ДВИЖЕНИЕ АВТОКОЛОННМайор М. СРЕДНЕВКаждой автомобильной перевозке доллсна предшествовать подготовительная работа. К подготовительным мероприятиям для успешного осуществления автоперевозок относятся: разведка дорог, погрузочных и разгрузочных площадок и мест для остановок; подготовка дорог длядвилсенпя (исправление мостов, засыпка ям); организация службы регулирования, замыкания, противовоздушной, химической и противотанковой обороны; организация питания машин в пути и восстановления вышедших из строя; осмотр автомашин и приведение их в боевую готовность. При отсутствии разведки дорог автоколонна может неожиданно встретить на своем пути непреодолимые или труднопреодолимые препятствия (разрушенные мосты, болота), которые задерлсат ее и помешают своевременно выполнить боевую задачу. Вместе с разведкой дорог обычно высылают саперов и регулировщиков для производства работ по улучшению дорог, укреплению мостов н провешиванию маршрута. Разведка путп, обнаружив неисправные участки дорог, находит объездные пути, а таклсе определяет, какое количество материала требуется для исправления дороги. Направление объездного пути отмечают вехами, а па дороге устанавливают указатели или несколько регулировщиков. Для движения выбирается по возможности лучшая дорога, хотя бы я более длинная. Короткий, но плохой путь приводит обычно к большей затрате времени. В условиях опасности нападения воздушного противника выбираются дороги, проходящие преимущественно по местности, укрытой от наблюдения с воздуха, например, по опушкам лесов, кустарнику и т. п. (рис. 1). Особое внимание при разведке пути уделяют мостам ив случае необходимости производят работы но усилению и исправлению мостов. Служба регулирования на выбранном пути (маршруте) устанавливает указатели направления движения; маяки и посты регулирования. Маяки — это отдельные регулировщики с флажками, указывающие направление движения своим машинам и закрывающие движение для посторонних машин и повозок (рис. 2), Пост регулирования состоит из нескольких человек (2—3), ставится в наиболее ответственных местах и имеет дополнительные задачи: вытягивание машин в походную колонну, расположение подразделений в местах стоянок, пропуск машин через теснины (брод, мост, гать, переезд через железную дорогу и т. п.) или большие населенные пункты. Для провода автоколонны через труднопроходимый район, особенно в ночное время, назначаются проводники на мотоциклах и автомобилях. Слулсба регулирования обеспечивает наиболее быстрое передвижение автоколонны и гарантирует от отклонения с намеченного пути отдельных машин и целых подразделений. Водители машин должны беспрекословно подчиняться всем сигналам и распоряжениям регулировщиков. Одновременно с разведкой дорог производится разведка районов погрузки войск или грузов на автомашины и .разгрузки в конечном пункте автоперевозки. Все эти работы должны производиться так, чтобы по возможности скрыть от противника подготовку автоперевозки. Погрузку и разгрузку грузов следует производить преимущественно под прикрытием ночной темноты. Районы погрузки и выгрузки наряду с тщательной маскировкой обеспечиваются от нападения воздушного противника зенитными средствами (артиллерией, пулеметами), а при проведении крупной автоперевозки — истребительной авиацией и круговым охранением от наземного противника. Если автоперевозка производится в условиях опасности встречи с паземным противником и при отсутствии специальных войск, охраняющих дорогу, принимаются меры к охранению автоколонны во время движения. Охранение возлагается на специально выделенные- Для этой цели подразделения пехоты на автомобилях.^ усиленные станковыми пулеметами и пушками. Часто охра-' ненпе автоколонны осуществляется бронеавтомобилями, а в отдельных случаях танками (рис. 3). Задачи охранения заключаются в'•' тем, чтобы предотвратить пеолшдан-ное нападение наземного и воздушпого противника пв случае столкновения с противником обеспечить своим войскам время, необходимое для того, чтобы занять положение, соответствующее обстановке. Автоколонна — это определенное количество автомобилей, выполняющих одну боевую задачу и следующих по одной дороге. Обычно автоколонна состоит из автомашин, входящих в состав одной войсковой части или подразделения этой части, (автомобильного батальона, роты и т. п.), и составляется из нескольких десятков, а иногда и сотен машин одного и того лее типа и марки (например, ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЯГ-4). Это дает возмолпюсть всем машинам колонны дерлсать одну и ту лее скорость, а таклсе упрощает организацию ремонта в пути и сокращает запас частей и инструмента. возимых для полевого ремонта в походных