62
63
64
66
АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТКЛАССА ЛЮКСНиша, занимаемая на российском рынке туристическими автобусами премиум-класса, невелика. Однако время от времени и в ней появляются интересные новинки,каковой, безусловно, является Irisbus Magelys ProЭта модель автобусостроительного подразделения транснациональной компании IVECOIrisbus только-только выходитна наш рынок. Однако дилеры смотрят в будущее с оптимизмом – по ихмнению, Magelys сможет потеснитьи именитых конкурентов: Neoplan,MAN, Setra, Mercedes. Для этого естьвсе предпосылки – взять, например,историю марки, которую образовалипутем слияния таких известных и самобытных автобусных брендов, какRenault, IVECO, Ikarus и Karosa. Весь накопленный за десятилетия опыт сконцентрировали в дизайне и внутреннейначинке нового Magelys. Автобус по-62РЕЙС АВГУСТ2012лучился привлекательной дружелюбной внешности – не последнюю рольв подобном восприятии машины играет «широкая улыбка» передней маски.Маски, кстати, пластиковые в любомиз вариантов исполнения, а модификаций итальянцами придумано великое множество. Автобусы могут бытьдвух- и трехосными, длиной от 10,2 до15 метров, даже по высоте имеется триразличных варианта, обозначающихсяH, HD и HDH. Версия Pro при этом заранее подразумевает набор неких фиксированных характеристик. Так, длинаавтобуса 12,2 метра, а высота достигает3,7 м – это нечто среднее между 3,62 му HD и 3,8 м у HDH. Впрочем, при за-казе автобуса возможны различныеверсии и подбор характеристик – вседля клиента.Вместимость салонов: от 48 до 62комфортабельных посадочных мест,расположенных в кузове вагонной компоновки различной длины, выполненном из… Удивительно, но Irisbus предлагает на выбор материал, из которогобудет изготовлен кузов машины. Ферма может быть из ферроценового сплава – металлоорганического соединения,устойчивого к воздействию воды и воздуха (даже в концентрированной соляной кислоте не растворяется). Такаяферма дополнительно защищается катафорезным грунтованием. В качествеальтернативы предлагается вариантс кузовом из нержавейки. Второй вариант, конечно, подороже, но и срокслужбы у него практически безграничный. Обшивку бортов тоже пред- IVECO IRISBUSТехнические характеристикиДлина х ширина х высота, ммПассажировместимость,местТуристическому автобусу необходимы вместительные багажные отделения.В Irisbus Magelys Pro они есть. У 12-метровой модели их объем 9,5 куб. мВ блок-фарах применены линзоваяоптика и светодиодные огниНесколько разнонаправленных зеркалоблегчают процесс парковки автобусалагают в двух вариантах: нержавейкаи алюминиевый сплав. Коррозии неподвержены оба в равной степени, нопервый тяжелее, а второй – менее ремонтопригоден.В угоду комфортуО всевозможных элементах комфортасалона устанешь рассказывать. В минимальном исполнении автобус тянет натри звездочки по европейской классификации. Можно заказать и четырехзвездочные машины, хотя расстояниемежду сиденьями достаточное в любомварианте. Сами сиденья могут бытьобшиты велюром или натуральнойкожей, а еще в них встроены лампочкии кнопки вызова бортпроводника. Еслив дороге захочется перекусить, то всегдаможно воспользоваться откидным столиком, предусмотренным конструкторами на спинке кресла предыдущегоряда. Чтобы продукты не испортились,в передней панели устроен холодильник. Его вместимость удобно измерятьстандартными банками от Кока-колы(которые 0,33). Их туда помещается аж75 штук – на всех хватит. А если затекли ноги, на этот случай предусмотренычетырехпозиционные подножки. Длясоздания атмосферы домашнего уютанижняя сторона багажных полок обитаТехнически допустимаямасса, кгКолесная база, ммПередний свес, ммЗадний свесОбъем багажных отсеков, м3Объем внутреннихбагажных полок, м3Колея передняя/задняя, ммВысота потолка, ммВысота первой ступенипередняя/средняя двери, ммШирина передней/среднейдвери, ммНаружный радиусповорота, ммНаружный габаритныйрадиус поворота, ммМаксимальная допустимаянагрузка на заднюю ось, кгМаксимальная допустимаянагрузка на переднюю ось, кг12 200х2550х370048-62 в зависимостиот планировки и длиныавтобуса18 000*6321261932609,51,252014/18172100343/347830/770925011 02511 5007100IVECO Cursor 10,Евро-5, установленпродольно в заднемДвигательсвесе автобуса, турбонаддув с переменнойгеометрией VGTи интеркулеромРабочий объем двигателя, л10,3Максимальная мощность, л. с.380-450Максимальный крутящий1600-2100момент, Н.