36
37
38
39
40
41
42
44
46
автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯИТАЛЬЯНСКАЯ ТЕМАНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ заместитель главного редактораСовместное италороссийское предприятие «ИВЕКО-АМТ» существует уже 16 лет и вопреки прогнозам пессимистов растет, год от года увеличивая объемы производстваК36азалось бы, строительство в России автозаводов по производству грузовиков-иномарок стало заметной тенденцией только в последние пять-шесть лет. Однако еще в начале 90-х на «УРАРЕЙС АПРЕЛЬ 2011ЛАЗе», в Миассе, по лицензии IVECO собирали тяжелые полноприводные тягачи и самосвалы – практически аналоги знаменитого Magirus-Deutz 290D26K. Сборка велась в экспериментальном цехе автозавода. В конце 1994 года создали первое в РФ совместное предприятие по сборке автомобилей – итало-российское «ИВЕКОУРАЛАЗ». Время тогда было сложное: многие российские предприятия стояли, зарплату не выплачивали, коллективы разваливались… А на «ИВЕКОУРА ЛАЗе» зак ла дыва лся такой потенциал, который и по нынешнимвременам кажется очень серьезным. На «УРАЛАЗе» должны были штамповать панели для бескапотной кабины Magirus/IVECO TurboStar начала 80-х годов, сваривать их, окрашивать готовую кабину. Планируемые объемы производства – более 9 тысяч кабин в год, это почти мощность современного завода Volvo в Калуге, куда привозят уже готовую к установке кабину. Кроме двигателя КАМАЗ-740, другого дизеля в Миассе в 80-х годах и не знали. Поэтому в Казахстане, в городе Кустанае, к концу 1990 года почти полностью построили завод по про- «ИВЕКО-АМТ»Технические характеристики*Длина/ширина/высота, мм 8330х2550х3200 Полная масса, кг 38 500 Масса перевозимого груза, кг до 23 000 12,8 или 15 Объем кузова, м3 Максимальная скорость, км/ч 85 (с ограничителем) Двигатель Cursor 13 (F3B E0681) Рабочий объем, л 12,88 380/420 Мощность, л. с. при об/мин при 1800-1900 Крутящий момент, 1800/1900 Н.м при об/мин при 1000-1400 однодисковое, Сцепление диафрагменное, 430 мм 16-ступенчатая, Коробка передач ZF 16S2220 моторный Замедлитель декомпрессионный с планетарными Ведущие мосты ступичными редукторами Топливный бак, л 300 или 500 Подвеска рессорная барабанные, Тормоза с пневмоприводом и ABS * самосвала ИВЕКО-АМТ6539изводству лицензионных дизельных двигателей Deutz F8L513. Этот моторный завод тоже входил в состав «УРАЛАЗа», но должен был бы работать и на другие автозаводы. Однако по ряду причин его не стали размещать в Миассе. Моторы были практически те самые, что стояли на Magirus: V-8 воздушного охлаждения, объемом 11,3 литра, мощностью 234-306 л. с. Немцы уже отказывались от «воздушников», но для России они вполне могли быть актуальными еще 15 лет. А при желании часть деталей можно было взять за основу при дальнейшеймодернизации немецких дизелей. Перспективы обретения АЗ «УРАЛ» собственного дизеля рухнули с развалом Советского Союза. Моторный завод КДЗ практически перестал существовать. В конце 1996 года в СП «ИВЕКОУРАЛАЗ» начали производство бескапотных грузовиков. Это было сочетание шасси IVECO Trakker с изготовленной в Миассе кабиной IVECO TurboStar. На эти автомобили устанавливали уже совсем другие двигатели: 14-литровые дизели жидкостного охлаждения IVECO 8210.42К – рядные«шестерки» мощностью 370 л. с. Кроме кабины, все остальные комплектующие поступали с итальянских и германских заводов концерна IVECO, использовали 16-ступенчатые коробки передач ZF. Интересно, что в начале 2000-х на заводе «Урал» шли эксперименты по установке на шасси IVECO двигателей ЯМЗ-7511 мощностью 400 л. с., которые агрегатировались с 9-ступенчатыми коробками ЯМЗ239. В начале 2005 года произошла кардинальная модернизация выпускаемых на совместном предприятии автомобилей.