом из Германии поступило соответствующее оборудование, и они полностью освоили производство. Сейчас ежегодно выпускают около 10 тысяч грузовиков, 20 базовых моделей, с более чем сотней модификаций. В Россию до кризиса в основном везли трех- и четырехосные самосвалы, а дистрибьютором Beifang-Benchi является компания «Вектор» из Улан-Удэ. В 2009 году поставки прекратились, и сейчас распродают те автомобили, что ввезены раньше, а в 2007 их ввезли без малого 500, в 2008 – 163 самосвала. Причем самосвалы не из дешевых, даже среди «китайцев» Beifang-Benchi выделяется ценой. До кризиса за трехосный самосвал в московской группе компаний «Сто богатырей» просили 2 млн.100 тыс. рублей, а за четырехос34 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010ный – 2 млн. 500 тыс. рублей. Сейчас торгуют себе в убыток: 1 млн. 450 тысяч и 1 млн. 550 тысяч рублей, соответственно. В Россию грузовики чаще всего гонят своим ходом через Казахстан или через российско-китайскую границу в районе Благовещенска. Поэтому не стоит удивляться показаниям спидометра новой машины, на нем будет минимум 9 тысяч километров пробега. Другой вариант поставки – железной дорогой, тогда их грузят в полувагоны. Отличительный признак самосвалов, перевозимых таким способом – обрезанные и приваренные вновь козырьки кузовов. Иначе они не вписываются в ж/д-габариты высоты.ДвигательКонечно же, китайцы хотели купить все семейство Mercedes MK-SK, со всеми технологиями и прочими потрохами, но дальновидные немцы на это не пошли. А потому в Поднебесной на-ладили производство мерседесовских дизелей только модели ОМ 441, V-6 рабочим объемом 10,96 литра мощностью от 270 до 340 лошадиных сил. V-образные «восьмерки» на грузовики Beifang-Benchi, ставили другого известного немецкого производителя, тоже лицензионные – Deutz модели F8L413F, объемом 12,8 литра и мощностью 256 л. с. Причем они были с воздушным охлаждением! Но куда делись все эти немецкие моторы – сегодня никто не знает. Говорят, возможны поставки самосвалов с дизелями Cummins, опять-таки китайского производства, но в Россию тяжелые грузовики Beifang-Benchi поставляются только с двигателями семейства Steyr WD615. Как, впрочем, и самосвалы земляковконкурентов HOWO, IVECO Ling Ye, Shaanxi, а также различная спецтехника. Китайцы свои «Штайры» разве что к швейным машинкам не прикручивают. И это существенно упрощает российским перевозчикам поиск запчастей в BEIFANG-BENCHIЭтот дизель WD12, объемом 11,6 литра, пока еще в Россию не поставляется, но, мотор вполне современный, мощнее и лучше своего австрийского предкаХуже всего, что ржавеет труба воздуховода от турбины к интеркулеруЗаслонка на выпуске, не только является замедлителем, но и глушит моторПривод ТНВД у WD615 в исполнении Евро-2 идет через вал компрессораНа двух таких пружинных стойках подвешена кабина «Северного Мерседеса»случае поломки. В основе этих моторов действительно лежат лицензии на двигатели Steyr середины 70-х годов. Выпускает их компания Weichai Power, держащая в Китае 80 процентов рынка автомобильных и судовых дизелей, еще у нее есть права на производство двигателей Deutz. Steyr WD615 – рядные «шестерки» объемом 9,73 литра с диапазоном мощности от 240 до 380 л. с. при 2200 об/ мин, и моментом от 1000 до 1460 Н.м при 1100–1600 об/мин. Исполнений почти дюжина – пошагово увеличивают мощность на 10–20 лошадиных сил. Есть еще и моторы объемом в 11,6 литра и мощностью до 420 л. с., но пока в России их не видно даже на выставках. До лета 2008 года дизели шли только в исполнении Евро-2, это значит, что с механическим ТНВД, интеркулером и турбонаддувом. Те, кто знает моторы MAN серии D25 середины 70-х или «икарусовские» двигатели RABA, увидят в конструкции«китайцев» много схожего. В чугунном блоке установлены сухие гильзы, поршни цельноалюминиевые, хотя наверняка в них залита термокомпенсирующая стальная вставка и чугунная для компрессионных колец. Размерность моторов – WD615 126х130 мм. Похоже, в этом же блоке собирают и 11,6-литровый двигатель WD12, при том же диаметре поршневой группы у него ход составляет 155 мм. То есть радиус кривошипа коленвала больше всего на 12,5 миллиметров, при такой разнице городить другой блок нет смысла. Головки у WD615 для каждого цилиндра индивидуальные, двухклапанные. Прокладки сделаны наборными, с пакетом тонких стальных нержавеющих пластин, масляные и водяные каналы уплотнены без каких-либо капризных резиновых «бочат». Крепление головок скомбинировано: есть четыре силовых болта, а рядом с ними по две шпильки М12. Говорят, не было случая, что бы при работе двигателя оборвало болт.