90
91
92
спецтехникаSTRATOS В90-42 VCXN 660SCANIA + SCHMIDTЕвропейский подход к созданию коммунальной техники для суровых условий эксплуатации прост: берем проверенное российскими дорогами шведское шасси и монтируем на него оборудование от признанного лидера в производстве коммунальных надстроекспециалист в области дорожноуборочных машин. Оборудовать щетками и отвалами здесь могут, кажется, все: от квадрацикла до карьерного самосвала. В данном случае за основу взяли строительный самосвал Scania, добавив к нему пару присоединительных плит для на90 РЕЙС АПРЕЛЬ 2011Ф лее известный и авторитетныйирма Schmidt, пожалуй, наибо-весных орудий и поместив в кузов съемный модуль с противогололедными материалами. В результате получилась модель для уборки зимних дорог Stratos В90-42 VCXN 660. Сердце машины – гидросистема. Инженеры не тронули штатный гидропривод самосвального кузова, а поставили свою систему рядом, независимо от него. Ничего необычного: бак закабиной, насос, распределительные устройства… Управление – от пульта в кабине по электрическим кабелям. К панели у передней монтажной плиты подведены три пары штуцеров, каждая из которых отвечает за свою операцию. Так, монтируемый спереди снегоуборочный отвал посредством отдельных гидроцилиндров поднимается/опускается и поворачивается вправо и влево на угол около 40 градусов. Но, кроме того, он может быть оснащен дополнительной угловой секцией, с помощью которой, например, удобно проходить перекрестки, не оставляя на них снежных валов. За его привод и отвечает третья пара штуцеров. Вместо отвала на перед- Технические характеристики*Тип шасси Колесная формула База автомобиля/ балансирной тележки, мм Максимальная нагрузка, т на переднюю ось на балансирную тележку Двигатель Модель Рабочий объем, л Максимальная мощность, л. с. Экологический уровень Коробка отбора мощности DC12 23 L01 12 420 Евро-4 от двигателя механическая, с охлаждением масла 4,27 9 30 P 420 CB6X4EHZ 6х4 3900/1445Боковой отвал даже в транспортном положении вылядит весьма внушительно, а в рабочем – перекрывает почти целую полосу дороги справаКоробка передач Передаточное число главной передачи Размер ободов колес передних задних Размер шин передних задних Емкость аккумуляторной батареи, А.ч11,75х22,5 9х22,5 385/65R22,5 315/65R22,5 180 400Дублирующие головные блок-фары с указателями поворотовМонтажная плита – универсальное крепление для фронтального инструментаЕмкость топливного бака, л * базового шассиЗадние световые приборы никаких изменений не потребовалиВ ходовой части – все как у самого обыкновенного самосвала ScaniaЗадняя подвеска – классическая рессорно-балансирная конструкцияней плите может быть смонтирован шнеко-роторный снегоочиститель, незаменимый при уборке больших масс снега – например, после схода снежных лавин на горных дорогах или просто при накоплении высоких валов вдоль обочин. К боковой монтажной плите подведены две пары штуцеров, от них работают приводы подъема/опускания бокового отвала и его поворота из транспортного положения в рабочее. Рядом со штуцерами у каждой из плит расположен электрический разъем, от которого запитываются дополнительные габаритные огни, размещенные на специальных стоечках у краев обоих отвалов. Конечно, спектр выпускаемого«Шмидтом» навесного оборудования этим не ограничивается, однако пока в России представлена именно такая комплектация. Модуль, размещаемый в кузове, представляет собой раму, на которой установлен трапецеидального сечения бункер с транспортером внизу и баки для жидкости. Особенность современных реагентов в том, что они начинают работать, только основательно намокнув, чего на сухом гололеде ждать придется очень долго. Поэтому сухие реагенты одновременно с распределением по дороге еще и увлажняют – водой или специальными растворами. На данной модели запас сухого реагента в бункере – 9 м3, а жидкости в двух баках, размещен-ных под наклонными стенками бункера, 3000 литров. Подача реагента здесь не просто регулируется, а программируется с пульта в кабине водителя. Система управляет скоростью подачи реагента (транспортера) и вращения диска. Положение заслонки над транспортером задается вручную, рукояткой, имеющей три положения. Кроме того, существует возможность дистанционного управления обрабатываемой зоной, для чего центробежный разбрасыватель с помощью электрического мотор-редуктора может несколько поворачиваться вправо-влево. Привод же самого разбрасывателя, транспортера и насоса – гидравлический. Да иноеАПРЕЛЬ 2011 РЕЙС 91 спецтехникаSTRATOS В90-42 VCXN 660Вид сзади: под аккуратным кожухом спрятан гидропривод транспортераДля контроля и обслуживания сзади предусмотрена лесенкаФара рабочего освещения смонтирована на разбрасывателе реагентовПанель со штуцерами и электрическим разъемом для бокового отвалаЗаправка жидкого реагента – через задний штуцер, слив – через боковойГидростанция: бак, насос, распределительные устройства, магистралирешение, честно говоря, и трудно себе представить, ведь модуль с оборудованием – съемный. Из самосвального кузова автомобиля он может быть в любой момент «выгружен», причем без помощи крана или иных грузоподъемных механизмов. Для этого в передней части рамы имеются два широких опорных ролика, как на бункерах мультилифтов, а в задней части к лонжеронам крепятся две выдвижные «ноги». Уперев их шарнирно закрепленные «стопы» в землю, нужно немного приподнять кузов и можно аккуратно выезжать из-под надстройки, не забыв, разумеется, в нужный момент подвести опору и под переднюю часть рамы. Погрузка – в обратном порядке. Попасть точно по центру помогают еще четыре небольших ролика на регулируемых кронштейнах по углам надстройки, упирающиеся во внутренние поверхности бортов92 РЕЙС АПРЕЛЬ 2011самосвального кузова. Собственная масса модуля – 2064 кг, а груженого противогололедным материалом и увлажнителем – до 10 т, в зависимости от типа материала, наиболее тяжелый из которых песко-солевая смесь. Каждая из монтажных опор рассчитана на нагрузку до 2 т, поэтому разгружать бункер полностью при его демонтаже в общем-то необязательно. Задний конец рамы существенно выступает за пределы самосвального кузова. Здесь помимо опор расположены гидропривод транспортера, насос для подачи увлажнителя и разбрасыватель с фарой рабочего освещения и форсункой. Последний в транспортном положении поднимается вверх, что исключает его случайное повреждение. Здесь же расположен кран со штуцерами, имеющий три положения: заправка баков, подача увлажнителя в расходную магистраль и егослив. Для доступа к перечисленному оборудованию сзади также имеется складная лесенка. Еще одна, штатная для самосвала, размещена у переднего левого угла кузова. От обычного самосвала данный автомобиль отличается и дополнительными светотехническими приборами. Помимо фары рабочего освещения на разбрасывателе это упоминавшиеся выше габаритные огни переднего и бокового отвалов и дублирующие головные фары с указателями поворотов на аккуратном алюминиевом кронштейне у нижней кромки ветрового стекла. Очень кстати пришлись и традиционные сканиевские фары на крыше кабины. Разумеется, укомплектован автомобиль и оранжевыми проблесковыми маяками.Роман Москвин ФОТО НИКИТЫ ФЕДЮНИНА