АПРЕЛЬ 2011 РЕЙС 37 автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯНа СП делают рамы самой невообразимой для итальянцев длиныРаздаточные коробки могут применяться производства IVECO или ZFВ этом кондукторе сваривают кабину. Теперь она современная, IVECO StralisКабина TurboStar осталась в «собственности» автозавода «Урал», там наладили их производство, а на СП начали поставлять панели значительно более современной кабины IVECO EuroTrakker. В это время итальянцы как раз обновляли семейство полноприводных грузовиков строительногоCursor 13 самый большой и мощный двигатель у грузовиков IVECO38 РЕЙС АПРЕЛЬ 2011назначения: на смену EuroTrakker пришел просто дTrakker с кабиной Stralis AD и AT. В Миассе настал черед заменить и двигатели – тем самым перешли на уровень Евро-3. Причем из всей гаммы дизелей Cursor – 8-ми, 10-ти и 13-литровых – выбрали самый большой, но практически с минимальной настройкой мощности – 380 л. с. и моментом 1800 Н.м. Во многом это залог надежности двигателя при тех суровых условиях эксплуатации, на которые и рассчитаны миасские Trakker. В 2008 году стали применять двигатели с настройкой мощности 420 л. с. и моментом 1900 Н.м. В 2010 году провели рестайлинг кабины, тем самым устранив последние различия во внешности самых современных Trakker, производимых на испанском заводе IVECO Pegaso, и миасских автомобилей. С течением времени кроме конструктивных изменений в миасских IVECO не менее важные структурные изменения происходили в совмест-ном предприятии. В конце 2000 года в собственность СП был передан производственный корпус площадью 9500 м2, который находится на обособленной от автозавода «Урал» территории. Сейчас единственной технологической «пуповиной», связывающей СП с «УРАЛАЗом», остается процесс катофорезного грунтования кабины, значительно повышающий коррозионную стойкость лакокрасочного покрытия. Кабину сваривают на стапелях СП, затем везут на автозавод для грунтования, а потом возвращают на СП для окончательной окраски и нанесения мастик. Взаимоотношения между СП и автозаводом в чистом виде товарно-денежные. Автозавод выполняет заказ – получает от СП деньги. В ближайшее время на СП планируют построить свою новую окрасочную линию. Дело в том, что «УРАЛАЗ» давно вышел из числа учредителей СП, а в начале кризиса, в августе 2008 года, продал свои акции и другой учредитель – «ГАЗПРОМ». Все это стало «ИВЕКО-АМТ»Кабину грунтуют электрофорезом на «УРАЛАЗе», но красят на СПЕще одно направление деятельности – изготовление самосвальных кузововМиасские IVECO Trakker часто эксплуатируются в Сибири, на Дальнем Востоке, поэтому в базе ставят предпусковой подогреватель EberspesherНадстройку для сортиментовозов также освоили на СП «ИВЕКО-АМТ»На небольшом конвейере рама постепенно обрастает агрегатамиIVECO применяет турбины компании Holset, входящей в состав Cumminsодной из причин переименования совместного предприятия – так в апреле 2009 года возникло ООО «ИВЕКОАМТ». В этом названии аббревиатура АМТ возникла по аналогии с корпорацией FIAT, в состав которой и входит IVECO – «Автомобили Миасс Турин» и указывает на нынешних владельцев СП. Итальянцы от своей 33% доли отказываться не собираются, наоборот, еще более серьезно относятся к СП, расценивают его как важный стратегический плацдарм на российском рынке, а высвободившиеся акции выкупила миасская инвестиционная компания АМТ. Предприятие не входит в состав ни одного холдинга, имеет максимальную самостоятельность и от таких реформ только выиграло – работать стало эффективнее, осваивают новые модели. Динамика «разгона» по годам выглядит так: в 1997 году выпустили всего 22 грузовика, в 2001 – 122 а/м, в 2003 году – 55 а/м, в 2004 – 69 а/м, в 2005 – 133, в 2006 – 191, в 2007 – 370, в 2008 – 495. Даже в кризисный2009 год сохранили выпуск автомобилей, обошлись без сокращений сотрудников и остановки производства. И ведь не работают «на склад» – все автомобили раскупают. Год 2010 стал тоже удачным – изготовили 496 автомобилей. Результат, близкий к тому, что обеспечивало сборочное производство Volvo Trucks в Зеленограде, перед тем как построили завод в Калуге. А ведь там совсем другой, более высокий уровень финансирования, и технологии другие – готовые агрегаты автомобилей поступали в контейнерах, комплектами. IVECO Trakker из Миасса – более эксклюзивный, штучный продукт, в котором максимально учтены потребности перевозчика.