М. СОРОКИНПО АВТОЗАВОДАМ ЕВРОПЫ и АМЕРИКИ3. Н а заводе ОстинаАнглия Бирмингем, ЕРБЕРГ Остин, глава фирмы, принадлежит к числу английских пионеров автопроизводства. Он — инженер и имеет за собой четверть века опыта в этой специальности. Стены его большого завода были свидетелями не одной коренной реорганизации. Остин занимался производством тракторов, аэропланных моторов, грузовиков, легковых автомобилей и броневиков. В настоящее время сохранилось только производство легковых автомобилей, остальное отмерло. Говорят, что одно время финансовое положение Остина было более чем критическое. Разнообразие выпускавшихся типов автомобилей дробило производство и делало продукцию дорогой, неконкурентноспособной. И вот Остину пришла в голову удачная мысль. Он спроектировал „беби-автомобиль". Эта машина с 7-сильным мотором, меньших, чем обычно, размеров. На прямой она развивает 75 км в час, очень экономична по горючему, поворотлива, легка, проходима и доступна по цене. яБеби-машина" имела большой успех. В короткий срок выпуск ее достиг 1.000 шт. в неделю. Семисильные „Остины" занимают теперь одно из главных мест в производстве завода. Другой тип машины, выпускаемый в массовом масштабе (450 шт. в неделю), представляет собой легковой пятиместный автомобиль с 12-сильным мотором. Эти два типа составляют 98% заводского выпуска. Незадолго до нашей поездки за границу в специальной печати появились сообщения и доклады о коренной реорганизации завода Остина на американский лад. Вполне понятен поэтому интерес, который мы проявили к этому предприятию. Но нас ждало разочарование: реорганизация далеко еще не закончена, хотя на это ушло уже два-три года. На заводе Остина работает 12.500 человек. Всюду следы стихийного роста. Старое и новое сожительствует. Это заметно во всем — и в машинах ив методах. Оборудование расставлено тесно. Детали лежат грудами на полу. Сборочная передней оси и тормозов приютилась в механической,—не успели еще перенести. Оборудование пестрое и, в главной массе, не первой свежести. Тем не менее жизнь на заводе бьет ключем, чувствуется порядок, дисциплина, организующее начало. В этом смысле хорошее впечатление производят все цехи, особенно горячие. Склад готовых изделий был набит машинами. Нас охватило смятение при виде такого большого количества бездействующих машин, столь нужных Советскому Союзу. Явление это, однако, временное, предсезонное.Часть склада используется для окончательной отделки автомобиля: омывка, заделка пятен, подчистка и проч. Склад готовых изделий находится под одной крышей с механическим цехом. Видно это складское помещение .служит резервной площадью для дальнейшего расширения механической. Пока оно использовано под склад. —Подход предусмотрительный.ГКрупные аггрегаты (мотор, задний мост, передняя ось и коробка скоростей) поступают в собранном виде по конвейеру в сборочную шасси. Некоторые аггрегаты (рулевое управление) собираются непосредственно в сборочной шасси. Сборочная шасси организована по конвейерному принципу. В начале конвейерного пути имеется малярная кабинка, куда поступает рама с прикрепленными передней осью и задним мостом. Тут она окрашивается пульверизатором и после искусственной сушки подается на конвейерный путь. По мере продвижения рамы по пути она обрастает мотором, коробкой скоростей, рулевым управлением, колесами и другими частями. В общем конвейерная система пока еще недостаточно налажена. Моторы ждут своей очереди, много ожидающих задних мостов, передних осей и т. д. Кузовная организована хорошо,— большая столярная, английское оборудование. Переходят с деревянных кузовов на стальные. Сборка производится на железных платформах посредством приспособлений. После окраски и сушки кузовы переносятся в смежный зал. Здесь вставляются стекла, приделываются замки, производится внутренняя обивка и другая отделка. Работа совершается на неподвижном конвейере.Конвейер этот представляет собой деревянную одноколейку, посреди которой проложен швеллер со скобами, находящимися друг от друга на расстоянии длины одного кузова.Л итейная - — светлая, огромная в2 пролета. Каждый пролет имеет по особому мостовому крану. В стержневой — женский состав комсомольского возраста, который, по отзывам, с работой справляется хорошо. Эти потенциальные английские комсомолки зарабатывают в среднем 27 руб. в неделю. Формовка производится при помощи разборных стальных моделей. В штамповой выстроились в ряд падающие молоты. Против каждого молота — обслуживающая его печь. Молоты дешевые (фирмы „Samuel Piatt'*), простой конструкции, несколько устарелые, но работают бойко. Интересно, что штамповая находится по соседству с механической. М еханическая не представляет ничего примечательного, за отдельными исключениями она находится ещев стадии реорганизации.