44
45
46
47
48
50
АВТОМОБИЛИМЕСТО РОЖДЕНИЯТУРЕЦКОПОД ДТурецкая компания Ford Otosan, одно из европейскихподразделений Ford Motor Company, намерена в концелета представить новый грузовик семейства Ford Cargo.В преддверии этого события нас пригласили на завод,расположенный в окрестностях города ИнёнюВследующем году этому заводу исполнится 30 лет, его открытие состоялось в 1983 году.Инёню – город в провинцииЭскишехир в центральной Турции, на пути из Стамбула в Анталию. Сегодня завод расположенна территории общей площадью1,1 млн м2, фактически здесь находятся два завода. Первый – по производству тяжелых грузовиков Ford Cargo,второй – по производству дизельных двигателей к Ford Cargo и FordTransit, а также центр по разработкедизелей семейства Ecotorq для Cargo.Площадь крытых помещений этихпроизводств составляет 76,5 тыс. м 2 .То есть завод сравнительно небольшой, аккуратный и чистенький,рассчитан на ежегодный выпуск10 тысяч грузовиков Ford Cargo,66 тысяч двигателей – преиму-44РЕЙС АВГУСТ2012щественно модели Duratorq, дляFord Transit и 140 тысяч задних ведущих мостов для Transit. На моторном заводе производится полнаяобработка важнейших деталей двигателя: блока и головки цилиндров,коленвала и распредвала, шатуна,ведется сборка и обкатка моторов.Станочный парк и оборудование –самое современное, но роботов, какна ведущих европейских автозаводах, не видно. Отсюда дизели Ecotorqпоступают в соседний корпус на конвейер автозавода по сборке Ford Cargo.Моторы Duratorq везут на другойзавод Ford Otosan – в город Коджаэли, где собирают Ford Transit. Всегов производстве занято 1084 рабочихи 350 инженерно-техническихработников.Ни «маленькие», ни «большие» дизелиFord Otosan – не гильзованы Д ДАННЫЙСкоро на этом конвейере будут собирать не толькомоторы 7,33 и 9 литров, но и новый 11-литровый дизельКроме того, там же расположен центрраспределения запчастей общейплощадью 70 тыс. м2, в котором хранится около 50 тысяч деталей различных наименований. Именно оттудапоступают запчасти к Ford Cargo, эксплуатируемым в России.От среднетоннажниковдо тяжелого классаТурки подсчитали, что на середину2012 года изготовлено около 180 тысяч тяжелых грузовиков Ford местного производства, из них в Инёню– 126 тысяч. В самом начале своей деятельности, с 1960 по 1966 годы, FordOtosan выпускал капотные Ford F600,конструктивно схожие с аналогичными американскими грузовиками (турецкая версия похарактеристикам была ближе к нашему «газону» и бесконечно далека от тяжелогокласса), причем было изготовлено всего 1840 этих автомобилей. По настоящему массовыми стали бескапотныемодели грузовиков Ford D750и Ford D1210, которые выпускались с 1966 по 1984 год – ихизготовили почти 66 тысяч.Первые Ford Cargo, тогда ещеРоботов на главном конвейере не видно. Быть может, рабочихбольше чем обычно, но без дела они не сидятмодели 1812, были поставлены на конвейер уже нового завода в 1985 году,их выпускали до 1998 года, общий«тираж» – около 34 тысяч грузовиков.Нередко эти машины все еще попадаются и в России, хотя официально онив Советский Союз и позднее в РФ непоставлялись. С 1998-го по 2003 годывыпускались Ford Cargo модели 98MY,их было изготовлено более 25 тысячэкземпляров. Поставки в Россию FordCargo модели Н298 начались в 2007году, а на конвейере завода в Инёнюэти автомобили стоят с 2003 года. ВТурции было выпущено около 40 тысяч Cargo Н298 только так называемых«road truck», которые фактически являются не автопоездами, как можноперевести, а одиночными магистральными грузовиками колесной формулой 4х2, 6х2, 8х2 и даже 10х2. В сравнении с этими грузовиками седельныхтягачей Cargo Н298 выпущено совсемнемного – с 2007 года 6750 автомобилей, из них за все это время поставлено в Россию 684 автомобиля. То естьк нам поставлена десятая часть турецких «седельников», а всего около 2500грузовиков, включая и более современные Cargo, модели Н476, которыевстали на конвейер с конца 2009 года.