32
33
34
27 РАЗНЫХДОРОЖНЫХ ОДЕЖД на 15 КИЛОМЕТРАХ(ОПЫТЫ НА ЛЕНИНГРАДСКОМ ШОССЕ) Инж. К. КУПРЕЯНОВУкатывают асфальто-бетонный участок ЕЛОВЕК, едущий по гладкой дороге, редко обращает внимание на ее поверхность, пока его экипаж идет быстро и покойно. И только когда экипаж едет по плохой дороге, проявляется любопытство к ней, возбуждаемое неприятными толчками на колеях, выбоинах и буграх. У едущего возникает вопрос: как построить гладкую дорогу? Э тоестьглав ­ н оетребование „ п отребителя " к дор оге . Строитель дороги к этому присоединит еще ряд других (прочность, экономичность, безопасность, гигиеничность и т. п.), из которых главнейшим является прочность . Исполнение этих двух требований—гладкости и прочности—является трудным делом в виду тяжелых условий службы дорог. Мало найдется сооружений, материалы которых несут такую суровую службу, как материалы, находящиеся в дорогах. Они одновременно испытывают давление тяжелых колес грузовиков, истирание ободьями колес от движения повозок, непрерывные толчки от ведущих колес машины, направленные в сторону, противоположную движению, такие же толчки, но большей силы от внезапного торможения, при трогании машины с места; подковы лошадей выбивают элементы одежды. Наконец, дорога испытывает значительное действие сил природы (вода, морозы, жара, плохой грунт). Поэтому дорожная кора должна состоять из хорошо подобранных один к другому элементов из твердых материалов (щебень, гравий, клинкер, брусчатка),— это каркас дорожной одежды; отдельные элементы каркаса должны быть хорошо сцеплены связующим веществом (цемент, битум, каменноугольный деготь, силикат и пр.). ЧемЧудачнее подобраны скелет и связующие вещества, тем полнее будут достигнуты основные условия гладкости и прочности дороги. Но чем могли, так сказать, ответить до сих пор наши дороги на суровое воздействие со стороны проезда и климата? Булыжной мостовой в городах и на пригородных участках шоссе и щебеночной корой на остальном протяжении шоссейных дорог. Эти два типа одежды, считавшиеся у нас наивысшими типами до появления автомобиля, теперь отжили свой век из-за появления автомобильного движения. Щебеночное шоссе, несмотря на свою дешевую первоначальную стоимость, в действительности дорого в эксплоатации: при суточном движении по дороге в 1.500 единиц, из которых 25% приходится на долю механического транспорта, щебеночная кора должна возобновляться ежегодно на толщину 7 см. Вместе с тем значительные расходы несет транспорт на износ шин и ремонт машин вследствие неровности этой дороги. Булыжная мостовая является более прочным типом, чем щебеночная кора. Однако, она не удовлетворяет условию гладкости и может быть охарактеризована, как доставляющая транспорту „миллион терзаний". Действительно, каждая шашка этой мостовой „рвет" резиновые шины машин, создает непрерывный ряд громадных по силе ударов в машину. Сама же мостовая, испытывая те же самые удары (по закону „действие равно и прямо противоположно противодействию"), быстро и прогрессивно расстраивается — покрывается ямами, буграми и колеями (прогрессивно потому, что чем больше глубина выбоины, тем сильнее в нее удар машины). ,32 Три части дорогиодежда, основание и грунт—являются звеньями одной цепи. И так '\ft ч как прочность цепи измеряется прочностью слабейшего • Ятф. ее звена, то все эти 3 части должны быть соответственно * * прочны. С>ществует еще целый ряд TL других дорожных задач: план Iи профиль дороги, от котоt ««nNJn l И.Ч- " • ' ^ % V" рых зависят удобство, дешевизна и безопасность движения, искусственные сооруже~^^| •№•• ния дороги—мосты, трубы, •Щ и пр. Ш Исследование всех дорожных вопросов составляет ' '-^A«« f '-••'-.,'." -'Ъ ЛИС^tttscwr*^ ,.',предмет оссбой дорожной науки, развившейся в самое -.-%£& недавнее время (с появлением в начале нынешнего сто™. летия автомобилизма). У нас Щ дорожными исследованиями занимается дорожно - исследовательское бюро ЦУМТ'а Работают пока вручную... НКПС вместе с его отделениями—Дорожно- исследовательскими станциями (в том числе — московской Для опытов был выбран пригородный участок станцией при Московском округе местного трансЛенинградского шоссе. Опытные участки распопорта). лагаются с известными перерывами, предположенными к заполнению в будущем, на протяжеТак как Америка и Западная Европа сделали нии 15 км. На этом протяжении запроектированы большие успехи в дорожном деле, мы посылаем и строятся 27 различных типов дорожной одежды, наших специалистов аа границу и приглашаем начи> ая от сильнейших и кончая более слабыми специалистов из-за границы для помощи в решетипами, по мере падения грузонапряженности нии трудных дорожных проблем. проезда. Все эти типы могут быть грубо раздеНо < дно механическое перенесение приемов лены на три категории по прочности: западной дорожной техники к нам совсем не ре1. Наиболее сильные типы одежд: асфальтошает вопроса. Нам