Остин делает 96 различных моделей кузовов. Такое разнообразие обусловливается капризом потребителей. Было еще больше моделей. Их сократили и стремятся свести к двум типам. Завод Остин принадлежит к числу немногих заводов, имеющих в значительной степени законченное производство. Тем не менее, ряд деталей Остин покупает на стороне. Например, рамы он получает от фирмы „Rudderu & Owen" в Бирмингаме. Прочтя эти строки, читатель не преисполнится уважением к заводу Остина: самый, мол, обычный завод. Последний действительно нуждается в серьезном упорядочении, И все же... Остин выпустил в прошлом году автомашин примерно раз в 50 больше, чем мы, при числе рабочих всего лишь в4 раза большем, чем потребовалось у нас.8 вого „Форда" обходится, по заверению проСледует обратить внимание на „беби-автомодавцов фирмы, 80 руб. в месяц. биль", который занимает главнейшее место в производстве Остина. Отсюда ясно, что „беби-Остин"', который потребляет вдвое меньше горючего, чем „Форд", Успех этой машины в Англии вызвал подравесит всего 480 кг', занимает меньше места и жания английских фирм Моррис, Зингер, а требует меньших расходов на содержание и также других стран. „Амилькар" и „Пежо" ремонт, оказывается более доступным для евроявляются моделями этого рода во Франции, в пейского потребителя, чем модель самой деГермании выпускается „беби-Остин" под мар1 шевой американ ­ кой „Дикси". ) Наской машины. конец, Америка, видимо, тоже, намереПри нашем более на принятьсяза низком покупательпроизводство „беби ном уровне, чем в Остинов", Европе, эти соображения в пользу Глава фирмы, легкого и дешевого Остин, говорил мне, автомобиля приобчто „беби-автоморетают особую весбиль" на Малайкость. Нам нужна ских островах исмашина, которая пользуется в виде сочетала бы все ­ такси и успешно беудобства автоконкурирует даже мобиля с легкос рикшами. стью мотоцикла. Шасси „Беби-Остина". Прейс-курантная цена франкоВсе это свидетельПо нашемумне ­ завод — 99 фунт, стерлинг. (950 руб ) ствует о том, что не нию, мотоцикл в Сотолько в Европе, но ветском Союзе буи в Америке есть дущего не имеет. А большая потребСуровые климатиность в машине, ческие условия, меньшей по размед лительность перам и более дешериода непогоды вой, чем „Форд". вместе с плохими Пусть не покажется дорогами лишают читателю странным у нас мотоцикл тех такое утверждение. выгод, которые он Форд своей старой дает хотя бы в Ангмоделью настолько лии. Зато автомоудачно разрешил биль типа „бебипроблему дешевого Остин" найдет в моторного трансстране все раступорта, что мотоАвтомобиль „Беби-Остин" с двухместным кузовом щий спрос, разрецикл был буквальГлавнейшие данные шит проблему де„ Б еби - О стин е". но вытеснен с амешевого транспорта, Б аза — 1905 мм. -Ш иринаколеи —1,016 мм. Расстояние от риканских дорог. В низшей точки до земли — 22 см. В ес легковой машины с кузов том числе и течение многих лет вом 430 кг Мот о р—4-цилиндровый с водяным охлаждением, индивидуальголовка с'емная, литраж 748 см :', т ормознаямощность „Форд" с читался 10,5 л. с. при 2,400 оборотах. З ажигани е—магнето. С цепле ного автотран ­ самой дешевой ман ие — одноднсковое; о тношения : 1 скорость — 16:1, 2 скос порта , всемерно шиной в мире. В рость—9:1, 3-я — 4,9:1, обратный ход—21:1. З адниймост поощрять который тип % плавающий с диференциалом. 4 тормоза на перед1925 г. легковой них и задних колесах. Р ессоры — передние полуэллиптические в интересах госуавтомобиль „Форд" задние —!Д эллиптические. А мортизаторы - передние дарства. и продавался в Амезадние. Р езина — 26хЗ'/г дм. рике по 290 долл. Автомобиль, о ко тором мы говорим, должен удовлетворять слеЗа такую цену нельзя купить мотоцикла с кодующим требованиям: а) легкость — легче „Форляской. Новый „Форд" стоит много дороже. К да": б) высокая степень проходимости и маневтому же, Америка подходит к почти полному ренности; в) крайняя простота конструкции; насыщению тех слоев населения, для которых г) д ешевизна производства и эксплоатации. пользование автомобилем „Форда" или „Шевроле" посильно. Отсюда необходимость постаЭтим требованиям машина типа „НАМИ" дановки производства более дешевой машины. леко не удовлетворяет. Автомобиль же, вроде . В Европе эта проблема еще актуальнее. „беби-Остина", является удачным разрешением Здесь еще многие годы „Форд" или „Шевроле" вопроса в этом направлении. Необходимо, по будут запретным плодом для широких слоев понашему мнению, учесть опыт Остина в этом требителей. Содержание автомобиля обходится деле ив максимальной мере использовать его у не дешево. В Америке дешевый легковой 4-местнас. Можем добавить, ч тоАвтотреств ный автомобиль берет, примерно, 10—Ю'/г коп. данное время прорабатывает вовсех расходов (включая гараж и амортизацию) прос именно вэтомразрезе . Мы на 1 км. полагаем, ч то вопрос об организации производства подобных маВ Англии, при скромном пользовании машишин в массовом масштабе с ежегодным выной в течение года, содержание нового легкопуском к концу пятилетия в 35-40 тыс. является вполне своевременным. *) Об этих маленьких и самых дешевых автомобилях мы М. Сорокин уже сообщали. См. ,3а Рулем" № 14, 1929 г. Стр. 7. Р ед . „ 9