Интересно, что, по турецкой статисти-ке, семейство Ford Cargo Construction6х4, то есть строительного назначения,было запущено в производство с осени2010 года, с той поры было выпущенооколо 1100 автомобилей 6х4 и 8х4 подшасси самосвалов и миксеры. У нас жешасси под самосвальные установки,автобетоносмесители и даже автокраны появились еще в 2009 году. Какимто образом российские производителинадстроек сумели серьезно опередитьсвоих турецких коллег. Начало поставок в Россию Ford Cargo в 2007 году совпало с началом производства самойсовременной модели Cargo – H476с 9-литровым двигателем Ecotorq, нок нам эти машины относительно массово пошли только в 2011 году.Удивительно, но оказывается, туркиочень медленно разрабатывают новыемодели своего Ford, к примеру, у нихдо сих пор нет седельного тягача 6х4,хотя фактически этот автомобильстроится на одной платформе с самосвалом. Тягач у них существует только двухосный, с седлом высотой 1050,1140, 1200 и 1250 миллиметров, приэтом автомобиль может быть предназначен даже для работы с особымтрехосным полуприцепом,на котором смонтирована автобетоносмесительная уста2012 АВГУСТРЕЙС45 АВТОМОБИЛИМЕСТО РОЖДЕНИЯТурки изобрели не только рахат-лукум, но и колесную формулу 8х2 для тяжелыхгрузовиков. В длинный кузов можно загрузить чуть меньше, чем в еврофуруновка. Не идет на пользу Ford Otosanи отсутствие полноприводных версийтяжелых грузовиков. Недорогой трехосный вездеход с неплохим мотороми довольно комфортабельной кабиной заинтересовал бы не только российских перевозчиков, но навернякаспособствовал расширению поставокв РФ турецких грузовиков. Учитывая,что Ford Otosan изначально ориентирован на использование многих «покупных» агрегатов, создать подобныйавтомобиль – не проблема.А «Баржом»?В самой Турции на рынке грузовиковполной массой свыше 16 тонн FordOtosan занимает второе место. С уче-том местного закавказского антуражаневольно вспоминается фильм Георгия Данелии «Мимино». А кто же напервом месте? Наверное, другой турецкий производитель тяжелых грузовиков – компания BMC, бывшийфилиал British Motor Corporation? Аннет – Mercedes-Benz! Немцы в 2011 годувладели 41 процентом продаж на турецком рынке, но это во многом благодаря Mercedes Axor, который выпускают именно в Турции. Ford Otosanимел 23%, у остальных «европейцев»доля нынешних продаж в этой теплойстране составляет от 6 до 9 процентов.А тот же ВМС довольствуется 5-ю процентами. И статистика не врет – на дорогах чаще всего встречаются именноДизели для Ford Transit готовы к отправке на другой завод – в КоджаэлиЧЕГО ЖДУТ ПЕРЕВОЗЧИКИ ОТ НОВОГО FORD CARGO?ВАДИМ АЛЕШИНдиректор ООО« НОГИНСК ПОГАТсервис», НогинскМосковская областьВ2007 году нашеавтотранспортноепредприятие закупило два седельныхтягача Ford Cargo 1830с двигателями 7,33 литра,300 л. с. и 9-ступенчатыми коробками.В 2008 году приобрелиеще один такой тягач,а в 2011 – четыре тягачасерии Н476 c 9-литровыми моторами мощностью380 л. с., оснащенными 16-ступенчатымикоробками. В 2012 годупланируем взять еще две46РЕЙС АВГУСТ2012машины. Все Ford Cargoработают на маршрутеМосква–Рига, пробегсамых «старых» тягачейсоставляет 350-380 тысячкилометров.Хотелось бы на новыхFord Cargo увидеть болеекачественную электропроводку. Добратьсяк соединительнымколодкам сложно, приэтом они плохо загерметизированы. Частопропадают «повороты»,стоп-сигнал – отгоняеммашины в сервис, платим6-7 тысяч рублей, но черезнеделю неисправностивозникают повторно. Триили четыре комбинацииприборов заменили погарантии, потом с этойпроблемой уже не встречались, но приборы плохочитаются на солнце. Частоперегорают лампочки вгабаритах, фарах, в указателях поворотов, причемна замену покупаемдорогие импортные, и всеравно они горят.