Схема с раздельными головками подразумевает, что распредвал может быть установлен только в блоке, а клапаны открываются штангами через коромысла. Привод ГРМ – шестернями с передним расположением, причем ТНВД приводится во вращение проходным валом пневматического компрессора. Вообще, те, кто огульно говорит о пожилом возрасте этих двигателей, и в силу этого их бесперспективности, не видел Steyr изнутри. Одной из конструктивных особенностей этих моторов является общий корпус крышек коренных подшипников, выполненный в единой отливке. Иногда такой корпус еще называют «рамой». Очень редкое решение, но способное значительно увеличить жесткость нижней части блока и потому свойственное наиболее современным дизелям: IVECO Cursor, пятицилиндровым 9-литровым двигателям Scania и новым 16-литровым V-8 MAN. Такой вот технический парадокс, соЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 35 автомобилиСАМОСВАЛЫУ трехосного Beifang-Benchi заявленная грузоподъемность составляет чуть больше 12 тонн, но на дорогах с осевой нагрузкой в 13 тонн, он увезет все 20 тоннУ продольных рулевых тяг только по одному сменному шарнируКитайцы верны полуэллиптическим многолистовым рессорамНа корпусе ГУР – значок ZF. На вторую ось идет своя продольная тягаМерседесовские ведущие мосты достались китайцам вместе с кабинойчетание в моторах Steyr: сухих гильз, присущих дизелям с невысокой форсировкой, и жесткого блока, способного выдержать гораздо больший уровень мощности, чем есть сейчас. Интересно, что китайский Steyr WD615 высоко оценили в Белоруссии, теперь эти двигатели, наравне с ярославскими, идут на комплектацию четырехосных самосвалов МЗКТ. Однако вечных двигателей не бывает, и у Steyr WD615 есть свои болезни. К примеру, турбокомпрессор Holset. Это название английского подразделения Cummins, специализирующегося на выпуске ТКР, но этот сделан в Китае, на моторном заводе DongFeng. Служить интернациональный компрессор должен справно, но и на старуху бывает проруха. Трубка подвода масла к турбокомпрессору сделана из стали, и при этом она шовная. Бывает, от вибраций чуть расходится шов и начинает сопливиться масло. Если не обращать внимания на утечку, трещина может36 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010увеличиваться, а то и полностью лопнет трубка. А там, как повезет: масло может попасть на раскаленную улитку турбокомпрессора и загорится. Если возгорания не произойдет, но водитель не заметит лопнувшей трубки – от масляного голодания мгновенно выйдет из строя подшипник турбины, а если масло выгонит из двигателя полностью, то и до стука шатуна недалеко. Конечно, треснувшую трубку можно своевременно снять и запаять латунью, но нет гарантии, что потом не треснет рядом. Лучший вариант для перевозчика – поставить медную трубку, уж она-то будет надежна. Еще одна болячка Steyr связана с приводом ТНВД от коленвала компрессора. Приводная шестерня надета на конус вала, на который нанесен фиксирующий герметик, и притянута гайкой, а вот шлицев или шпонки нет и в помине. Подобным образом сделано крепление шестерни на распредвале дизелей Volkswagen. Но на Steyr нагрузкана соединение достаточно серьезная, и, бывает, шестерню проворачивает на валу. Сбивается установка опережения впрыска, и двигатель глохнет. В одной из организаций, эксплуатирующей самосвалы HOWO с двигателями Steyr WD615 Евро-2, после нескольких таких случаев решили в соединении прорезать шпоночный паз. Однако что-то не сложилось и срезало выходной фланец на валу компрессора. Так что эксперимент можно считать неудавшимся. Бывают случаи, обрывает крепеж компрессора к передней крышке двигателя, там по периметру всего семь болтов М8, так что их надо контролировать особо. Оказывается, китайцы неожиданно трепетно относятся к очистке воздуха для работы двигателя. Возможно, учитывают свой опыт эксплуатации – пыли у них там много. Уже на втором или даже третьем самосвале разных производителей из КНР встречается