43
44
45
АРБАЕЩЕ ВЛАСТВУЕТ!топи: тюки, ящики переносятся с помощью амбалов (носильщиков) до более сухого участка дороги, а затем снова грузятся на арбы! Убытки от таких переносок неисчислимы; тем более в периоды хлопковых кампаний, когда своевременная доставка сырца сохраняет государству сотни тысяч рублей. Однако дороги мало ремонтируются, а само население без толчка и руководства не склонно начинать ремонт. Пока не разовьется общественное движение в пользу строительства удобных дорог, мы будем копошиться в непролазной грязи, удорожая нашу продукцию, нагоняя бремя излишних расходов на бюджет республики. В смысле автомобилизации лучше всего дело обстоит в Самарканде — столице Узбекистана. Здесь довольно сильно развито автобусное движение, имеется много легковых автомобилей. Ташкент уступает Самарканду в автобусном движении, зато легковых автомобилей в Ташкенте больше. Фрунзе, столица Киргизии, и Ашхабад, столица Туркмении—насчитывают автомобили единицами так же, как и другие города Средней Азии. Существующее в Средней Азии положение в области автомобилизации и дорожного строительства настойчиво требует создания здесь Автодора. Чем скорее он начнет работать, тем скорее от громких разговоров об автомобиле, тракторе и прекресной дороге можно будет перейти к делу. МареевАВТОДОРУ в Средней Азии не повезло. Начало этого года ознаменовалось в Ташкенте совещанием о создании общества, но избранное после этого оргбюро до сих пор не проявило никаких признаков жизни. И сейчас можно категорически утверждать, что в Средней Азии Автодора не существует. Между тем необходимость такого-общества настолько назрела, что даже в местную краевую газету „Правда Востока" стали поступать многочисленные запросы читателей: „Когда же приступим к организации общества „Автодор"? Когда всерьез займемся развитием механического транспорта и улучшением дорог в Средней Азии?"*) Почти все дороги Средней Азии находятся в таком состоянии, что даже мечтать о развитом автомобильном движении нельзя. Скрипучая арба, этот последыш средне-азиатской некультурности, успешно конкурирует с машиной, поддерживаемая бездеятельностью руководителей оргбюро Автодоре. Некоторые крупные торговые города Узбекистана и Таджикистана потеряли свое значение вследствие отсутствия дорог. Канибадам, УраТюбе, Ургут, Пенджикент—центры заготовок сухих фруктов — страдают большую часть года от бездорожья. На пути из Ура-Тюбе в Урсатьевскую, в четырех верстах от города, расположен участок в полтора километра, который в конце октября становится непригодным для всех видов транспорта. Можно ли спокойно наблюдать, как разгружаются арбы в начале этой непроходимойПО ВОЛОГОДСКИМ ДОРОЖЕНЬКА/ЧОРОГА была недальняя, всего 12 верст до железнодорожной станции. Но до станции мы добрались только благодаря тому, что ехали на сильных колхозовских лошадях. По проселочной дороге лошади не шли, а буквально плыли по грязи. Не много лучше в Вологодской губернии и трактовые дороги как губернского, так и государственного значения. Не более трех процентов этих дорог находится в сносном состоянии. Об автомобильном движении можно лишь мечтать. Рейсы почтово-пассажирского автобуса установлены, на протяжении всего лишь ста километров в губернии, и то не во всякое время года.ДДва года тому назад в Вологде был получен новый автобус для обслуживания почтовой связью очень важного Коноша-Вельского тракта. Но... от него пришлось отказаться из-за непригодности дорог. Управлением местного транспорта вблизи Вологды, на Кирилловском тракте, производятся опытные работы по постройке дорог применительно к условиям севера. Управление отремонтировало тракт. Несмотря на это, он остался попрежнему мало пригодным для нормального движения. Н. АрхангельскийБ ЕССЛАВ \\т ЯЩЕ в начале 1928 г. в Свердловске было инициативное собрание Автодора, на котором были избраны правление и бюро. Избранному бюро были даны поручения: заняться изучением моторов и частей авто. До сего времени этого не сделано — нет интереса: „сами все знаем". Из собранных средств более ста рублей сдано правлению. И работа в ячейке замерла. В Гормете более тридцати сотрудников записались в члены Автодора и пожелали работать, но на первом же