мZF AS Tronic,Коробка передач12-ступенчатаяавтоматическаяМаксимальная скорость, км/ч 128 (ограничена до 100)Передаточное отношение3,36ведущего мостанезависимаяПередняя подвескапневматическаязависимаяЗадняя подвескапневматическаядисковые,ТормозапневматическиеОбъем топливного бака, л480Объем бака для AdBlue, л60Размерность шин295/80R22,5Цена, руб.от 10 400 000бархатом, а на окнах висят элегантныешторки. Туалет, естественно, входитв базовую комплектацию. Как и у большинства одноклассников, он располагается у средней двери, а информацияо занятости сего заведения выводитсяна электронное табло в передней частисалона. Дополнительно можно заказатьустановку мини-кухни и даже встроенного пылесоса. Удивительно, но в список опций вошли и такие банальныевещи, как мусорные ящики под каждым рядом сидений и держатели дляполуторалитровых бутылок (могли быи в базовую комплектацию включить).Особое внимание в Irisbus уделяютмикроклимату, ведь от него зависитобщее восприятие поездки. Если в салоне будет жарко и душно или же холодно, то никакие DVD и красивая подсветка не прельстят пассажиров ехатьв автобусе вновь. Чтобы не допуститьподобного, Magelys оснастиликондиционером, способнымне только остудить воздух, но2012АВГУСТРЕЙС63 АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТВ распоряжении водителя комфортное кресло на пневмоподвеске, регулируемаярулевая колонка и эргономичная, добротно собранная приборная панельПассажиры могут воспользоватьсяаккуратными откидными столикамии при необходимости его подогреть.Эта опция предусмотрена специальнодля России. Видимо, конструкторы непонаслышке знают о суровых русскихзимах. Помимо греющих кондиционеров автобус оборудуется мощнымижидкостными автономными отопителями Webasto или Eberspecher. Суммарная мощность системы отопления55 кВт – столько хватило бы для движения легковушки. Но мало нагреть воздух, его нужно еще и удержать в салоне.А как это сделать, если автобус стоитпод посадкой с открытыми дверьми?Решение давно найдено в северныхстранах – там на автобусах и другомобщественном транспорте применяюттепловые завесы. Есть они и в «Мажелисе», тоже довольно мощные. Боковоеостекление, естественно, выполненосо стеклопакетами, а кроме того, дляпассажиров, пользующихся среднейдверью, все равно удобнее отслеживать с помощью встроенной камеры.Есть и камера заднего хода, а в качестве опции предлагают целый радардля контроля за движением назад. Водитель может не беспокоиться за сохранность своего имущества, потомучто ящик для личных вещей запирается на замок. Неприятно и даже опасно,когда прямо в глаза светит солнце. Наэтот случай у «Мажелиса» припасеныпротивосолнечные шторки, при этомпередняя еще и с электроприводом. Задополнительную плату поставят адаптивный круиз-контроль и даже такоебесполезное в нашей стране устройство, как LGS – контроль движения пополосе. И такой необходимыйу нас – алкотестер. От отсутствия тяги неудобств не будет,России стенки кузова дополнительноутеплены. Наверное, Irisbus серьезнонадеется на заказы от газовиков и нефтяников Сибири.Агрегатная базаОбъективно оценить эргономику рабочего места водителя можно, лишьпроехав за рулем автомобиля несколько сот километров. Мне этого сделатьне удалось, однако внешне рабочее место водителя сомнений в комфортности передвижения не вызвало. Крометого, широк и набор опций, обеспечивающих ему работу в комфортныхусловиях. Перед глазами всегда цветной LCD-монитор, на который выводятся данные бортового компьютера.