двухступенчатая очистка воздуха с применением «циклона». У Beifang-Benchi BEIFANG-BENCHIЦены на запчасти Наименование Модель Розничная цена, руб. с НДС Beifang Benchi 6x4 и 8х4 1824 219 2744Такой трюк опасно делать на груженой машине, номинальная нагрузка на управляемые оси по 7 тонн. По неосторожности можно сломать рессоры второго мостаДля второго управляемого моста ГУР сделан с выносным гидроцилиндромБалки с прямыми шкворневыми ушами увеличивают клиренс на 50-60 ммпервая ступень – небольшой, размером со стандартный ресивер, сухой «циклон», установленный на корпусе основного картонного фильтра. Друг с другом они соединены воздуховодом. В «циклоне» воздух, закручиваясь спиралью, предварительно очищается от крупных фракций, и его пылесборник легко вытряхнуть даже при ежедневном обслуживании. На более деликатную работу настроен традиционный сухой картонный фильтр. Введение в России норм Евро-3 не застало китайцев врасплох, у них такие дизели уже были готовы. С начала 2008 года к нам поставляются китайские грузовики с моторами Steyr в исполнении Евро-3 с измененным обозначением. Вместо WD615 и цифры после точки, указывающей модификацию, теперь пишут WP10.375. Это аббревиатура от Weichai Power и округленный объем в литрах, далее идет мощность в лошадиных силах. Дизели оснащены электронно-управляемой топливнойаппаратурой Common Rail и четырехклапанными головками цилиндров. Тем самым просто вдохнули вторую жизнь в казалось бы древний австрийский дизель. Из других особенностей конструкции обновленного мотора – поликлиновой ремень привода вентилятора с автоматической регулировкой натяжения. Если китайский ремень будет надежен, то его должно хватать на 40–50 тысяч километров пробега. Изменили систему смазки: раньше стояло два полнопоточных масляных фильтра, теперь – только один. Вообще не очень понятное решение – на европейских и американских дизелях объемом от 7 литров и выше устанавливают два, а то и три фильтра с разной дисперсностью очистки. Процеживают даже то масло, которое поступает в главную магистраль через открытый перепускной клапан… Возможно, китайцы совместили три фильтра в одном – это надо учитывать при подборе аналога.Фильтр воздушный, элемент Фильтр масляный Осушитель воздуха в сборе Поршень с кольцами 2010 (на цилиндр) Гильза цилиндра 1150 Прокладка ГБЦ 382 Вкладыши шатунные (на шейку) 160 Вкладыши коренные (на шейку) 262 Коленчатый вал 48 102 Форсунка 2228 ТНВД (Евро-3) 44 466 ТНВД (Евро-2) 35 757 Головка блока цилиндров 5769 Водяной насос 4905 Вентилятор системы охлаждения 1386 Распредвал 9120 Клапан впускной, (1 шт.) 455 Клапан выпускной, (1шт.) 455 Комплект прокладок на двигатель 2817 Глушитель н. д. Стартер 17 732 Венец маховика 1709 Термостат 772 Корзина сцепления 5920 Ведомый диск сцепления 2650 Выжимной подшипник 946 Пневмогидроусилитель сцепления 3000 Крестовина кардана 1410 Рессора передняя 17 500 Рессора задняя 26 995 Cтремянка передняя 252 Стремянка задняя 447 Подшипник балансира, роликовый, кони- 1360 + 1650 ческий (внешний и внутренний) Тормозной барабан передний н. д. Тормозной барабан задний 4600 Тормозные колодки передние 2870 Тормозные колодки задние 2943 Накладки тормозные (передние/задние) 2022 Задняя тормозная камера, энергоакку1750 мулятор Компрессор воздушный 6470 Передняя тормозная камера н. д. Подшипник передней ступицы (внешний 672+1306 и внутренний) Ступица передняя 4200 Подшипник задней ступицы (внешний и 1380+2686 внутренний) Рулевой механизм в сборе 42 980 Насос гидроусилителя руля 3428 Тяга рулевая, продольная 2039 Наконечник рулевой тяги 689 Рем. комплект передней оси 9439 Амортизатор передний 1557 Амортизатор задний н.