и больше года. Один из этих инженеров, Владимир Новик, поработав на родине Magirus, в германском городе Ульм, со временем стал гендиректором СП. Именно в Ульме находится головной конструкторский центр, который занима-Постоянство переменныхЕще в период зарождения альянса IVECO с «УРАЛАЗом» было принято решение о направлении на стажировку за границу конструкторов и технологов из Миасса. У кого командировка длилась несколько месяцев, а у когоОдин из вариантов расположения глушителя – вертикально, за кабинойАПРЕЛЬ 2011 РЕЙС 39 автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯВедущие мосты со ступичными редукторами – залог хорошего клиренсаПока основная продукция СП «ИВЕКО-АМТ» – полноприводные грузовики 6х6, максимально приспособленные к работе на российском бездорожьеУ четырехосников «ленивый» мост устанавливают на пневмоподвескеКоробки передач – немецкие 16-ступенчатые ZF 16S2220Коробка в сочетании с раздаткой обеспечивают автомобилю 32 передачи!Стальной трехэлементный бампер дополнен мощным защитным листомется разработкой нынешних IVECO Trakker и других перспективных моделей строительного назначения. Знание конструкции итало-германских грузовиков позволило российским специалистам СП не только использовать наиболее востребованные в наших условиях компоненты, но оптимизировать затраты на приобретение узлов и агрегатов. Фа кт и чес к и в вып ус каем ы х «ИВЕКО-АМТ» автомобилях имеются постоянная и переменная составляющие конструкции. Постоянная – те узлы и агрегаты, которые поставляются из Европы (кстати, Миасс находится уже за Уральским хребтом – в Азии!) и без какой-либо корректировки устанавливаются на автомобили. Это двигатели, коробки передач, мосты, пневмоаппаратура, электрооборудование. Переменная составляющая – то, что изготавливают в Миассе или на других российских предприятиях, и есть возможность изменять их по требованию заказчика. Это рама,40 РЕЙС АПРЕЛЬ 2011подвеска, кабина. Кроме того, есть несколько вариантов размещения ресиверов, пневмоаппаратуры, глушителя, запасного колеса, топливного бака, разработан специальный «северный пакет» опций. И этого вполне достаточно для реализации таланта конструкторов совместного предприятия, машины получаются очень интересные. «ИВЕКО-АМТ» становится автозаводом, «идейно» близким к таким известным производителям нестандартных коммерческих автомобилей строительного и специального назначения, как голландские Terberg и Ginaf. Terberg делает автомобили на агрегатах Volvo, а Ginaf сотрудничает с DAF. Кроме колесных формул 8х4 и 8х6 голландцы делают и пятиосники 10х4, 10х6 и 10х8, применяют независимую пневматическую подвеску. У «ИВЕКО-АМТ» кроме трехосных грузовиков пока существуют только четырехосники, но со временем наверняка появятся и пятиосные автомобили. Потенциал к тому есть.Достойная заменаЕсли для изготовления самосвала или седельного тягача вполне можно обойтись стандартной рамой IVECO Trakker одного из вариантов, компоненты которой привозят из Европы, то для длиннобазных шасси в СП делают особую «лестницу». Здесь научились удлинять лонжероны для размещения надстройки вплоть до длины 9500 мм, при этом колесная база достигает величины 6050 мм. Лонжероны надваривают до нужной длины фирменными ивековскими швеллерами. Делают это в кондукторе, тщательно выверив режимы сварки полуавтомата, подобрав для применяемой марки стали нужную проволоку. Швы получаются очень