18
19
20
21
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯПроф. Е. ЧУДАКОВ Стать я третья КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ (Окончание. См. пред. №)НА всех приведенных выше фигурах показаны были цилиндры, выполненные по первому образцу, т.-е. цилиндрическая часть, в которой движется поршень, выполнена в одно целое с водяной рубашкой. Цилиндры со вставными гильзами стали применяться для автомобильных двигателей сравнитежно недавно и широкого распространения еще й^а-й Я > Юне получили. Имеется два основных типа такой конструкции: в первом вставная гильза не омывается водой, а во втором — омывается. На фиг. 29 показан первый тип конструкции. Здесь представлены общий вид блока и вынутая гильза и дан схематический разрез через цилиндры; все цилиндры двигателя исполнены в одном блоке ив одно целое с верхней половиной картера; крышка выполнена от'емной. Вставные гильзы А, как это показано на отдельном схемаФиг. 29 тическом рисунке, опираются своей боковой частью на стенки цилиндра ис водой совсем не соприкасаются. Таким образом, здесь цилиндры имеют двойную стенку, а всего, вместе с водяной рубашкой, получается 3 стенки. Такая конструкция применяется для того, чтобы все тело цилиндра можно было выполнить из легкого сплава — алюминия; а та рабочая часть цилиндра, по которой движется поршень и которая благодаря этому подвержена максимальному износу, при этом выполняется из твердого металла (чугун или сталь). Для получения более плотного соприкосновения между вставными гильзами и стенками цилиндра блок двигателя перед посадкой гильз нагревается до температуры около 100°. Плотная посадка и хорошее прилегание гильз к цилиндру здесь необходимы для того, чтобы получить хорошее охлаждение гильз. На фиг. 30 представлен разрез двигателя, имеющего цилиндры со вставными гильзами А, омываемыми водой. Цилиндры здесь также выполнены в одно целое с верхней половиной картера, а крышка — от'емная.' При этой конструкции особое внимание должно быть обращено на уплотнение Б, препятствующее проникновению воды в картер двигателя. Для этого уплотнения применяется или резина, или особым образом обработанная пробка. Так как посадка гильз в этой конструкции не очень тугая, то смена гильз производится очень легко без предварительного подогрева блока, пользуясь лишь весьма простым приспособлением. Все рассмотренные выше конструкции "двигателя имели водяное охлаждение, которое почти исключительно и применяется для автомобильных двигателей. Воздушное охлаждение употребляется очень редко и преимущественно для двухцилиндровых двигателей малой мощности. На фиг. 31 представлен общий вид двигателя, цилиндры которого имеют воздушное охлаждение: двигатель двухцилиндровый мотоциклетного типа с цилиндрами, расположенными под углом; для лучшего охлаждения' цилиндры двигателя снабжены ребрами и обдуваются воздухом при помощи специального вентилятора..Фиг. 30 На фиг. 32 дан общий вид сравнительно мощного (40 л. с.) автомобильного двигателя с воздушным охлаждением („Франклин").Здесь впереди двигателя расположен мощный вентилятор, который через видимый на фигуре кожух гонит воздух мимо всех шести цилиндров сверху вниз.18 Цилиндры исполнены порознь, а не в блоке; такое раздельное расположение цилиндров обычно выполняется в двигателях с воздушным охлаждением, так как в противном случае затруднительно обеспечить надлежащее их охлаждение. На фиг. 33 отдельно представлен общий вид цилиндра двигателя „Франклин"; здесь ребра отсутствуют, и вместо них цилиндр снабжен гнутыми пластинками, залитыми в стенках цилиндра и образующими большое число ходов, через которые и продувается вентилятором воздух. В последнее время появилось несколько новых марок автомобилей с двигателями воздушного охлаждения, мощностью около 30 — 35 л. с. и с 4—6 цилиндрами. Охлаждение у них до-н ачи кается пропуск газа. Для исправления двигателя такие цилиндры необходимо вновь расшли фовать или расточить до такого размера, чтобы вывести эллипс и затем поставить новые поршни, увеличенные против нормального размера на величину расточки цилиндров. Такую расточку можно производить раза Фиг. 33 два, так как обычно стенки цилиндра по своей толщине имеют достаточный для этого запас; но уменьшать