д. Реактивная штанга верхняя 3800 Реактивная штанга нижняя 3800 Шпилька колесная передняя 83 Гайка колеса н. д. Сальники разные от 92 до 3978 Стекло лобовое 4057 Фара в сборе 2388 Стекло фары 409 Фонарь задний левый/правый 809 Информация по ценам предоставлена ООО «Вектор»ЯНВАРЬ 2010 РЕЙС37 автомобилиСАМОСВАЛЫУ трехосного самосвала объем кузова – 19,2 м3. С такого ракурса Beifang-Benchi действительно очень похож на старый Mercedes, но эмблема – явно от ЛАЗаНа всех китайских самосвалах применяют только гидравлику HYVAТолько у китайцев можно увидеть такую гениальную конструкциюХоть и мал «циклон», но все равно хорошо очищает воздух двигателюУ запасного колеса есть свой «подъемный кран». Но цепь уже покрыла ржаТрансмиссияПонятно, что если на «Северном Бенце» нет мерседесовского дизеля, то и на агрегатах трансмиссии может не быть шильдиков с заветной звездой. Так и получается относительно сцепления и коробки. На тех грузовиках, что ввозились в Россию с двигателями Евро-2, сцепление было однодисковым, с корзиной нажимного типа, с переферийными пружинами и лапками. Подобное сцепление, диаметром в 420 мм, устанавливалось на венгерских автобусах Ikarus. На самосвалы с двигателями Евро-3 может быть установлено более современное сцепление, тоже однодисковое, но оттяжного типа, диаметром в 430 мм и с диафрагменной пружиной. По опыту эксплуатации китайских самосвалов HOWO с двигателями Steyr WD615 оказалось, что при установке сцепления оттяжного типа быстрее изнашиваются упорные полукольца коленвала, и у него появляются избыточные осевые переме38 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010щения. Это не только приводит к нечеткому выключению сцепления, но из-за перекрытия каналов возможно и уменьшение подачи масла к шатунным вкладышам. А там, глядишь, и шатун может застучать. На сцепление китайцы купили лицензию у известной немецкой фирмы Sachs, на что указывают буквы в обозначении GF или F&S. И максимально используют его в своем автопроме. Кроме Beifang-Benchi, HOWO и Shaanxi с двигателями Steyr, это сцепление устанавливают еще и на двигатели Cummins китайских самосвалов CAMC и DongFeng. Однако выдающегося ресурса инженеры из Поднебесной пока не добились. У многих российских перевозчиков одинаковые жалобы на китайские сцепления – в первую очередь, на материал накладок ведомого диска. Порой накладки быстро крошатся или «замыливаются», но иногда оказываются вполне долговечными. Но не было случая, что бы из диска вывали-вались демпферные пружины. В случае ремонта сцепления, перевозчики часто переклепывают диск российскими или импортными накладками, а то и ставят оригинальное сцепление Sachs или Luk в сборе. На CAMC с двигателем Cummins перевозчики приноровились подгонять диск производства ЯМЗ, он чуть больше в диаметре, чем нужно, и его протачивают. Другим унифицированным агрегатом, опять-таки в масштабах всей КНР, являются 9-ступенчатые коробки, изготавливаемые компанией Shaanxi по лицензии американской Eaton Fuller. Их применяют и со Steyr WD615, и с Cummins. Есть несколько моделей КП: 9JS119, 9JS135, 9JS150 и 9JS180, три последние цифры обозначают величину момента двигателя в кгс.м. На большегрузных самосвалах в основном устанавливают коробку модели 9JS150. По конструкции эти КП схожи. Основная коробка сделана 4-ступенчатой, далее количество передач увеличивает в два BEIFANG-BENCHIМнениеАЛЕКСАНДР МОРОЗОВ Руководитель группы компаний «100 Богатырей» – Китайская компания BEIFANG BENCHI HEAVY DUTY TRUCK CO. LTD производит три серии тяжелых грузовиков (А, В и С), а также автобусы, шасси, мосты, КПП и двигатели. Beifang Benchi предлагает большое количество моделей – с разными кузовами, колесной формулой и двигателями. Наша группа компаний представляет на российском рынке технику Beifang Benchi с конца 2007 года. По нашим оценкам, наибольшим спросом среди российских потребителей пользуются самосвалы. Особенно хорошо зарекомендовали себя трех- и четырехосные самосвалы, они эксплуатируются даже в суровых климатических условиях Северного Урала и Тюменской области. С начала 2008 года нашим филиалом в Екатеринбурге было продано в северные районы России 46 самосвалов Beifang Benchi, часть из них – полноприводные 6х6. За весь срок эксплуатации серьезных поломок или обращений по гарантии не было, не смотря на то, что машины работали практически круглосуточно на бездорожье и при низких температурах. В таких условиях эксплуатации ценится именно более простая конструкция автомобиля. В Центральной части России грузовики «Северный Бенц» распространены не столь широко, как за Уралом, во многом это связано с недостаточной осведомленностью перевозчиков об автомобилях этой марки.