качественные, наверное, сопоставимые только с теми, что выходят из-под «держака» сварщиков, работающих на газопроводах. Несмотря на то, что высота профиля лонжеронов 309 мм, ширина полок 80 мм, а толщина 10 миллиметров, и надваренную раму, и обычные лонжероны усили- «ИВЕКО-АМТ»МнениеВЛАДИМИР НОВИК генеральный директор ООО «ИВЕКОАМТ», Миасс – Одно из наших главных достижений – нас знают российские потребители, мы заработали отличную репутацию, и теперь уже имя работает на нас. У нашего автозавода гибкая логистика, позволяющая менять и перенастраивать производство, делать автомобили наиболее интересными нашим клиентам. В чистом виде у нас не существует автокомплекта IVECO Trakker, поставляемого из Италии, Германии или Испании. Мы ввозим из-за границы более 1800 деталей, необходимых для изготовления грузовика, и более 700 деталей имеют российское происхождение. Миасский Trakker наиболее приспособлен для российских условий эксплуатации. Мы очень серьезно работаем с нашими клиентами, для нас одинаково важен и отрицательный опыт эксплуатации, и положительный, максимально учитываем пожелания перевозчика. Благодаря этому вчерашние опции сегодня на автомобиле становятся базовым исполнением. Наша особая ниша – специальные автомобили под конкретные технологии клиента. Мы освоили производство не только самого автомобиля, но и соответствующих надстроек: самосвала, сортиментовоза, контейнеровоза, проводим установку смесительно-зарядного автомобиля или каротажной станции. К примеру, наш автомобиль, созданный с установкой для цементирования скважин, заменяет сразу пять автомобилей любого другого производителя. Мы создали особое шасси, на котором удалось разместить оборудование не как обычно, вдоль автомобиля, а поперек. Причем «ИВЕКО-АМТ» теперь предлагает свом заказчикам ряд новых специальных автомобилей… Предприятие развивается, для увеличения выпуска грузовиков мы построили новый производственный корпус, он в полтора раза больше того, в которужние облицовочные панели закупали в Словакии, диафрагменная крыша швейцарская, пол с 5-миллиметровым кварцевым покрытием. Мы планируем крупное обновление производственной базы предприятия, причем все оборудование будет преимущественно импортным. Сейчас «ИВЕКОАМТ» может ежегодно изготавливать порядка 800 автомобилей, а новый корпус позволит нам увеличить выпуск грузовиков в четыре раза — до 3200 единиц. С введением в строй нового корпуса мы перенесем туда установку надстроек и изготовление кабин. А главное, сделаем столько постов окончательной сборки, сколько нам понадобится для своевременного исполнения поступающих заказов. Ведь сборка специализированного автомобиля – процесс более длительный, чем, скажем, сборка тягача. Даже если общий выпуск автотехники после расширения производства и не увеличится, предприятие все равно сможет работать с гораздо большей отдачей. Самое новое направление в работе СП – сборка магистральных грузовиков IVECO Stralis. Она начнется в мае этого года. Автомобили будут собираться в единой технологической цепочке с давно освоенным нами IVECO Trakker.ром мы работаем сейчас, и в два раза выше, что позволяет удобнее разместить новое технологическое оборудование, как бы «растянуть» цепочку. При постройке корпуса тоже использовали самые современные импортные технологии: свайный фундамент глубиной заложения 14 метров, сетка колонн 24 метра, на-вают вставками, причем более серьезными, чем это делают на европейских IVECO Trakker. Иной раз фирменные кронштейны и траверсы, идущие в комплекте рамы, в СП просто сдают в металлолом: их миасский аналог получается гораздо надежнее. Как принято у всех современных производителей тяжелых грузовиков, к лонжеронам рамы кронштейны и траверсы не приклепаны, а установлены на высокопрочных болтах. К сожалению, в России такого крепежа пока не производят – приходится