66
67
68
автобазаПРОВЕРЕНО НА СЕБЕОТКАТАТЬ ПО ПОЛНОЙНовые технологии экономии шин или иных «расходников» обычно встречают сдержанно: перевозчики не спешат вкладывать деньги в непроверенные коллегами решения. Журнал «Рейс» будет регулярно рассказывать об опыте передовых автопредприятий, опробовавших ту или иную новинку или методику. В нашей первой публикации – один из лидеров в сфере пассажирских перевозок «Автоколонна №1417» из Коломны делится опытом эксплуатации системы контроля температуры и давления в шинах. Она оказалась особенно актуальной для автобусов с третьей, подруливающей, осьюсвои машины системой контроля давления в шинах – при падении его в каком-либо из колес автобуса водитель сразу обнаруживает неисправность. Прямо на ходу – не отвлекаясь от управления.Травит? Тормози!Комплект оборудования марки TPMaster (модель TPMS 6-08) производства российской фирмы «АБИКС Технолоджи» стоит около 20 000 ру-Как показывает практика, затраты на периодическую замену шин подвижного состава – как по причине естественного износа, так и вследствие их аварийного разрушения – составляют значительную долю в структуре расходов автоперевозчиков. Даже в благополучной Европе с ее идеальными дорогами и тщательным контролем над техсостоянием транспорта «шинный» сектор расходов автопредприятий занимает до 5% от общих эксплуатационных. В России шины тоже держат стабильное третье место после затрат на зарплату персонала и топливо, но, разумеется, потери на износ резины у насРЕЙС АПРЕЛЬ 2011значительно выше. Между тем есть действенные способы их уменьшить. Вряд ли стоит сейчас, в который раз, обсуждать прописные истины вроде необходимости своевременной регулировки схождения колес, соблюдения норм нагрузки на ось и т. п. – будем исходить из того, что с этим в вашем автохозяйстве все в порядке. Другое дело – помочь шинам выработать положенный им ресурс, обеспечив оптимальные условия эксплуатации. Для этого существуют пока еще малоизвестные современные технологии. Например, один из лидеров в сфере пассажирских перевозок «Автоколонна №1417» оборудуетДатчики крепятся к колесному диску стальными хомутами66 Характеристики системы TPMS 6-08Параметр Точность измерения давления, бар Точность измерения температуры, град. Количество контролируемых колес Диапазон измеряемого давления, бар Рабочее напряжение дисплея, В Рабочая частота радиоканала, МГц Тип модуляции радиоканала Рабочая температура датчиков, град. Допустимая влажность воздуха в шине, % Габаритные размеры датчика, мм Масса датчика, г Значение 0,01 1 до 24 0 до 13 12/24 433,92 частотная FSK -40 С +125 0-98 83х31х25 70МнениеВИТАЛИЙ КНЯЗЕВ водитель «МАП №2 Автоколонна 1417» Коломна (автобус Setra S417GT-HD («Русский князь») – За время моей работы на автобусе система контроля внутреннего давления дважды срабатывала. Во время движения была обнаружена утечка воздуха: в первом случае – в переднем правом колесе, во втором – в переднем левом. В обоих случаях причина утечки была в негерметичности колесных дисков. Вовремя устраненная неисправность позволила избежать эксплуатации шин с недостаточным давлением, а значит, предупредить повреждения шин.Датчики системы регистрации давления и температуры воздуха в шинахДатчик каждого колеса имеет свой, запрограммированный ЧИПКаждому ЧИПу колесного датчика соответствует свое гнездоблей и включает в себя 8 датчиков давления (по числу колес трехосной машины), антенну, центральный блок с информационным дисплеем и звуковым индикатором, а также полный комплект крепежа, кабелей, хомутов и пр. Особенность данной модели – применение на каждом из колес датчика, не совмещенного с вентилем. Такой закрепляют в ручье обода колеса металлическим хомутом, охватывающим колесныйдиск по диаметру – разумеется, для этого шину надо предварительно разбортировать. Преимущество данного решения не только в сохранности датчика от повреждения при аварийном сбросе давления до нуля, когда, например, односкатное колесо рулевой оси принимает нагрузку непосредственно на обод, но и в минимально возможном радиусе расположения датчика, упрощающего балансировку. Датчикиизмеряют давление и температуру внутри шин, причем каждый отправляет на информационный дисплей свой индивидуальный кодированный радиосигнал – водитель будет точно знать, какой из множества баллонов (система способна работать и на многоосных автопоездах) не в порядке. Несущая частота радиоканала – 433,92 МГц, то есть стандартная для всех автомобильных охранныхМнениеВАДИМ БАБУШКИН заместитель директора «МАП №2 Автоколонна 1417», Коломна – Систему контроля давления в шинах TPMS 6-08 мы испытываем на автобусах Setra и Mercedes-Benz в течение полугода и вполне довольны результатами. Особенно эффективно применение новинки на машинах, выполняющих междугородние рейсы: вдали от гаража особенно важно избежать выхода шины