За фальшрадиаторной облицовкой все очень просто и полно пустующего места. Бампер стальной, согнут и сварен без особых изысковЭти фасадные углы с дефлекторами отформованы из пластмассыУправление коробкой сделано телескопической тягой-удочкойраза пристыкованный сзади планетарный демультипликатор, и еще есть самая низшая ступень – ползучая, «черепаха». Диапазон передаточных чисел от 13,04 до 1,00. Интересная особенность конструкции этих коробок – два горизонтальных промежуточных вала. Поток мощности с первичного вала раздваивается на промежуточные валы и соединяется на вторичном вале и дальше передается на демультипликатор. Благодаря двум промвалам меньше нагружены подшипники и зубчатое зацепление шестерен, и есть возможность сделать коробку несколько короче. Еще одна особенность этих КП – в основной коробке нет синхронизаторов, вилки передвигают блокирующие муфты, как это было сделано на несинхронизированных коробках ГАЗ-53. Но, в отличие от карбюраторных моторов, у дизеля рабочий диапазон оборотов достаточно узкий, разница при переключении передач порой не выше 500 об/ мин, и переключаться с такой коробкойудается достаточно легко, а если привыкнуть, то и без треска, но несколько большим усилием, чем на коробках ZF. Однако все же один синхронизатор в этой коробке есть – большой, в механизме управления демультипликатором. Разные китайские производители грузовиков на одной и той же коробке делают разные механизмы управления. У Shaanxi к КП идет жесткая тяга, у HOWO – на тросах, на CAMC и IVECO Ling Ye – путанная система тяг и рычагов. На Beifang-Benchi и на DongFeng – телескопическая тяга-удочка, почти как на МАЗе. Переключение передач по схеме 2Н, а более удобную пневмоклавишу диапазонов демультипликатора почему-то не применяют. Китайцы выпускают свой «Северный Бенц» двух-, трех- и четырехосными, есть полноприводные модификации 4х4 и 6х6. Однако тяжелые самосвалы поставляются в Россию только с колесной формулой 6х4 и с 8х4. В их трансмиссии нет раздаточнойкоробки – редуктор первого ведущего моста сделан проходным, поэтому карданов всего два. Многие производители ведущих мостов размещают на крышках планетарных ступичных редукторов ведущих мостов свой логотип. У Beifang-Benchi крышки гладкие, штампованные из толстого стального листа и безо всяких опознавательных знаков. Но это не помешало идентифицировать ведущие мосты именно как «мерседесовские». Для уточнения не поленился найти книгу по Mercedes серии MK-SK – все сошлось, та самая конструкция. Вопрос только в технологиях, насколько точно китайцы ими овладели. Но, судя по мостам других китайских тяжелых грузовиков, в частности по тем, что изготавливают по лицензии Steyr, им это более-менее удается. У мостов Beifang-Benchi мощные стальные литые балки, не мудрено, что допустимая нагрузка на ось составляет 13 тонн. Планетарные ступичные реЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 39 автомобилиСАМОСВАЛЫТехнические характеристики Марка ND 3310SAJ 8x4 ND 3250W 6x4 ДлинаХШиринаХВысота, мм 9618Х2500Х3484 8347Х2500Х3267 Полная масса, кг 32 000/39 000 25 000/33 000 Масса перевозимого груза, кг 20 000/26 000 13 000/21 000 Объем кузова, м3 21,4 19,2 Max скорость, км/ч 80 Двигатель/рабочий объем, л WD615.46 / 9,726 Мощность, л. с. при об/мин 360 при 2200 Крутящий момент, 1460 при 1400–1600 Н.м при об/мин Коробка передач 9-ступенчатая Сцепление Однодисковое, диаметром 420 мм Замедлитель Заслонка на выпуске С двойной главной передачей, со ступичными Ведущие мосты планетарными редукторами, с блокировками диф-лов Топливный бак, л 400 Подвеска спереди и сзади – рессорная; тормоза барабанные с пневмоприводом и ABS; Ходовая часть шины: 12,00R20Рулевая колонка без регулировок, но зато можно двигать и поднимать сиденье. Здесь подвеска пружиннаяКогда-то эта панель приборов была вершиной автомобильного дизайнаПоказания стрелок и цвета лампочек не требуют перевода на русский языкПеред пассажиром под крышкой спрятан блок предохранителей и куча реледукторы позволяют разгрузить полуоси от крутящего момента и увеличить дорожный просвет под картерами. Интересно, что и для трехосного самосвала, и для четырехосного применяют мосты с одинаковым передаточным числом – 5,26, это еще и при одинаковой мощности двигателей. В каждой ступице по пять сателлитов – это вам не кот чихнул, не четыре шестеренки, и уж тем более не три! Должны быть надежными. Конечно же, есть межосевая и межколесные блокировки дифференциалов. Вопрос, как ими пользоваться, ведь наши водители умудряются порвать дифференциалы даже на чистопородных «немцах» и «шведах».