везти из Европы. Сомневаться в качестве рамы, изготовленной в «ИВЕКО-АМТ», не надо. На Дальнем Востоке есть очень крупная лесозаготовительная компания – ОАО «Тернейлес», которая уже более 10 лет эксплуатирует лесовозы IVECO Trakker, изготовленные в Миассе. Причем на автомобиле перевозят не шестиметровый сортимент, как в той же Скандинавии, а два по четыре метра. Такая длиннобазная рама испытывает значительно более высо-кую нагрузку, чем даже самосвальный «хребет». А сзади к автомобилю цепляют еще и прицеп-сортиментовоз, рассчитанный под такой же объем леса. Однако миасские машины справляются с этой тяжелой работой. Сейчас в «Тернейлес» работают уже почти полсотни сортиментовозов, изготовленных в СП, причем есть автомобили, которые прошли уже более чем по 900 тысяч километров. В 2010 году на СП поступил заказ на переделку около 60 двухосных седельных тягачей IVECO Stralis в длиннобазное шасси под установку очень длинных почтовых фургонов. Таких Stralis в Европе не делают. В Миассе машины разобрали и собрали заново на своей удлиненной раме. Всего в 2010 году в Миассе прошли переоборудование около 80 IVECO Stralis. Этот опыт теперь может оказаться весьма кстати – в мае этого года в СП планируют начать сборку и магистральных грузовиков семейства IVECO Stralis. Это еще один шаг в развитииавтозавода в Миассе. Одна из особенностей автомобилей «ИВЕКО-АМТ» – применение многолистовых полуэллиптических рессор, которые делают на металлургическом комбинате в городе Чусовом Пермской области. Во многом именно с сотрудничества с миасским СП на этом заводе началось масштабное производство рессор для грузовиков-иномарок. Рессоры оказались настолько удачными, что одинаково отлично зарекомендовали себя и на самосвалах, работающих на промороженных российских северах, и на дакаровских болидах команды «КАМАЗ-Мастер». Но и балансирная подвеска «ИВЕКО-АМТ» не менее легендарная – в ее основе «магирусовская» ось и балансир. Эксплуатационники говорят, что она практически вечная. Четырехосники у СП появились совсем недавно, дополнительную «ленивую» ось закупают у BPW, ее сделали четвертой, на пневмоподвеске с односкатной ошиновкой. Для уменьшеАПРЕЛЬ 2011 РЕЙС 41 автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯЭтот 20-тонный самосвал IVECO Trakker из Миасса ждет не погрузки, а момента, когда оживет после кризиса строительная индустрия России...Так устроена подвеска «ленивой» оси IVECO Trakker 8x6Тормозные механизмы у Trakker барабанные, с клиновым разжимомОт ГРМ двигателя Cursor тоже есть возможность отбора мощностиПетли подвески кабины складываются при ударе и гасят часть энергииния износа шин ось выполнена подруливающей. При движении вперед она самоустанавливается, а если придется пятиться – срабатывает блокировка шкворневого узла. Добиться редкого сочетания проходимости и высокой нагрузки на ось полноприводным автомобилям «ИВЕКОАМТ» помогает одинарная ошиновка, хотя могут применяться и двускатные шины, вплоть до Continental размера 12R24. Специалисты СП подобрали соответствующую отечественную резину: шины «КамаУрал» размером 12R20 ставят на переднюю ось, а на задние монтируют днепропетровскую ИД-267 от КрАЗов-болотников. Однако, если нужна большая грузоподъемность, для односкатного варианта используют шины Michelin 395/85R20 впереди и 525/65R20,5 сзади – очень редкий размер. При двускатной перевозчики часто предпочитают отечественные шины размером 12,00-20 или 13R22,5. То, что на «ИВЕКО-АМТ» изготавливают кабину, помогло предприятию освоить новое направление42 РЕЙС АПРЕЛЬ 2011в своей деятельности – здесь начали выпускать шасси для пожарных автомобилей. В дополнение к обычной у нынешних IVECO Trakker кабины Stralis AD и AT – дневная, короткая и длинная со спальником. Наладили изготовление сдвоенных кабин, с четырьмя дверьми. Эти кабины очень удобны для