Управление им вынесено на руль. Этоне только удобно, но и безопасно. Зеркала – вещь, проверенная временем, ноЗа поднимающейся шторкой – вход в отсек отдыха сменившегося водителя. Там есть свет, отопление и связь64РЕЙС АВГУСТ2012Комфортабельные пассажирские кресла оснащены какдвух-, так и трехточечными ремнями безопасности АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТведь самый «слабый» мотор «Мажелиса» развивает 330 л. с., а в топовойверсии в заднем свесе автобуса будетагрегат мощностью 560 сил. Все двигатели из линейки IVECO Cursor: эторядные шестицилиндровые дизели,отвечающие экологическим нормамЕвро-4 или Евро-5 (все с AdBlue). Применение мочевины едва ли можно отнести к зимнему пакету: не секрет, что(даже с подогревом) температурныйпредел для AdBlue не ниже -150 С. Самимоторы современные, с электронноуправляемым ТНВД, развивающим давление 1600 бар. На каждый цилиндрпо четыре клапана, расположениераспредвала традиционное, верхнее.Наличие турбонаддува даже не обсуждается, но он здесь оригинальный:с переменной геометрией и интеркулером. Производит это богатство фирмаHolset. Среди предлагаемых коробокпередач больше половины автоматических – это «роботизированные»механические коробки ZF или гидромеханические Voith. Основной коробкой является двенадцатиступенчатый«робот» ZF AS-tronic. Если клиентупонадобится, поставят и механику,основной поставщик таких трансмиссий – все тот же ZF, а модель можетбыть любой, лишь бы соответствоваламощности двигателя.Кстати, для России специально адаптируют и пневматическую подвеску:впереди применяется независимаяшкворневая, сзади подвеска зависимая,на четырех пневмобаллонах. Шассиу «Ирисбуса» собственного изготовления. Отметим, что такая подвескапредназначена для плохих дорог, однако производитель особопозициониру-66РЕЙС АВГУСТ2012ет ее для работы при низких температурах (видимо, из деликатности), а крометого, делают акцент на применении резиновых деталей, не боящихся морозов.Но в любом случае она более жесткая,чем на машинах для Европы. Ведущиемосты покупают на стороне, они носятмарку Raba или Meritor. Последние популярнее, видимо, потому что фирмаименитее, хотя Raba обойдется подешевле при сопоставимом качестве.Присутствует у автобуса внушительный набор электронных систем –и АБС, и ESP с ASR. А помимо нихесть система бортовой диагностикиEOBD, на CAN-шине. Эти новшествапризваны повысить безопасностьи эффективность машины. В Россииобслуживанием Magelys будут заниматься дилеры IVECO, но возможнои самостоятельное проведение работв автотранспортных предприятиях,только с некоторыми ограничениями.К примеру, для двигателя автобуса рекомендовано синтетическое моторноемасло вязкостью 15w40, по классификации API класс должен быть не нижеCH, но предпочтительнее, конечно,CJ. На случай каких-либо техническихпроблем в IVECO готовы предоставитьфирменное программное обеспечениедля диагностики и обслуживания, провести обучение персонала. Думается,такой подход по достоинству оценятроссийские эксплуатационники. Хотяих отношение во многом будет зависеть от надежности новинки и наличиязапасных частей. Пока есть только заявления производителя, касающиеся расходаЕсли вид за окном надоел, можнопереключиться на интересный фильмтоплива (на уровне 22-25 л на 100 км)и межсервисного пробега до 60-80 тысяч километров в зависимости от условий работы. Здесь Irisbus, пожалуй,излишне оптимистичен, и в нашихусловиях следует заглядывать под автобус почаще. Но если заявленные значения расхода топлива и межсервисныхинтервалов окажутся близкими к действительности, то у «Мажелиса» оченьхорошие шансы стать популярнымв своем классе.Михаил ПочукаевФото фирмы-изготовителя