ХодоваяИзвестная особенность «лестницы» у тяжелых Mercedes – она бутылочного типа, более широкая спереди, чем сзади. Так удобнее разместить V-образный двигатель и можно сделать радиатор с большей фронтальной площадью. Между тем, у Beifang-Benchi лонжероны ровные, без изгибов. О существовании других исполнений рамы, кроме как лонжерон в лонжероне, то есть, двойная во всю длину, китайские40 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010инженеры, похоже, не знают. Но также рамы делают и европейцы – для наиболее тяжелых условий эксплуатации. У «Северного Бенца» высота профиля 320 мм, полки по 75 мм, суммарная толщина лонжеронов – 16 миллиметров. Такое впечатление, как будто рамы для всех «китайцев» гнут-штампуют на одном заводе. В подвеске китайские инженеры остаются приверженцами многолистовых, полуэллиптических рессор. В передней подвеске листы шириной 90 мм, толщиной 15 мм, дюжина на каждую рессору. Пакет заднего балансира набран из 13 листов толщиной в 25 мм, при ширине в 100 миллиметров. Всего лишь во второй раз (и именно, на «китайцах»!) встречается крепеж рессор на задней балансирной подвеске не двумя стремянками, как обычно, а четырьмя. Также надежно сделано и на Beifang-Benchi, но на HOWO они стоят еще и вверх гайками – очень удобно подтягивать. Для уменьшения кренов груженого самосвала на переднем мосту установлен мощный стабилизатор поперечной устойчивости. На всех китайских грузовиках, вне зависимости от грузоподъемности, передниерессоры соединены с кронштейнами через пальцы и серьги, требующие смазки каждые 4–5 тысяч километров, а в дождливую погоду и чаще. У четырехосного «Северного Бенца» очень своеобразно сделаны два кронштейна подвески управляемых мостов. Верхний палец серьги передней рессоры является еще и передним пальцем рессоры второго моста. Для этого палец сделан длиннее обычного. В штангах задней балансирной подвески почти все шарниры выполнены на сайлентблоках, и потому обслуживать их не надо. Однако это не значит, что китайские резино-металлические шарниры вечны. При езде с перегрузом и частом буксовании резина отслаивается от стальной основы сайлент-блоков или продавливается. Наверное, самосвал с дисковыми тормозами, пусть даже и на переднем мосту, существует у китайских инженеров только в перспективных проектах. А потому альтернативы барабанам здесь нет. То, что машина стоит на «мерседесовских» мостах, дважды хорошо: в случае повышенного износа китайских барабанов и колодок можно подобрать если не немецкие, то хотя бы BEIFANG-BENCHIКресло пассажира намертво прикручено к полу - подвески нетНа потолке и задней стенке симпатичная трикотажная обивкаСтупени лестницы стальные. В 80-х не знали, что их можно крепить к рамеЗа спинками - ящик, длинный и узкий. И не придумаешь, для чего он сгодитсяУровень комфорта «Северного Бенца» можно признать удовлетворительнымСейчас такой обивки дверей на современных грузовиках уже не встретитьтурецкие. А если же они ходят вполне сносно, то можно пристроить на чистокровный, но древний Mercedes, на который оригинальные запчасти уже приобретать жалко. В основном и колодок хватает на 30 тысяч километров, барабаны требуют расточки при пробеге в 80–100 тысяч, но многое зависит от условий эксплуатации и от водителя. Пневмоаппаратура тормозного привода, как утверждают дилеры, лицензионная Wabco, во всяком случае, иногда это пишут на шильдиках. Ранее возможны были поставки самосвалов с тормозами без ABS и соответственно с рычагами разжимных кулаков без автоматической регулировки зазоров. На грузовиках, поставляемых в Россию с 2008 года, уже есть и ABS, и «автоматы». Не надо лишний раз лезть под машину – подтягивать трещотки. Практически недосягаемы для дорожной грязи и колдобин тормозные камеры на ведущих мостах – они глубоко упрятаны в раму. Такого, как бывает на КАМАЗе, когда камеру выламывают, неосторожно сдавая назад, здесь не будет. На четырехоснике стояночный тормоз воздействует сразу на три оси: две ведущих и вторую управляемую.