8
9
10
11
П ЕРВЫЙ ДОРОЖНЫЙ...ФЛКТЫ и ВПЕЧАТЛЕНИЯЧАСОВ вечера... День открытия Первого Но и до сих пор из-за плохих дорог, по подсчеВсероссийского дорожного с'езда... там Цумт'а, народное хозяйство ежегодно несет В зале еще пусто—делегаты на выставке, потери 700 милл. рублей. расположившейся в преддверии с'ездовского — Воспитать население в духе общественном, зала. Здесь — в области диаграмм и статистики, говорит Лежава,— повести население исправлять фотографий и научных трудов, образцов клинкера, дороги — первая наша задача. гравия, булыжника и моделей машин, — тесноС'езд приступает к деловой работе. Тов. Якивато. Трехсомов, начальтенная деленик Цумт'а, в гатская масса докладе о согудит пчелистоянии и перным роем. То спективах дои дело мельрожного хокают слова: зяйства опекювет, а вто рирует цифраструги, грейми.— Гужевая деры , фракперевозка ржи ции , О ме с, на 100 км. по нефтебетон, шоссе обхочерные и бедится в 24% л ые дороги, заготовительгрохоты.Цумт. ной цены проРуководители дукта, а по выставки, обпроселочным ле плен иые дорогам — с грудившими52%. О бщее ся делегатами, протяжение дают об'яснедорог в СССР ния. Делегаты п римерн о3 щупают матемлн. киломериалы, привотров; из них на дят в движение госбюджете механизмы находится 50 машин; сибиртысяч кило ­ ский крестьяметров; на менин, что - то стном бюджеТт. В. Осинский (крайний слева) и А. Лежава (рядом) на выставке обмозговывая, те около 100 по дорожному делу подкидывает тысяч кило ­ Фото Р. К армен на ладони прометров; а оссыпь гравия. тальные — В основной массе делегатов мелькают харакбезнадзорны. Теперешнее состояние дорог следует назвать катастрофическим. Мы предпотерные лица грузин, армян, узбеков, татар, тюрлагаем по пятилетке затратить на дорожное ков. Делегаты знакомятся друг с другом, общие строительство свыше 1 % миллиардов рублей. знакомые представляют их друг другу так: УкраЕсли на борьбу с бездорожьем двинутся сплоина (такой-то), Лен^-нград (такой-то). Новоиспеченным фронтом власть, общественность и техченные знакомые обмениваются впечатлениями, ника, то мы смело можем рассчитывать на местными событиями, записывают адреса друг победу. друга, устанавливая по-с'ездовски контакт. Звонок. Торжественно открывается Первый доНа недопустимое положение дорожного обрарожный с'езд Автодора. зования указал в прениях проф. Кириенко. За 10 лет преподавания профессор ни разу не закончил полностью чтения своего курса и выпустил всего 13 человек. В результате ни один из С приветствиями выступают: т. Полуян (НКПС), окончивших студентов не может отличить домент. Дыбенко (Красная армия), т. Цихон (ЦК строного шлака от простого камня. ителей), проф. Грибов (МВТУ), т. Лежава (заместитель председателя СНК РСФСР). Особенно интересные факты приводит тов. Гу— В текущем году,—говорит Полуян,—будет засейнов, делегат Кавказа.— Мы теряем от плохих трачено больше двухсот миллионов рублей на додорог не 700 миллионов, а миллиарды рублей. У нас, в Азербайджане, под рукою находится инрожное строительство, из них по госбюджету — фузорная земля, но из-за плохих дорог нам при60 миллионов рублей. В сравнении, например, ходится выписывать ее из Южной Америки, платя с 1923/24 г.— это уже громадный- скачок, ибо тогда ассигновалось всего 5 миллионов рублей. валютой; и это обходится дешевле. А безгранич-оt»68 ные наши ископаемые богатства, которые не разрабатываются из-за бездорожья?... С напряжённым вниманием выслушивает с'езд выступление тов. Осинского. — Мы собираемся по пятилетке привести в хорошее состояние 50 тысяч километров и затратить на это дело 720 миллионов. Получается, что каждый километр хорошего пути нам обойдется в 15 тысяч рублей. Это дорого, дело должно быть удешевлено во что бы то ни стало. Перспективный план тов. Осинский считает не преувеличенным, а даже преуменьшенным, ибо серьезная индустриализация промышленности и. сельского хозяйства немыслима без усовершенствованных дорог.