Работой агрегатовтрансмиссии довольны. Только на одной измашин на 300 тысячахпришлось заменитьсцепление, судя по всемув этом виноват водитель.В тормозных барабанныхмеханизмах с клиновымразжимом колодок былединственный случай –потребовалась замена наодном колесе. Тормозные колодки до сих пор –родные, при этом нетолько своим ресурсом,но и эффективностьюбарабанные тормоза насполностью устраивают.Были случаи заменыподшипников ступицколес – захрустели послеокончания гарантиина машины, подшипники заменили своимисилами. Кстати, для FordCargo производителемдаются очень неплохиегарантийные обязательства: два года и 200 тысяч километров.Своим ресурсом, мощностью нас устраиваюти двигатели 7,33 литра,хотя 9-литровые моторыдолжны быть еще надежнее, и они явно удобнеев эксплуатации. Еслиувеличится загрузка наших автопоездов – будемдумать о приобретении Ford Cargo с болеемощными 11-литровымидизелями. Хотелось бы,что бы они были и болееэкономичными. Малмежсервисный пробег –замену полусинтетического моторного масла «Форды» различных возрастов и моделей. А под популярную в Турцииколесную формулу 8х2 заставляютподгонять свои грузовики любых производителей – попадались такие Scaniaили невиданный ранее MAN TGL 6х2.Среди малотоннажных грузовиковтоже большая редкость встретитьмерседесовские модели Vito и Sprinter,или Volkswagen Transporter и Crafter.Везде только Ford Transit. Тем самымна деле, а не на словах поддерживаютотечественного производителя. Дляподобной любви и уважения самимFord Otosan созданы определенныепредпосылки: на территории Турциидействуют 30 авторизованных дилеров и 59 сервисных центров под любые коммерческие «Форды». Для сравнительно небольшой страны – оченьдаже неплохо.За пределами Турции важнейшимрынком для Ford Trucks, в первуюочередь, является Россия. Турки этоподчеркивают особо, видимо, для нихсамих был неожиданным тот успех,который у нас имеет Ford. «Этажомниже» расположились страны Восточной Европы: Болгария, Румыния, Венгрия,В Инёню сваривают и окрашивают все три варианта кабин Ford Cargo. Будет ли четвертый?требуется производитьчерез 20 тысяч км, обещают увеличить норматив до30 тысяч, но пока все остается по-прежнему. Междутем известно, что дилерыпроводили экспертизу масла – у него есть потенциалдля дальнейшей работы.На тягачах с закончившимся гарантийным сроком мыменяем масло через 30 тысяч километров и каких-топроблем, связанных с этим,не заметили. На одной измашин возникла необходимость в ремонте форсунокCommon Rail, за восстановление каждой взяли по10 тысяч рублей, комплектобошелся в 60 тысяч.В целом система CommonRail вполне работоспособна в России, но надостараться не заправлятьсяна непроверенных АЗСна трассе. У нас в АТП естьсобственная заправочнаястанция, а если работаемс чужими заправками – постоянно сливаем с фильтраотстойника тягача воду.Поэтому нам нужен дополнительный топливный баклитров на 200. Вместе с темна раме «Форда» нет местадаже для запасного колеса.У нас тягачи часто работаютс разными полуприцепами,и неудобно перекидыватьзапаску из одного в другой.Был случай, при пробегеболее 200 тысяч, то естьуже после прекращениягарантии, на одной из машин тосол пошел в топливо.Отогнали тягач в сервис, тамсначала думали, что винова-республики несуществующей Югославии – сфера интересов бывшейОсманской империи. Из осколковСССР – Грузия, Азербайджан, Казахстан, Украина, но здесь объемы продажпока составляют от нескольких FordCargo до дюжины или двух. Есть интерес у Ford Otosan к странам СевернойАфрики и Среднего Востока. Помочьтуркам в экспансии грузовиков FordCargo должна и новая сервисная программа Ford Europe Road Assistance,которую обещаютзапустить в четвертом кварта-На конвейере собирают сразу несколько моделей: и шасси для строительной техники, и магистральные грузовики, и седельные тягачита прокладка головки блока,но потом выяснилось, чтогде-то в головке есть трещина между каналом системыохлаждения и каналомподогрева солярки. Головкупришлось менять.