У тяжелых китайских самосвалов часто оказываются одинаковыми двигатели и коробки передач, но в ходовой отличий много. В частности может быть весьма оригинальным, с японскими корнями, рулевой механизм. Здесь на ГУР стоит логотип ZF, и это во многом упростит, в случае необходимости, ремонт. На автомобиле с пробегом около 9 тысяч километров сам рулевой механизм сухой, кроме масляных «соплей» на шланге обратки. Управление довольно легкое, это лучше всего видно в песке карьера – на груженом автомобиле, руль можно крутить буквально «одним пальцем», без всяких подгазовок. И в движении суетливо подруливать не требуется. У продольных рулевых тяг один наконечник сменный, другой в случае необходимости придется разбирать.От попадания грязи шарниры защищены износостойкими полиуретановыми чехлами. На российских грузовиках таких чехлов нет. Как и большинство китайских тяжелых самосвалов, Beifang-Benchi обуты в шины размером 12,00R20. Ширина в 11 дюймов или посадочный диаметр 22,5 дюйма на грузовиках из Поднебесной встречаются редко. Одна из особенно-стей китайской резины – очень тонкие камеры. Сколько они прослужат, никто не знает. Если протектор изнашивается быстрее обычного или начнет лезть проволока из боковин – расстраиваться особо не стоит. В любом магазине можно легко подобрать отечественную шину, причем с более зубастым протектором. В основном ставят нижнекамские шины моделей КАМА ИД-304 и КАМА ИД-310.КабинаПервое, что бросается в глаза – на черном фоне пластмассовой облицовки большой хромированный логотип Beifang-Benchi. Издалека кажется, что это круг, в который вписана обычная мерседесовская звезда, но с немного сведенными лучами. Ясное дело, что именно на это и рассчитывали китайцы. Однако вблизи видно, что «звезда» больше схожа с наконечником стрелы или с силуэтом Останкинской башни. А еще – с эмблемой ЛАЗа, у которой для неузнаваемости сделаны пропилы в букве «Л». Чуть выше еще одна маленькая эмблема, с тем же лого. Также делали и немцы. Примечательно, что кабиЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 41 автомобилиСАМОСВАЛЫБоковой противоподкатный брус, хотя и хлипкий, но все же есть в наличииКрышки ступичных редукторов без китайской символикиБолее дешевых фонарей найти трудно – то что нужно самосвалуФары хоть и похожи на «мерседесовские», но не взаимозаменяемыТакая противотуманная фара мала даже для самокатаной Beifang-Benchi делился и с другим китайским производителем тяжелых грузовиков – с компанией Beigi Futian Automobile Co., у нас более известной под космическим названием Foton. В начале 2000-х ее ставили на модель Auman, хотя, говорят, от MAN там ничего не было. Это широко распространенная в Китае практика, когда, купив лицензию на автомобиль, освоив его производство, чуть ли не рядом закладывают еще один завод, на котором бесконтрольно производят «клонов». Если на самосвалах других китайских производителей бампер довольно сложной формы, штампованный из стали (но тонкий!), то у Beifang-Benchi он согнут из толстого листа и сварен на стыках. Для самосвала вполне приемлемо. Схожую технологию применяли и немцы, но делали все тщательнее. В 90-х на выставке в Москве стоял седельный тягач SK с бампером из нержавейки, отполированной, как зеркало. Китайские фары, врезанные в бампер, тоже отличаются от немецких – они «хрустальные», со стеклом без призна42 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010ков рифленки. Сверху бампера, по краям, установлены маленькие фары, назначение которых весьма туманно. Они похожи на дополнительные габариты, и почему-то на новой машине сквозь хром уже лезет ржавчина. Ручки дверей с кнопкой, сам замок – роторный. Сделаны добротно, но впечатление, как будто открываешь кабину нашего КАМАЗа. Стальные, крашеные ступеньки прикручены к полу, самая нижняя находится на высоте 74 см от уровня земли, до следующей – 44 сантиметра. Высоко! Вот только вместо длинного поручня в дверном проеме со стороны панели приборов китайцы предлагают ухватиться за одну из двух ручек. Надо сообразить, за какую, та, что прикручена к двери, кажется ненадежной… Правой рукой можно зацепиться за небольшой поручень на арке колеса. Остается преодолеть еще треть метра, и вот она, кабина «Северного Бенца»! Еще одно: «почему-то» у рулевой колонки нет ни единой регулировки. Баранка четырехспицевая, ее тоже мож-но условно считать мерседесовской, а еще такая же стоит на американских Freihtliner. Эта заокеанская компания принадлежит