из строя из-за запоздалого обнаружения прокола. Как показал наш опыт, на автобусах с установленной системой контроля давления не зафиксировано ни одного случая аварийного разрушения шины. Тогда как на машинах без таковой преждевременное списание резины в утиль – нередкое явление. В группе риска – подвижной состав, задействованный на южных направлениях, ведь шина, накачанная до нормального давления в Подмосковье, порой просто взрывается после пары часов езды на 40-градусной жаре в Ставрополье. С системой TPMS такое практически исключено: увидев на дисплее критические значения повышения температуры и давления, водитель остановится на обочине и, обойдя автобус кругом, стравит через вентили лишний воздух. Кроме существенного сокращения расходов на периодическую замену шин система контроля давления минимизирует и сходы машин с линии из-за утечек воздуха через вентили, характерные для зимнего сезона. На автобусах без TPMS приходится реего в не полностью закрытом состоянии, ведь влаги в воздухе всегда хватает. Таким образом, несмотря на случающиеся сбои в работе (на нескольких машинах центральный блок иногда «не видит» некоторые датчики), система контроля давления может быть весьма выгодным приобретением, и мы планируем оборудовать ею большинство наших автобусов.гулярно измерять давление в шинах обычным манометром, то есть отжимать золотник, что крайне нежелательно из-за примерзанияАПРЕЛЬ 2011РЕЙС67 автобазаПРОВЕРЕНО НА СЕБЕМнениеВЯЧЕСЛАВ БАБЫКИН Начальник ПТО «МАП №2 Автоколонна 1417» г. Коломна – Расходная часть, касающаяся автошин, довольно значительна на фоне общих расходов предприятия. Бывают случаи, когда при работе на линии прокол колеса водителем обнаруживается очень поздно, и тогда шина приходит в негодность – приходится тратиться на новую. В этом свете новая система очень кстати. На первой же неделе эксплуатации она показала свои возможности и рентабельность. Во время работы на линии автобус Setra S419 GT-HD получил прокол левого колеса третьего (подруливающего) моста. Система сразу сработала и показала аварийное падение давления в шине. Водитель вовремя остановился, и шина была спасена. Также система позволяет дистанционно следить за температурой внутри колеса. Наши автобусы класса «суперкомфорт» в летнее время обслуживают южные туристические маршруты. При жаркой погоде и движении в горной местности колеса и тормозная система автобусов испытывают сильнейшие перегрузки. Система позволяет вовремя обнаружить перегрев колес. Водитель, видя показания прибора, снижает скорость движения. По высокой температуре в колесе можно косвенно судить о неисправности тормозной системы. Со времени установки и по сегодняшний день системы контроля давления работают в штатном режиме, пробег междугородних автобусов составил более 80 тысяч километров.При монтаже покрышек на диски важно не повредить датчикиСистема сработает при падении давления в любом колесеДиски с вентиляционными окнами снижают тепловую нагрузкуИнформация о давлении и температуре воздуха выводится на дисплейсистем и прочих устройств передачи данных, не требующих регистрации в государственных органах радиосвязи. Наряду с индикацией абсолютных значений давления в шинах не менее важно и звуковое предупреждение о падении или повышении – пороговые значения для того или иного колеса разных осей водитель устанавливает сам с помощью кнопок на передней панели центрального блока. Электронная схема колесного датчика питается от встроенного незаменяемого элемента, его срок службы – 8 лет. Это достигается продуманным режимом экономии энергии. Пока автомобиль стоит на месте или движется с малой ско68 РЕЙС АПРЕЛЬ 2011ростью, датчик не работает и элемент питания не разряжается. Как только машина набирает 20 км/ч, датчики включаются и запускают всю систему контроля давления. Сигналы поступают в центральный блок каждые 5 минут – можно было бы и чаще, но зачем, если есть задача поберечь «долгоиграющую» батарейку? Правда, в таком экономичном режиме датчик работает, только если утечки воздуха нет или она невелика. Если же падение давления серьезное – свыше 12,5% от заданного, – датчик реагирует мгновенно и посылает радиосигналы уже каждые 2 секунды. То есть при внезапном разрыве одного из баллонов двускатного колеса, а темболее – колеса третьей, поддерживающей оси автобуса, когда даже опытный водитель-ас не может это почувствовать физически, он непременно услышит сигнал зуммера, посмотрит на дисплей и остановится для замены колеса, чтобы не истрепать покрышку в лохмотья. Лениться и надеяться «дотянуть до базы» – не в его интересах, ведь центральный блок системы TPMS запишет на флэш-память своего микропроцессора километраж, который понадеявшийся на авось шофер намотал на полуспущенном колесе, и вопрос, из чьей зарплаты вычесть стоимость шины, будет риторическим.Антон Уткин