Вполне довольны шинами: говорят, что их делаеттурецкое подразделениеPirelli, на передней осипокрышки прошли около100-120 тысяч километров,на задней – 300 тысяч.Хотелось бы видеть болееширокую сеть сервисныхцентров у Ford Trucks, улучшения поставок запчастей.К примеру, на одной из машин понадобилось заменитьглушитель – поставки ждали9 дней. Но в целом FordCargo вполне стоит своихденег.ле 2012 года. Она будет действоватьв 39 европейских странах, в том числев России и на Украине, в ее состав войдут 40 000 сервисных центров (откуда только их наберут?), а в Call CenterSupport телефонистки и техническиеспециалисты будут разговариватьна любом из 24 языков, естественно,на русском тоже.Сдвиг платформыЕще одно грядущее событие: создается глобальная единая платформа грузовиков Ford Trucks, сразу для двухпроизводств, где делают Ford Cargo.Мало кто знает, что кроме ТурцииCargo выпускают еще и в Бразилии.До последнего времени они несколькоотличались раскраской «фасада» одинаковых кабин, но в основном – агрегатами силовой линии. Набразильском седельном тягаче Ford Cargo стоит Cummins2012 АВГУСТРЕЙС47 АВТОМОБИЛИМЕСТО РОЖДЕНИЯКрышка резервуара под AdBlue в Европе синего цвета, но у Ford Otosan – красного. Пока дисковые тормоза на Ford Cargo не применяются,только барабаныШиномонтажный участок расположенрядом со сборочным конвейеромISL8.9 330 бразильского производстварабочим объемом 8,9 литра, мощностью 334 л. с. при 2100 об/мин, моментом 1300 Н.м при 1300 об/мин,коробка применяется 13-ступенчатая(!) Eaton FTS-16112 L с диапазономчисел от 17,45 до 1,00. При этом сцепление – однодисковое Sachs, диаметром 430 мм, давно уже ставшееинтернациональным, ведущий мостеще одного производителя с мировым именем: ArvinMeritor модели MS23-165, с передаточным числом 3,58,блокировкой дифференциала.На турецком Ford Cargo применен турецкий же дизель Ford Ecotorgдвух моделей, который собирают вИнёню: объемом 7,33 литра и 9-литровый. У каждого по нескольконастроек мощности. У самого маленького по объему две настройки:240 и 300 лошадиных сил, крутящиймомент – 840 и 1100 Н.м. Для седельного тягача использовалась 300-сильная версия двигателя. После рестайлинга 2009 года у 7-литрового моторапоявился «промежуточный» вариантмежду 240 и 300 л. с. – 260 лошадиных сил. Более интересен для России9-литровый двигатель Ford Ecotorg,его мощность: 320, 350 и 380 лошадиных сил, диапазон момента от 1100до 1550 Н.м при 1200-1700 оборотовв минуту. То есть в сравнении с самой «слабой» настройкой 7-литрового дизеля у большого мотора моментвырос почти вдвое, «полка» на графике стала более длинной и пологой,коленвал «раскручивается» немногоменьше, что делает удобнее управление грузовиком. Внешне моторыочень похожи, хотя блок цилиндровна новом двигателе выше, и наверное, чтобы не путать, на нем изменили форму клапанной крышки, а ещеи блоки красят в разные цвета. У FordEcotorg 7,33 литра блок – синий,а у Ecotorg 9 литров – золотистый.Коробки передач приобретают уZF, причем сначала даже на 20-тонные самосвалы, поставляемые в Россию, ставили 9-ступенчатые коробкиZF 9S75, оснащенные планетарнымдемультипликатором, но на магистральные грузовики чаще всего16-ступенчатые ZF 16S109, выполненные по ставшей классической схемес делителем, демультипликатором и4-ступенчатой основной коробкой.