клады профессоров Скрябина и Ветчинкина.—При слабой населенности отдаленных районов и недостаточном развитии промышленности нам нужны дороги низкой стоимости. Тип дорог с каменной одеждой должен применяться лишь в экономически сильных районах. Наиболее совершенным типом дорог низкой стоимости является гравийная дорога. Массовая ьпостройка грунтовых дорог требует механизации работ на них и, соответственно, развития советского машиностроения. Как раз Америка — классическая страна грунтового строительства, и нам есть чему поучиться у нее в этом отношении. Грязевая бло када во что бы то ни стало должна быть прорвана. Следующий докладчик, т. Иванов, наДоклад на тему „Автозывает булыжные домобиль и дорога" дероги варварскими. Тилает проф. Крынин. пы дорог должны приСтатистическими подменяться лишь в со счетами он устанавлиответствии с местными вает, что по безрельусловиями: клинкер, насовым дорогам СССР пример,—в местностях,! перевозит столько же бедных камнем и богагрузов, сколько по жетых глиной. лезнодорожным и водным путям вместе. Представители НефПоэтому вопрос о равтесин ди ката и Грозномерном развитии женефти тт. Шапирович и Тов. Волкова, делегат с'езда от Макрушинского лезнодорожных и безМалицкий сообщают, сельсовета рельсовых путей долчто производство нефтеФото Р. К армен жен стать в , порядок битумов наших трестов дня. Автотранспорт не значительно шагнуло должен конкурировать с железнодорожным, навперед, и по качеству они сейчас приблизились оборот—они оба призваны к сотрудничеству. Авток мексиканским — лучшим в мире. Работники Грознефти провели уже первый удачный опыт мобиль должен сыграть огромную роль на под'ездных путях к железнодорожному полотну. улучшения булыжной мостовой, залив ее асфальтобетоном. Стоимость этого покрытия опредеУлучшение дорог повлечет за собой развитие ляется в1 р. 80 коп. за метр. Такая стоимость и автомобилизма. простые способы работы позволяют организовать Представители мест указывали, что районы недостаточно снабжаются получаемыми из-за граэто дело в любом городе. Тов. Точисский докладывает с'езду о методах ницы машинами. Тов. Осинский отвечает, что технической нормировки. Нам нужны типовые Автрдор ведет энергичную борьбу за постройку мощного автозавода в СССР. Автоимпорт незнапроекты деревянных или железобетонных мочителен — дело решится не единичными заграстов, нормальных профилей дорог, твердо установленных технических условий стройки. ничными автомобилями, выпадающими на долю районов, а нашим собственным массовым производством. Сухая деловитость последних докладов прерыО научно-исследовательской работе доложил вается неожиданным появлением в зале Демьяна Бедного и Мих. Кольцова. с'езду проф. Жерве. Ни в Германии, ни во Фран— Я было задумал грандиозное произведение ции нет такого разнообразия почвенных и клив несколько тысяч строк,—говорит пролетарский матических условий, как в нашем Союзе. Поэтому у нас не может быть стандарта, единых методов поэт,— с подзаголовком: „Скорее, скорее, скорее!" и способов разрешения дорожных проблем. РаньПолгода я собирал материал, потом заболел, и оно пока осталось ненаписанным. ше, чем строить, надо изучить и учесть технические и естественно-исторические обстоятельства. — В строительстве дорог мы страшно отИсследовательское бюро Цумт'а должно быть стали. Придется преодолеть нашу дьявольскую преобразовано в дорожный институт. Должна некультурность. Нужна агитация и агитация. Событь развита сеть опытно-исследовательских ветую работать1—так заканчивает под шумные станций. аплодисменты Демьян Бедный,— чтобы ни на минутку не опускались руки. Мйх. Кольцов, встреченный с'ездом с неменьО грунтовых дорогах и механизиции работ на них с'езд заслушал доклад инж. Анохина и содошей теплотой, сообщает, что он на собственной9 спине и пояснице знает, как много работы у с'езда.