толщину стенки ниже 5 мм. нежелательно, по соображениям ее механической крепости.7. К артер автомобильного двигателяКартером двигателя называется деталь, на которую крепятся цилиндры и другие части двигателя. В собранном виде картер представляет собой закрытую со всех сторон коробку, соединенную с окружающим воздухом лишь через особую трубку. Это соединение с наружным воздухом необходимо для того, чтобы при работе двигателя в картере не получилось избыточного давления. Через эту трубку, называемую обычно сапуном, происходит чаще всего и налив масла в картер; на фиг. 1 в статье второй это соединение с воздухом обозначено буквой Я. В большинстве конструкций автомобильных двигателей картер образуется из двух половинок, свертываемых болтами в горизонтальной плоскости. На фиг. 1 статьи второй видно внешнее очертание двух половинок картера, свернутых между собой посредине в плоскости оси коленчатого вала. На фиг. 1 настоящей статьи раз'ем картера также происходит в плоскости оси коленчатогоФиг. 31 стигается при помощи обдува специальным вентилятором, и цилиндры снабжены нормальными ребрами. Материалом для изготовления цилиндров служит преимущественно чугун; в случае же «конструкции со вставными гильзами употребляется легкий сплав алюминия. Цилиндры двигателя изготовляются при помощи отливки с последующей механической обработкой. Цилиндрическая поверхность, по которой движется поршень и которая часто называется зеркалом цилиндра, после обточки подвергается шлифовке для получения особенно ровной поверхности. При длительной работе двигателя цилиндр начинает снашиваться в том направлении, в котором поршень прижимается с наибольшей силой; в результате появляется значительный овал иФиг. -3219 вала, но здесь верхняя половина картера исполнена в одно целое с цилиндрами двигателя. Наконец, такой же раз'ем картера в плоскости оси коленчатого вала представлен на фиг. 4 и 25. В современных конструкциях автомобильных двигателей раз'ем картера начинают часто делать ниже плоскости оси коленчатого вала; этим значительно увеличивается жесткость верхФиг. 34 ней половины картера, а нижняя половина в этом случае выполняется совсем простой и легкой и служит лишь как сборник масла. Такой тип картера имеет двигатель, представленный на фиг. 2; полный вид этого картера в разрезе дан на отдельной фигуре 34; здесь нижняя часть картера является простым днищем к верхней половине и служит помещением для масла. В этом случае нижняя половина картера.—или, как ее правильнее называть, днище картера,—обычно выполняется не литой, а штампованной из тонкой листовой стали, чем достигается облегчение ее и удешевление.шариковых подшипниках. Для выемки последнего необходимо отнять коробку скоро стей, снять цилиндры и через видимые на фиг. 35 три круглых люка отвернуть шатуны; после этого освобожденный коленчатый вал может быть вынут вместе с маховиком. На фиг. Фиг. 36 36 показано снятие шатуна и его надевание при помощи бокового люка. При нормальной конструкции картера с раз'емом в горизонтальной плоскости коленчатый вал устанавливается в картере в собранном виде с надетыми на него шатунами. Для этой цели верхняя половина картера повертывается своим верхом вниз, и вал опускается на коренные подшипники. Коренные подшипники для коленчатого вала употребляются преимущественно простые, скользящие, и реже — шариковые. Пример шаТакой же тип конструкриковых коренных подции нижней половины шипников был уже дан картера представлен и на на фиг. б этой статьи, фиг. 30. простые же подшипники В случаедвухцилиндроимеют конструкцию , вого двигателя мотоциквесьма схожую с шатунлетного типа, который ными подшипниками ; представлен на фиг. 31, здесь имеется два вклакартер обычно имеет дыша, обычно бронзовых, раз'ем не в горизонтальзалитых баббитом, в коной, а в вертикальной торых и лежат коренные плоскости. шейки коленчатого вала. Наконец,иногда,—главОбщее устройство таких ным образом в случае подшипников видно на Фиг. 35 установки коленчатого фиг. 26. вала на шариковых подКоренные подшипники крепятся в картере шипниках,—картер совсем не имеет раа'ема в годвигателя двумя способами: они или укреплены ризонтальной плоскости, и коленчатый вал без целиком в верхней половине картера, так что шатунов с