организационном собрании ини-ГИБЕЛЬЕ) Об этом частично см., напр., ааметку „Автодор — Фергане* в № 7 журнала. Ред.141циатива была умерщвлена инструкцией — избрать уполномоченного: избранный в единственном числе товарищ не смог заставить себя выработать план и начать работу. А правление Автодора о его существовании забыло, и Горметский Автодор спит, видя во сне „выпуск Уральской автомобильной стали". Не лучше обстоит дело ив кружке мотористов (10 человек) облисполкома, где, как известно, в начале года была ячейка. Изучать — ничего не изучали, мотора не нашли. А теперь какой же Автодор? Одним словом, погиб у нас в Свердловске Автодор во цвете лет. Крымский43 МЕДЛЕННО,ЕРЕПОВЕЦКОЕ отделение Автодора насчитывает на 1 октября 300 членов. Вступивший в общество юридическим членом Горкомхоз в счет уплаты членских взносов передал Автодору 6 старых легковых и грузовых автомобилей и автоимущество. Для практических занятий с членами общества в Череповце организуется учебная авто-база и мастерская. Мастерская займется также восстановлением авто-транспорта. Организуются два кружка по изучению автомобильно-мотоциклетного и дорожного дела. В округе будет распространено около 10.000 билетов лотереи Автодора. В истекший строительный сезон Череповецким дорожным управлением произведены дорожныеНОВЕРНОЧработы по трактам округа на расстоянии 1б1/2км. Применялась тракторная и конная тяга. Районы округа предъявляют большой спрос на простейшие дорожные снаряды: канавокопатели, корчевальные машины, утюги и т. п. В дорожное управление поступило 9 заявок от райисполкомов. Череповецкая газета „Коммунист" открыла широкую кампанию за улучшение грунтовых дорог. Газетой выдвинуто предложение о выпуске дорожного займа по типу займа укрепления крестьянского хозяйства, с тем, чтобы не менее 50°/о суммы займа оставалось на местах и шло исключительно на дороги. В. БачинПРОПАДАЮЩИЕпропитанного ДЕСЯТКИ тысяч ипудов сильногод снимаются нефтью баласта каждый с путей депо путей нефтекачек на Московско-Курской железной дороге и вывозятся на свалки. Почему бы не поставить серию опытов по использованию этого отброса для устройства усовершенствованных дорог?ЦЕННОСТИ1)В порядке предложения У нефтяных баков этот нефтяной слой от времени настолько затвердел, что представляет собой прекрасную дорожку, весьма похожую на асфальтовую. Интересно, что кругом растет трава, а на месте нефтяного слоя ее совершенно нет. ПаровозникПРЕСТУПНАЯСТЬ в Калужской губернии фабричное местечко Говардово-Кондрово. В местечке три фабрики Центробумтреста. Есть ячейка Автодора. Если вы походите по поселку, то увидите следующее: примерно на расстоянии одного—двух километров от фабрики дороги усыпаны шлаком. Около фабрик — горы шлака. На дорогах, усыпанных шлаком, грязи никогда не бывает. Ведь это видит и ячейка Автодора, а все-таки никак дальше двух километров от фабрики не идет.ХАЛАТНОСТЬА если иногда и возит шлак зимой на дорогу, то валит кучами. Весной эти кучи не разравнивают по всей дороге, их об'езжают мимо и купаются в грязи. Странно смотреть, как под ногами валяется ценный материал, из которого можно построить прекрасную дорогу. Вместо этого, хороший материал, валяясь как отброс, портит дорогу. Член Автодора ячейки „Каучук"ЕПОЛТОРА МЕСЯЦА РАБОТЫВАВГУСТЕ при Кожсиндикате и Кожтресте феров. Это достигнуто за полтора месяца сущеорганизовался коллектив Автодора. На перствования коллектива. вое собрание явилось свыше 40 человек Для дальнейшей работы намечены: вербовка рабочих и служащих. Теперь, через Я/г месяца новых членов Автодора, усиленная учеба в кружсо дня организации, можно подвести некоторые ках с таким расчетом, чтобы за зимний период итоги работы. пройти теоретическую часть учебы, а к весне Состав коллектива уже 120 человек, функцио-' приступить к практическому обучению слушатеиируют 2 автомобильных кружка с составом слулей кружков управлению машиной. шателей свыше 50 человек. Кружки работают Это -^-ближайшие перспективы. На будущее под руководством двух товарищей, знакомых с лето—организация мото-спорт-приобретения автоавто-делом. Приобретена легковая машина „Па- имущества и организация автомобильного похода. дэус", на которой члены Автодора будут обучаться езде под руководством специалистов-шоГерасименкоПЕРВАЯЯчейка Автодора завода „Гез" впервые на Украине устроила мото-пробег мотоциклистов—рабочих завода. Перед стартом организовался летучийВЫЛАЗКАмитинг, на котором приветствовали гезовцев с их первою показательной работой. В. Б.