Daimler-Benz. Устроиться за рулем помогают регулировки сиденья, конечно же, не ахти какие, но все же лучше, чем обычно располагают КАМАЗы. Сами кресла довольно удобные, при этом водительское на пружинной подвеске, а пассажирское наглухо прикручено к полу. И здесь пассажиру не позавидуешь – машина жесткая, подвеска кабины двухточечная, пружинные стойки с амортизаторами стоят только сзади. Растрясет на колдобинах. А ведь обычная подвеска у тяжелых «китайцев» – четырехточечная, и в Поднебесной знают, как ее более-менее правильно настроить. Могли бы и к такой древней кабине ее приспособить, но на Beifang-Benchi не удосужились даже замки подвески кабины снабдить гидравликой. Два крючка находятся за спинками, и, открыв один, надо затем лезть к другому. Просто не верится, что все это «богатство» досталось китайцам от Mercedes MK-SK. BEIFANG-BENCHIПанель приборов сделана по давно утраченным в Западной Европе технологиям: на стальной каркас нанесен слой пенополиуретана и оклеен пленкой под тисненую кожу. Получается мягкая и нескрипучая конструкция, знакомая россиянам по «Жигулям». Дефлекторы воздуховодов тоже из той эпохи – четыре круглых решетки, размером чуть меньше, чем были на «копейке». Интересно, что и на печке применены не турбинки, а гудящий осевой вентилятор. Сама комбинация приборов – точная копия той, которая стояла на Mercedes MK-SK, и за тридцать лет дисплей на ней не появился. Из приборов только самое необходимое. Отдельно расположены круглые спидометр и тахометр, а в объединенном блоке сегментами размещены указатели давления масла, уровня топлива, температуры. В середине – манометр тормозной системы. Что-то схожее с тем, что применялось на КАМАЗе или ЛИАЗ-677. Панели обивки выполнены по весьма эклектичным технологиям: потолок и задняя стенка вполне современно рельефно отформованы и укрыты текстилем, а вот двери изнутри плоские, как камбала. Оргалит, синтепон и пленка ПВХ, (напомним!) – вот чем декорировали кабины в 60-х годах. Над ветровым стеклом по углам два неглубоких пластмассовых ящика с крышками, по центру – магнитола. Не Wi-Fi, конечно, но тоску в ожидании погрузки развеет. Так любимого всем китайским населением спальника на самосвалах «Северного Бенца» нет, хотя немцы отдали и длинную кабину. Объемом короткая мерседесовская «скворешня» не впечатляет: внутренняя ширина – 205 см, длина от стекла до задней стенки – 133 см. От пола до потолка 145 см, при этом берет свое тоннель мотора – он громоздится на высоте 44 сантиметра. Если сдвинуть сиденья по максимуму назад, их спинки касаются задней стенки, и разместить там какой-либо водительский скарб проблематично. Для мелочевки к стенке прикручен длинный и узкий железный ящик, глубиной в 170 мм. Если бы не пара перегородок, в нем можно было бы хранить и лыжи, но китайцы туда укладывают монтажку. На тоннеле двигателя с довольно толстой «шумовкой» рычаг переключения передач и три кругляша выключателей. Два отвечают за блокировки дифференциалов, а третий – за включение насоса гидроподъемника. Это при том, что на щитке приборов из дюжины отведенных под клавиши гнезд задействовано только одно – под аварийку. Похоже, у китайцев и у немцев совершенно разный подход к эргономике. Очень своеобразно расположен кран стояночного тормоза, он спрятан в углублении, образованном в панели приборов отформованной ручки, за которую вместо поручня хватается водитель, залезая в кабину. Кран более-менее на виду и довольно удобен, но такого расположения уже нигде не встретишь. При работающем двигателе в кабине все же много шума. Не мудрено – на полу только тоненький коврик, сквозь него легко проникают звуки, а зимой – еще и холод. Бывалый водитель наверняка под такой ковер положит войлок или синтетическую «пенку». У кабин китайских грузовиков разных производителей – разная коррозионная стойкость. Говорят, на всех автозаводах давно внедрено катафорезное грунтование, красят роботы, но то ли сталь разная, то ли еще что, а ржавчина порой вылезает уже через два-три года. У четырехосного Beifang-Benchi, изготовленного в августе 2007 года, и застоявшегося в ожидании покупателя на открытой площадке, «пауки» появились только снизу на полу кабины и в арках. Там, где нет мастики.ФОТО МИХАИЛА АХМАТОВА И АЛЕКСЕЯ ПАНФЕРОВАЯНВАРЬ 2010РЕЙС43