На Ford Cargo модели H476 с 9-литро-вым Ecotorq устанавливают другую,более современную коробку – ZF9S1110, причем и с 7-литровым, и с9-литровым двигателями, но преимущественно большие моторы агрегатируют с 16-ступенчатой коробкой ZF 16S1620 c пневмоусилителемServoshift. С ним усилия на рычаге ине замечаешь… Напомним, что эти жеКП производства ZF используют DAF,IVECO, MAN, Renault Trucks, а теперь их выпуск налажен в Набережных Челнах на СП «ЦФ-КАМА». Поутверждению специалистов российского представительства Ford, в ближайшем будущем на часть автомобилей Cargo собираются устанавливатьэлектронноуправляемые механические коробки ZF AsTronic. СцеплениеSachs, причем с любым мотором и в любом исполнениигрузовикаКроме коленвалов на заводе полностью обрабатывают блоки цилиндров«Маленький» мотор для Transitс двумя распредвалами в головке48РЕЙС АВГУСТ2012 АВТОМОБИЛИМЕСТО РОЖДЕНИЯтолько однодисковое, с диафрагменной пружиной. Разница в диаметре:на двигатели объемом 7,33 литра –395 мм, а на 9-литровом моторе 430миллиметров. Еще одно полезное отличие трансмиссии Ford Cargo – здесьустанавливается электромагнитныйтормоз-замедлитель фирмы Telma.Ни на одном грузовике, поставляемомв Россию, подобного устройства нет.Потребность в ведущих мостах у FordOtosan, как для бразильского FordCargo, обеспечивает ArvinMeritor.Для магистральных и развозныхFord Cargo 4х2 или 6х2 применяютмосты с итальянского завода: экономичные, с одинарной гипоиднойглавной передачей. Подобные мостыприменяет IVECO на Stralis. Для грузовиков колесной формулой 6х4 или8х4 проходные мосты со ступичнымипланетарными редукторами и блокировками дифференциалов везут ажиз Швеции. Опять-таки эти мостыпокупает не только Ford Otosan, но иVolvo, Renault, хотя в комплектации,конечно же, есть отличия.Теперь у всех Ford Cargo будетобщая конструкция, общие компоненты. Появилось и соответствующее название ONE FORD созвучащим на английском пофутбольному девизом «оneteam, one plan, one goal»,Ту яму, в которую «провалились»колеса задних осей, Ford Cargo теперьпроходит не повредив радиатора50РЕЙС АВГУСТ2012то есть «одна команда, один проект,одна цель». Наверное, это должносказаться если не на уменьшениицены покупки для перевозчика, то,во всяком случае, на стабильности искорости поставок запчастей. Уже иэто – немало.Но вероятно еще одно событие – организация сборки Ford Cargo в России.Уже больше года ходят слухи, что компания «Соллерс», бывшая «СеверСтальАвто», планирует разместить сборочное производство в Ульяновске.Сейчас тоже не все ясно с объемамии схемой сборки, но по нашим сведениям, проект находится в стадиизавершения, и о начале его реализации объявят уже осенью. А на другомавтозаводе «Соллерс», в Елабуге, гдесвернули производство FIAT Ducato,уже идет сборка пробных Ford Transit.Наверняка результатом столь серьезного альянса Ford Otosan с «Соллерс»станет и серьезный рывок в развитиисервисной сети Ford в России.Николай МордовцевФото автораи компании-производителяКАКИМ БУДЕТ FORD CARGO?Скорее всего не стоит ожидатьпоявления новой, более широкойкабины. Во время визита на завод в Инёню, где-то на отшибе, междукорпусами, мелькнул Ford Cargo скабиной, оклеенной камуфлированноймелкими треугольниками пленкой.Однако традиционные для Cargo широченные колесные арки кабины всеравно видны издалека. Маловероятно,особенно с учетом глобальной модернизации модели, что прекратитсясотрудничество Ford Otosan с ZF, а значит, по сцеплению, коробке передач,ведущим мостам Cargo будет вполнесопоставим со многими европейскимимарками грузовиков. В тормознойсистеме появятся дисковые механизмы. Наверное, важнейшим событиемв компонентной гамме Cargo станетгрядущее пополнение в семействедвигателей Ford Ecotorg: в дополнениек моторам объемом 7,33 и 9 литровпоявится 11-литровый дизель. Как разоб этом турки и объявили на заводе,но мотор пока не показали. Озвученверхний предел мощности этогодвигателя – 450 л. с. Скорее всего будети настройка 380-400 лошадиных сил,тем самым новый дизель заменит9-литровый мотор, при этом он долженстать более надежным и экономичным. Одиннадцать литров и 400 л. с. –наиболее актуальный вариант FordCargo для России, возможно, именнос такой версией стартует сборочноепроизводство Cargo в Ульяновске.