размещения пожарного расчета, но все же они сложны в изготовлении. Есть еще один вариант, попроще: в обычной кабине вырезают большую часть задней стенки, а сзади кабины устанавливают особый модуль для расчета, с отдельным входом/ выходом. Стык уплотняют резиновой гофрой, как в сочлененном городском автобусе. Через образовавшийся проем члены экипажа и общаются между собой в движении. Кроме того, разработали еще более интересный для спасателей автомобиль – с двумя кабинами: одна стоит впереди, а другая сзади. На СП ему дали прозвище «тяни-толкай», его назначение – стоять на дежурстве у въезда в автомобильный тоннель боль-шой протяженности: пожар в тоннеле не менее страшен последствиями, чем в небоскребе… Если возникнет необходимость, то установленными впереди и сзади отвалами «тяни-толкай» должен расчистить путь другим автомобилям спасателей. Понадобится – способен растащить сцепившиеся в аварии автомобили. Затем, пеной или водой, имеющейся в четырехкубовой емкости, затушить возникшее возгорание – как раз под второй кабиной и находится насос. Если воды не хватит, водитель пересядет в заднюю кабину и, не разворачиваясь, помчится из тоннеля к ближайшему пожарному водоему. Автомобиль полноприводный 4х4, причем обе оси сделаны управляемыми (вдоль рамы расположена система тяг и рычагов) – так улучшается маневренность, уменьшается радиус разворота. А чтобы водителю не путаться с рычагами управления КП при переходе из одной кабины в другую, установили автоматическую коробку ZF. автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯМнениеАНТОН ПЕРЕЛЫГИН директор транспортной компании «УРАЛСТАР», Злотоуст – У нас на балансе 170 автомобилей IVECO, есть и испанские Trakker, и миасские, а также магистральные Stralis. В перевозках охватываем весь спектр: от междугородних и международных до перевозок строительных грузов самосвалами. Сами обслуживаем и ремонтируем автомобили. В 2003 году купили первую партию Trakker из Миасса, одно из последних приобретений – в 2010 году. Сейчас у нас более 20 таких автомобилей, пробег некоторых около 700 тысяч км. В сравнении с испанским Trakker автомобили из Миасса лучше приспособлены к российским условиям эксплуатации: большие баки, утеплена кабина, подножки лучше, много других доработок. Есть проблема с автоматической регулировкой зазоров в тормозных механизмах у Trakker, но остаемся приверженцами марки IVECO.В этом месте лонжерон рамы сварен, но внутри установлены усилителиОдноскатная ошиновка существенно улучшает проходимость на бездорожьеНа всех грузовиках IVECO применяют гидроусилители руля производства ZFОсь балансирной подвески ведет свою родословную от легендарного MagirusКронштейны и усилители рамы крепятся на высокопрочных болтахАгрегатный ЕвроСоюзСиловой агрегат и трансмиссия на автомобилях, изготавливаемых в СП «ИВЕКО-АМТ», ничем не отличается от IVECO Trakker испанской сборки. Все дизели семейства Cursor делают на моторном заводе IVECO во Франции. У Cursor 13 рабочий объем 12,9 литра, диапазон мощности от 380 до 540 лошадиных сил, крутящий момент от 1800 до 2350 Н.м при 1000–1600 об/ мин. Двигатели для Европы в исполнении Евро-4 и Евро-5 мощнее на 2030 лошадиных сил. Конструкция дизелей Cursor практически одинакова, вне зависимости от объема: рядные шестицилиндровые двигатели с интеркулером и турбонаддувом. Из высокопрочного чугуна отлит блок цилиндров, у него повышенная жесткость за счет многочисленных ребер, а также общего корпуса коренных крышек коленвала и единой головки блока с четырьмя клапанами на цилиндр. У этих моторов высокая литровая мощность и сравнительно небольшая масса. Стальные коленвалы не лопаются, мокрые гильзы44 РЕЙС АПРЕЛЬ 2011удобны в ремонте, распредвал находится в блоке, а привод ГРМ – со стороны маховика. Благодаря заднему расположению шестерен возможен отбор мощности для привода вспомогательных агрегатов и гидронасосов. В движении с Cursor 13 можно взять 1300 Н.