—Мы только тогда двинем нашу страну по пути к социализму, если мы этот путь хорошо утрамбуем, проработаем дорожными машинами. Мы называем нашу страну: „велика Федора да дура". Думается, что в результате работы этого с'езда и всей работы Автодора мы сможем с гордостью так сказать о нашей стране: „велика Федора да Автодора".Тов. Якимов докладывает о перспективе дорожной лр омышлен ноет и. Нужно механическое дробление .камня. К концу пятилетки у нас будет 15 клинкерных заводов, производительностью 30 миллионов штук в год. На машины в течение 5 лет мы рассчитываем затратить 30 миллионов рублей. Оппонентами выступили представители ВСНХ и Машинотехсиндиката тт. Оборин и Вейцман, выявившие разноречие в цифрах Цумт'а относительно строительства дорожных машин И отсутствие договоренности с ним. На утреннем торОднако с'езд с жественном засеудовлетворением дании с приветвыслушал их зас твенной речью явление о том, что выступил М. И. Капромышленность Делегаты с'езда внимательно знакомятся с выставкой линин. можети готова полпо дорожному делу — Вопросы о проностью удовлетвоФото Р. К армен селочных дорогах рить потребность не могут быть редорожных органов в машинах. Нужен лишь точный учет потребшены деньгами, отпущенными по госбюджету. Они должны подлежать заботе самого населения, ности и точная классификация типов машин. но находиться под техническим надзором. Необходима инспекция. Мы видим величайшую неЕсли доклады иллюстрировались выставкой, то выставка в свою очередь была подкреплена подружность, которая говорит о некультурности и дорожного ездкой на опытные участки Ленинградского шоссе. безответственности руководителей МКХ с родственной заботливостью подало деледела. Пройдите по Мясницкой улице, в которую гатам десяток автобусов; машины шли неприуложена в прошлом году масса денег. В ней вычно, без остановок, а внутри их, также неприцелый ряд выбоин. Починить их, вероятно, стоит пустяки. Но я уверен, что не будут чивычно для автобусного кодекса, делегаты дымили папиросами (при снисходительном попустительнить, пока не будет капитального ремонта. При таких условиях у нас никогда ни одной дороги стве кондукторов — свои, дескать). Участки усовершенствованной мостовой следоне будет. Нужен постоянный дорожный персонал вали один sa другим; даман, колас, асфаль- на определенном количестве путей. Улучшение путей сообщения местного знато-нефте-бетон — недавно только законченные, чения, наших проселочных дорог—возможно укатанные крепко и гладко, блестящие, точно крышка рояля. Делегаты слушают об'яснения, только в общественном порядке.. Но нужно, щупают мостовую, ковыряя ее ножичком, и зачтобы крестьяне видели, что это не пустая трата времени. Главная задача с'езда — более вистливо мечтают о таком же полотне у себя, в важная, чем вопросы о средствах — сдвинуть родном захолустье. А, на обочине асфальтовойдороги, в непролазной грязи, стоит девочка из близлежащей деревни — босая. Ступня ее вся ушла в жидкую, набухшую от дождя землю. Так символически они и стояли друг против друга: революционная масса с'езда и босая еще, вязнущая в бездорожьи страна. От этой же обочины делегат-крестьянин пришел в недоумение.— Строят такую дорогую дорогу,- —г бормотал он, —- а обочину оставляют в худшем випе, чем наш проселок. — Огорченно взглянул на мостовую: обочина переплескивала на шоссе жидкую грязь, заедала его, как ржавчина заедает железо. Наибольшее впечатление на делегатов произвела дорожная база. Американские и немецкие машины — могущественные камнедробилки, грандиозная лопата бетоно-мешалки, двух'этажные котлы для разварки асфальтов, грузовики с откидными кузовами, развозящие к строящейся дороге массу—все это произвело большое впечатление.10 с мертвой точки крестьянскую и рабочую общевстреченный шумными аплодисментами.