необходимо не только применять западные приемы устройства дорог, но и бетон, нефтебетон, дегтебетон, цементобетон, клинкер, гудронированные и битумированные создавать новые приемы. одежды по способу смешения. Далее выяснилась необходимость перенести 2. Средние по прочности типы: битумирование, наши научные достижения, основанные на крогудронирование горячими способами по методу потливой исследовательской работе в поле и проникания; то же,но эмульсированные в холодном устроить ряд опытных участков с различными виде, устраиваемые также по способу проникания. дорожными одеждами на одном из существующих 3. Наиболее легкие по типу одежды: поверхностшоссе для проверки на практике теоретических ное гудронирование и битумирование горячими выводов. и холодными способами, с получением покрытий небольшой толщины, называемых понемецки „Teppich" (коврами). Для осуществления этих сложных и разнообразных работ применяется различное заграничное механическое оборудование: асфальтовые и гудронажмые машины для изготовления асфальтовой и гудронной массы (смесь щебня, специально подобранного по крупности, песка и битума или каменноугольного дегтя в горячем состоянии); бетонные машины для автоматического изготовления бетонной массы и .финишер" для приготовления бетонной дороги; гудронаторы для подогревания и разлива на дорогу битума и дегтя больших и малых размеров, катки для укатки дорог, механические щетки для чистки шоссе перед покрытием его усовершенствованной одеждой и пр. Машина для изготовления асфалъто-бетонной массыs••1f41ilPЩШ*, ^ И•\&?'-£' ' • • < • : > • :Шу•'•33 (асфальтовые и гудронированные), взамен „белых" дорог (булыжные мостовые и щебеночное шоссе), а также привить нашим дорожникам совершенно новые навыки, как бы сделать их из „белых"—„черными". Эти дороги, для которых в большом масштабе потребуются особые материалы, заставят заняться производством этих материалов соответствующие организации (Нефтесиндикат, Коксобензол, Цемтрест и др.), т.-е. вызывают к жизни особую советскую дорожную промышленность. Работы привлекают большое число специалистов-доМашина поливает шоссе горячей смолой рожников с разных концов Союза, желающих воочию, а не по описаниям, познакомиться с методами ноНа ряду с русскими материалами, на опытных вого дорожного строительства. участках применяются некоторые выписанные из Германии дорожные материалы, как, например. Устройство усовершенствованных дорог, изуспециальный каменноугольный деготь дв>х типов чаемое на этих опытах, пред'являет большие. для горючего гудронирования, а также являютребования к техническому и рабочему персощиеся самой последней новинкой в дорожном налу в смысле применения более тонких приемов деле холодные битуминозные и дегтевые эмульпроизводства работы — внимания, точности, чисии, как „колас", жидкий холодный асфальт, стоты. При работах на Ленинградском шоссе „Магнон"— тоже жидкая холодная эмульсия, „данельзя уже ограничиться, как прежде, простыми ман"—холодный состав в виде порошка, и пр. измерениями длин, площадей и об'емов с поЭти холодные составы употребляются в дело мощью „рулетки и саженки",— но теперь постоянбез нагревания и без применения каких-либо маными принадлежностями работы являются весы, шин, с помощью самых обыкновенных приспочасы, термометры, пирометры (для измерения соблений, леек и пр., притом — даже в сырую очень высоких температур), ареометры и вископогоду. зиметры для измерения удельного веса и вязДорожные материалы для асфальтобетона, кости (жидких и полужидких материалов) и пр. нефтебетона и дегтебетона нагреваются и смеВсе эти условия, виесте взятые, требуют от рашиваются более сложным и дорогим способом ботающих на усовершенствованных дорогах больна машинах, установленных на дорожной „базе" шей сознательности и культурности, существенно (близ ст. Серебряный бор). Это — целая „дорожнеобходимых для обеспечения умелого использоная фабрика". Приготовленные здесь материаыл вания новейших завоеваний дорожной техники. автоматически погружаются на специальные грузовики „Доджи", которые везут массу на место Инж. ККупреянов производства; работа налажена хорошо, уже один ее внешний вид бодрит и обещает хорошие результаты. Для .консультирования новых работ приглашены видные немецкие специалисты: проф. Малиссон —дорожный хисик, инж. Клюге—заведующий шоссейными дорогами в Саксонии, инженеры, техники и десятники. Разнообразие и большой масштаб поставленных на Ленинградском шоссе опытов, участие иностранных специалистов, применение современных дорожных машин, предварительная научная проработка вопросов нашими специалистами и т.д.— позволяют считать эти работы своего рода д рожной „академией в поле", которая должна совершить переворот в методах нашего дорожного строительства. Она должна выработать Асфальтовая масса, автоматически подаваемая с грузовика, тотчас новые типы „черных" дорог разравнивается34