м, а на стоянке – 1800 Н.м. В топливной аппаратуре предпочтение отдано электронноуправляемым насосфорсункам с давлением распыла 1500-1800 бар. Электроника и высокое давление распыла – гарантия экономичности мотора. Турбокомпрессор фирмы Holset без электронноуправляемого механизма изменения геометрией направляющего аппарата лопаток. Так проще, хотя здесь электронное управление помогает добиваться высокого давления наддува на оборотах коленвала чуть выше холостого хода и тем самым большего крутящего момента. «Северный пакет» включает в себя предпусковой подогреватель Eberspecher, обогрев аккумуляторов теплым воздухом – он забирается от раскаленного корпуса турбины, топливный фильтр-отстойник с элек-троподогревом и датчиком воды. Этот фильтр стандартный, ивековский, аналог распространенного у нас Separ 2000. Чтобы зря не морозить мотор в холода, можно заказать специальный чехол – водителю не придется самому городить «попону» из брезента, войлока и старых телогреек. Воздухозаборник установлен с возможностью забора теплого воздуха зимой из подкапотного пространства, а летом с трехметровой высоты, прямо от уровня крыши – подальше от пыли. Топливный бак оснащен подогреваемым топливозаборником, по объему баки нескольких вариантов: 455, 591, 800, 591+210 и 455 +455 литров. В трансмиссии миасского IVECO Trakker все функционально, просто и понятно российскому перевозчику. Сцепление диафрагменное, однодисковое диаметром 430 мм, оттяжного типа. Коробка передач 16-ступенчатая ZF 16S2220TO, такие же КП применяют на своих грузовиках DAF, MAN, Renault Trucks. В сочетании с ивековской двухступенчатой раздаткой, которая нужна для при- автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯTrakker бывают разные. Этот рожден покорять бездорожьеУдобные кресла, многофункциональный руль, добротный пластик и красивая «архитектура» панели приборов – все это доступно и миасскому IVECO TrakkerПодвеска кабины – на четырех пружинных стойках. Пневматика – у StralisДисплей в комбинации приборов появился у IVECO, наверное, раньше всехНа российских северах спальник нужен даже в самосвалевода переднего моста (может стоять и раздатка ZF с отключаемым мостом), получается 32 передачи! Не мудрено, что полная масса автопоезда, где тягачом работает миасский IVECO Trakker, достигает 70 тонн. Причем не столько на дорогах, сколько вне их. Управление КП сделано телескопической тягой – «удочкой», как на МАЗе, просто и надежно. Недостаток один – схема 2Н, без блокировки включения пониженного диапазона. Если в движении держать руку на рычаге КП, возможно самопроизвольное включение демуль-типликатора, в лучшем случае трещит зубьями блокирующая муфта синхронизатора. Для тяжелой работы в карьерах на бездорожье предпочтительнее «автоматы» с гидротрансформатором, например, Allison, но пока эта опция в перспективе. С «автоматом» и сцепление не сжечь, водителю удобно, и нет разрыва потока мощности к ведущим колесам. Надо умудриться засадить такую машину в песке или на снегу, тем более что ведущие мосты на Trakker из Миасса ведут свою родословную именно от мостов Magirus. Они с бло-кировками межосевого и межколесных дифференциалов, главная передача разнесенная, со ступичными планетарными редукторами. Известно, что у таких мостов дорожный просвет под картером главной передачи гораздо выше, чем при одинарных редукторах. Конечно, клиренс во многом зависит от размера шин: при условии применения шин 12R20 он составляет 374 мм, а если с шинами 390/95R22,5 – 440 миллиметров.ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯСП «ИВЕКО-УРАЛАЗ» начиналось с выпуска небольшой партии Magirus46 РЕЙС АПРЕЛЬ 2011Кабину IVECO TurboStar теперь применяет только «УРАЛАЗ»Шасси «тяни-толкая» – самая современная разработка «ИВЕКО-АМТ»