надетыми шариковыми подшипниками нижняя половина совсем разгружена от усилий закладывается сбоку со стороны маховика, шаколенчатого вала, или подшипники составляются туны же укрепляются на коленчатом валу через свертыванием обеих половин картера. люки, которыми в этом случае должен быть снабжен картер двигателя или сбоку, или снизу. Первый способ установки коренных подшипНа фиг. 35 представлен общий вид моторной ников значительно лучше; помимо некоторого группы автомобиля „Штейер", двигатель которого облегчения в производстве, этот способ дает больимеет нсраз'емный картер и коленчатый вал на шое упрощение при ремонте двигателя,— сборкаФиг. 3710 вала в подшипниках и пришабровка последних всю длину Картера, или при помощи четырех при этом значительно облегчается. Поэтому коротких лап, отлитых в верхней половине карв современных автомобильных двигателях почти тера и выступающих по две с каждой стороисключительно применяется подвеска коленчаны. На фиг. 4 видны такие лапы, обозначенные того вала в подшипниках, укрепленных в верхбуквой В. ней половине картера. На фиг. 1, 26, 30 и 34 В случае крепления картера непосредственно представлен на раме на чеименно такой тырех лапах поспособ креплеследние выполния коренных няются в одно подшипников. целое с верхней половиной При располокартера и делажении двигатеются настолько ля в одном блодлинными, чтоке о коробкой бы их можно скоростей карбыло опереть тер двигателя на главные просвертывается в дольные балки одно жесткое автомобильной целое с картерамы. На фиг. 1 ром последней, статьи второй как это, напривидны такие мер, показано длинные выстуна фиг. 6,25 и 35. пающие лапы, Иногда же нижпо две с каняя половина ждой стороны. картера делаетТакой способ ся общей для крепления двиобоих механизгателя является мов. с амым неудоВ качестве влетворительФиг. 38 материала для ным, так как картера двигателя обычно служит алюминий; в случае отливки при перекосах рамы, получающихся при езде по цилиндрового блока в одно целое с верхней понеровной дороге, весьма часто должна иметь место поломка длинных лап. ловиной картера, для последней употребляется тот же материал, что и для цилиндров, т.-е. чуСпособ крепления двигателя в трех точках гун,— если нет вставных гильз. В последнем же показан на фиг. 38; здесь в задней части картера случае цилиндры двигателя и картер выполняимеются две лапы А, по одной с каждой стороны, ются из алюминия. которыми он жестко или шарнирно крепится неНижняя половина картера выполняется или посредственно к автомобильной раме. Передок из алюминиевого сплава, или штампуется из картера заканчивается крышкой, закрывающей передачу к распределительному валику; выступ листовой стали. на этой крышке образует шип, на который наде8. Крепление автомобильного двигателя на вается подшипник В. Последний устанавливается на поперечной балке, связывающей главные прораме дольные балки рамы. Таким образом, двигатель Автомобильный двигатель крепится на раме крепится в одной точке спереди ив двух точках при помощи специальных приспособлений, устасзади; благодаря такому креплению при переконавливаемых на картере. Так как способ креплесах рамы не будет наблюдаться скручивания ния двигателя на раме отражается на конструккартера, и полэмка его задних лап не должна ции картера, то он должен быть рассмотрен в наиметь место. стоящей статье. Помимо указанных трех основных типов креВ современных автомобилях употребляются пления картера к раме автомобиля, имеется еще следующие способы крепления двигателя на раме: целый ряд специальных способов, менее употребительных; число опорных точек картера иногда а) на подрамнике, б) на четырех лапах, в) в трех увеличивается до 5, вместо лап, отлитых точках. в одно целое с картером, на последнем крепятся Для установки двигателя на подрамнике на стальные кронштейны или трубы, которые и автомобильной раме укрепляются две коротких дополнительных балочки А, как это показано опираются на продольные балки автомобильной на фиг. 37, на которые и устанавливается двирамы. гатель. Картер двигателя крепится к балочкам Проф. Е. Чудаков А или при помощи длинной полки, идущей наАВТОДОРОВЕЦ! ПРИВЛЕК ЛИ ТЫ НОВЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ И ПОДПИСЧИКОВ К СВОЕМУ ЖУРНАЛУ?21