22
23
СПЕЦПРОЕКТКАМА & РЕЙСКАМА 78 179 КМЖурнал «Рейс» совместно с нижнекамским заводом ЦМК-шинпродолжает испытание грузовых шин серии N марки «Кама»АНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»Спецпроект ж у рна ла«Рейс» и Нижнекамскогозавода ЦМК-шин представляет программу ресурсных испытаний шин «Кама»трех моделей: NR 201 и NF 201размером 315/80R22,5 – для ведущей и управляемой осей соответственно, а также NT 201 размером385/65R22,5 для свободно катящихся колес полуприцепа. Комплект издвенадцати шин мы смонтировалина седельный тягач DAF XF 105.46022РЕЙС АВГУСТ2012с полуприцепом-рефрижераторомSchmitz – автопоезд предоставилакомпания ООО «Праксис-Ово», специализирующаяся на оптовых поставках продукции птицефабрики«Роскар». К моменту старта спецпроекта машина была практически новая – пробег составлял всего 20 тыс.км, а поддерживать ее в исправномтехническом состоянии в течениевсего периода испытаний взяласькомпания VH-DAF. Учитывая, чтоодним из заявленных качеств шинДанные этапаДвижениеПробег, км4370,49Средняя скорость, км/ч44,8Максимальная скорость, км/ч104,0РаботаДвижение, ч:мин:с97:35:46Простой, ч:мин:с589:06:55двигателя на холостом ходу,ч:мин:с28:28:09 (21,8%)Расход топливаФактический (общий), л1585,6Расход на 100 км, л36,3Расход на 100 км в движении, л31,8 МНЕНИЕАЛЕКСАНДРМАХОТИНисполнительныйдиректор ООО«НТЦ «Кама»,заместитель директорапо технологии и НИОКРООО «УК «ТатнефтьНефтехим»– Использование в смесяхдля протектора белой сажиуменьшает общую износостойкость, увеличивает сопротивление его элементовскалыванию. Добавлениебелой сажи в смесь для каркаса повышает прочностьсвязи резины с кордом.Отвечающий мировым стандартам цех резиносмешениябыл пущен на Нижнекамском шинном заводе ещев 2005 году, его построилипо технологии итальянскойфирмы Pirelli – этот проектмы реализовали задолгодо освоения производствацельнометаллокордных грузовых шин. Мощность цехарезиносмешения – 21 тыс.тонн смесей в год.Шины NR 201 на ведущем колесеэту ось поднимает. На средней осисправа работает свежая шина – припробеге изначально установленногокомплекта 55 тыс. км туда установили «запаску», с тех пор она прошлавсего 23 тыс. км. Одинаковый темпизноса показывают шины управляемых колес тягача – остаточная высотапротекторов на правой и левой практически одинакова.Стабилизация износа протекторовна весьма низком уровне – отчастизаслуга немецкой фирмы Continental,разработавшей резиновую смесь дляцельнометаллокордных шин «Кама».В качестве наполнителя в ее составвходит так называемая белая сажа –пылеобразный кремнезем – вместотрадиционной черной, состоящей изуглерода. Напомним, кремнеземомназывают диоксид кремния SiO2 –одно из самых распространенныхв природе веществ, которое мы чащевсего встречаем в виде обыкновенного песка. Увы, для нужд шиннойпромышленности это бесплатное сырье непригодно, и тонкодисперснуюгидратированную (mSiO2 • nН2О)белую сажу приходится получатьсинтетически – осаждением из раствора силиката натрия (жидкогостекла) серной кислотой. Продукт навыходе имеет частицы размером менее 20 нм (одна пятидесятитысячнаяИГОРЬ ЕЛСУКОВинженер-аналитикООО «ОмникоммСервис»– Разгар лета – пора относительно свободныхдорог, и после всплескаинтенсивности трафика,два месяца назад,зафиксировано улучшение дорожной ситуации.Заметно это и по данным, получаемымс тестового автопоезда DAF – средняяскорость возросла на 3,1 км/ч, а удельныйрасход топлива снизился на 2,8 л/100 км.Похожие показатели ожидаются до начала сентября, когда нас ждет неминуемыйскачок интенсивности заторов – так всегда бывает после массового возвращениягорожан из отпусков. По сравнению с темже месяцем за прошлый 2011 год естьнезначительное ухудшение – как по средней скорости, так и по расходам топлива,включая замеренный в движении. Видимо, год от года трафик растет, и реализовать на практике энергосберегающие качества шин становится все труднее.Шина NF 201 на переднем колесеуказанных моделей названо низкоесопротивление качению, мы установили на автопоезд системы контроля расхода топлива и мониторингатранспорта от компании Omnicomm.Таким образом, испытания позволятоценить не только степень износапротектора по прошествии разныхпериодов времени, но и влияние шинна экономичность автомобиля.За последние полгода усредненныйизнос шин автопоезда составил около 1,2 мм. Медленнее всего теряютвысоту протектора покрышки ведущих сдвоенных колес, а самый высокий темп износа – на передней осиполуприцепа. Несмотря на то, чтозначительную часть километражашины там висят в воздухе, отправляясь на базу порожняком, водительМНЕНИЕШина NT 201 для полуприцепадоля миллиметра). По результатамиспытаний, шины из смеси с белойсажей показывают на 10% более высокое сцепление с мокрой дорогойи на 20% лучшие показатели износостойкости, энергосбережения, чемтрадиционные. На сегодняшний деньу наших шинников нет необходимости приобретать белую сажу (точнее, композицию кремнезем-силан)у грандов мирового химпрома вроденемецкой фирмы Degussa AG: производство этого важного компонентасовременных резиновых смесей наладили в России.МНЕНИЕВЛАДИМИРФИРАГОводительООО «Праксис-ОВО»– В последнее времяинтенсивность нашихперевозок возрасла –каждый день делаюпо два рейса. Дорогичистые – периодическиих моют ливни, никакихнаездов на опасныедля шин предметы заотчетный период небыло. Каких-либо изменений в поведенииавтопоезда на ходу, которые могли быбыть вызваны разбалансировкой колес,также не замечено.2012 АВГУСТРЕЙС23