Ч Помещая очень интересную заметку „Пропадающие ценности" редакция обратила внимание ваших дорожных научноисследовательских органов на поднятым тов. Паровозником вопрос и надеется в следующем номере „За Рулем" дать соображения дорожных научных работников по этой заметке.44 АВТОМОБИЛИ-ЛАВКИАвтомобиль - лавка для продажи бакалейных товаров (задняя стена и внутренний вид)ОДНА из очередных задач, поставленных перед нашим народным хозяйством, этоустановить и укрепить более тесные связи между городом и деревней. Роль автомобиля в этом деле представляется также громадной. Передвижные лавки-автомобили с большим успехом работают в сельскохозяйственных штатах Северной Америки, сельскохозяйственных провинциях Канады и сельских местностях Англии. Например, английская кооперация признала, что доставка на дом имеет большое значение для проникновения потребительской кооперации в сельские местности. Линкольнское общество при помощи своих транспортных средств обслуживает окрестные селения на много километров в окружности. Когда оно таким образом заручится достаточным числом членов в том или ином местечке, оно открывает там свое отделение, которое и становится опорной базой для дальнейшего проникновения кооперации в окрестности. Подобным же образом работает потребительское общество Иорка, еще до войны установившее регулярные об'езды окрестностей на расстоянии до 20 км. В настоящее время оно еще больше расширило эту сторону своей деятельности, обслуживая город и окрестные местечки при помощи 12 автомашин и 15 конных фургонов. В черте города ив ближайших окрестностях оно доставляет покупки на дом 2—3 раза в неделю, в более отдаленные местности товары доставляются раз в неделю или раз в2 недели. Английское общество оптовых закупок за последние годы строит специальные типы конных фургонов и автомобильных грузовиков, могущих служить передвижными лавками. Построенные им модели отвечают самым разнообразным потребностям и встретили у первичных кооперативов живой отклик. Помещаемый рисунок автомобиля - лавки дает представление о конструкции таких авто-машин.На рисунке слева изображена задняя стенавитрина автомобиля-лавки. В лавке помещается достаточное количество продовольственных продуктов, мяса и овощей для обслуживания 300 покупателей в день. Шофер одновременно служит и продавцом. Внутри автомобиля очень удобно и компактно устроены полки и ящики, легко доступные продавцу. Для отбора необходимых продуктов служит подвешенная к потолку подвижная корзинка, в которую складывается отбираемый товар. Затем корзинка снимается, устанавливается на прилавок, и покупатель получает все требуемое. Внутреннее помещение лавки хорошо освещено, отапливается и предоставляет достаточно места для нескольких покупателей. Здесь же устроен небольшой ледник для хранения свежего мяса и скоропортящихся продуктов в жаркое время. Сзади автомобиля устроена застекленная красивая витрина для хранения зелени и фруктов. Свежий воздух внутри лавки обеспечивается устроенными в крыше кузова вентиляторами. На потолке укреплена доска с прейскурантом товаров. На каждой полке укреплены таблички, указывающие стоимость соответствующего товара. Довольно широко распространены в Англии также остроумного устройства автомобили-аптеки. Для своего передвижения по дорогам потолок и стенки сдвигаются вместе и внешние размеры автомобиля получаются достаточными для удобной езды. По прибытии к определенному месту, стенки и потолок раздвигаются от мотора или вручную, и внутри кузова образуется достаточно свободное помещение для продавца и покупателей. Свободная площадь внутри кузова равняется 1,5X2,7 метра. Всего в ящиках и на полках размещается около 7.000 различных предметов. Для ночного освещения имеются электрические лампочки; днем освещение обеспечивается боковыми верхними окнами, устроенными вдоль всего кузова. Кроме аптекарских товаров имеется место для двух кресел и конторки. Я. Г.45