— Мы не можем больше жить при тех дорогах, — говорит ственность. Наркомздрав тов.Семашко предлагает с'еаду орглава промышленности,— которые у нас имеются. У нас плохие доганизовать вес&*щ роги потому, что ною „дорожную мы бедны. Мы неделю", чтобы бедны, поэтому у привлечь вниманас плохие дороние населения к ги. Необходимово задаче улучшечто бы то ни стания дорог. ло волей рабочих Проводы тт. и крестьян опояКалинина и Сесать страну хомашко превратирошими шоссейлись в овацию. ными дорогами. Тов. АмфитеаС подробным тров говорит о докладом о деянеобходимости тельности Автоу становлени я дора выступил единого планотов. Дмитриев.— вого и техничеВ настоящее вреского начала в дорожном деле. С 11 по 21 октября происходил испытательный пробег по мя на территории РСФСР уже орНужен соответмаршруту Ленинград — Москва — Ленинград газогенераторг анизовано 66 ствующий кадр ного автомобиля, сконструированною проф. В. Наумовым. отделений Автотехнических сил Автомобиль по прибытии в Москву был продемонстрирован разной квалифиделегатам Дорожного с'езда. На снимке — старт пробега дора. Такие же об'единения оркации. Для созв Ленинграде ганизуются в содания управленюзных республиФото Д. Б унимовича ческого аппарата ках. Автодор натребуется по всей считывает сейчас 50 тысяч членов. сети СССР 7.325 инженеров, техников и десятС'езд закрывается речью тов. Лежавы и приников. Для обслуживания эксплоатационных нужд сейчас требуется 18.930 человек, а на пятилетнятием резолюций по всем обсуждавшимся на с'езде вопросам. •., ку — 30.000. Между тем, наши учебные заведения могут выпустить в течение года 300 инженеров и 1.525 техников, что явно недостаточно. О перспективах автостроения говорит предстаСуществует старинная русская пословица: «провитель Автотреста тов. Семенов.— За все время падай моя телега, все четыре колеса". В ней мы изготовили только 1.380 автомашин. Но к сконцентрирована беспЬмощная растерянность концу пятилетия завод „АМО" будет выпускать крестьянина перед непроезжими отчаянными рус4 тысячи машин в год. Ярославский завод — скими дорогами. Д вот замечательные слова, тысячу грузовиков и автомобилей, „НАМИ"—2.500. сказанные тов. Казаковым, представителем ТатНа новое строительство Автотрест решил затрареспублики. Слова эти характеризуют великое тить в течение пяти лет 60 миллионов рублей. волевое устремление с'езда к преодолению гнеНа эти деньги будет сооружен автомобильтущего нашу экономику бездорожья. ный завод на 10 —12 — Товарищи! Мы не тысяч машин в одну можем ждать 40 лет, смену и велосипедный ждать десятилетия, позавод на 120 тысяч ка у нас построят штук в год. наконец хорошие доПредседатель спероги. Хорошая дороциальной правительга — путь к социализственной комиссии тов. му, а если дело будет Кузнецов сообщает, что итти таким темпом, как бюджет не может спрадо сих пор, то ведь мы виться с задачей фивсе к этому времени нансирования дорожпомрем. Ведь хочется ного дела. Поэтому еще посмотреть своими необходимо ввести наглазами, что это за сотуральную дорожную циализм такой. Товариповинность для крещи, нужно строить быстьянского населения. стрее, дешевле, сердиКаждый взрослый кретее! стьянин должен будет Да, быстрей, дешевле, отработать в год 3 дня. сердитее строить дороПеред окончанием раги — вот основной набот с'езда выступил каз с'езда. Стране непредседатель ВСНX ... Мы не можем ждать 40 лет... когда, страна ждет! СССР тов. Куйбышев, Р. ПрагерРезолюций Дорожного с'еада—см. в отдельной вкладке-приложении к номеру 11