автомастерских. Если автоколонпа состоит из большего количества машин, то для облегчения управления она подразделяется на эшелоны (группы). Во главе эшелона стоит начальник, обычно являющийся командиром автомобильного подразделения (автороты, взвода). Для двилсепия автоколонны устанавливаются дистанции между ма-Рис. 1. Автоколонна на увеличенных дистанциях использует тени деревьев на левой стороне дороги, чтобы скрыть свое движение от авиации противника8 Рис. 2. Регулировщик (маяк) на перекрестке. Закрыв постороннее движение, он указывает красным флагом путь автоколонне тинами и эшелонами, т. е. расстояние от задней части впереди идущей машины до передней части машины, идущей сзади. Дистанции "зависят от скорости движения колонны, состояния дорог (пыль, наличие препятствий) и условий видимости (ночь, туман). Нормальные дистанции между машинами в автоколонне установлены в 25—50 м (НУ—36, § 359). Дистанции включают в себя так называемый тормозной путь, т. е. путь, проходимый автомобилем от начала торможения до полной остановки и кроме того дополнительное расстояние, учитывая, что с момента остановки впереди идущей машины молсет пройти еще некоторое время, пока водитель сзади идущего автомобиля начнет торможение и что после остановки между машинами должна сохраниться дистанция в 35 м. В отдельных случаях • могут применяться сокращенные дистанции (при движении с пониженной скоростью), однако они не должны быть меньше 10—15 м. Увеличение дистанций до 50—100 м может происходить при движении с повышенной скоростью, например, по автострадам (автомагистралям) пли хорошим шоссе при опасности нападения воздушного противника, а также при движении по пыльной и скользкой дороге. Однако, чрезмерно большие дистанции между машинами затрудняют управление колонной и слишком увеличивают ее растяжку. Так, например, при дистанции мелсду машинами в 100 м, колонна автомобилей, состоящая из 60 машин, растянется по менее чем на 6 км. В этом случае прп скорости движения в 15 км в час последняя машина прибудет к месту назначения через 24 минуты после головной машины. Поэтому такие большие дистанции мелсду машинами применяются только в случаях кранной необходимости. Дистанции между машинами назначаются перед началом движения начальником колопны или эшелона и должны быть известны каждому водителю. Кроме дистанции между машинами начальник колонны устанавливает дистанции между эшелонами, которые должны быть от 3 до 5 км (ПУ—36, § 359). - Автоколонна двигается с определенной назначенной ей скоростью. Нормальная скорость автоколонны по обычным дорогам днем — 15—25 км в час. Скорость может снинсаться в начале движения (во время вытягивания колонны), ночью, в туман и на плохой дороге, и увеличиваться при двиясении по автострадам и хорошим шоссе с односторонним двилсением и, как показал опыт автоперевозок в Испании, она может доходить до 40—50 км в час. Движение па таких больших скоростях требует очень высокой квалификации водителей и наличия достаточного опыта в вождении автомашин в колонне. Скорость и направление движения колонны определяет головная машина, а также сигналы, подаваемые флажками. Флажками передаются команды: уменьшить пли увеличить дистанцию мелсду машинами, стой, газы, авиация и т. п». Обычно для управления колонной употребляются желтый и красный флажки, а ночью фонари с цветными стеклами. Для каждой команды употребляется определенное пололсепие одного или двух флансков (рис. 4). Водитель доллсен знать все установленные сигналы." На машине должны быть флажки, и один человек, выделенный для наблюдения за сигналами и для повторения принятого сигнала. Сигналы передаются от головы колонны к хвосту, а иногда от хвоста или середины колонны к голове, чтобы передать начальнику сообщение о разрыве колонны или других происшествиях, а также сигнал «авиация» в случае появления самолетов противника с тыла. Связь от хвоста к голове и обратно поддерживается кроме сигналов связными мотоциклами, которые передают донесения, приказы и распоряжения по колонне. Автомобильная колонна начинает движение с вытягивания, состоящего в тОм, что машины по очереди трогаются с места и выстраиваются в походную колонну. 'Вытягивание — очень важная операция, в результате которой все машины должны занять назначенное место на установленной дистанции друг от другаАВИАЦИЯГАЗЫОТВОЙ (ВОЗДУШНОЙ ИЛИ ХИМИЧЕСКОЙ ТРЕВОГИ).СТОЙАВАРИЙ. ТРЕБУЮ ПОМОЩИРис. 4. Сигналы для управления автоколонной в движении. Штрихами обозначен желтый цвет'флага, крестиками—красный цвет флага Для правильного вытягивания водитель доллсен тронуться с места в порядке очередного номера своей машины и, взяз сначала несколько сокращенную дистанцию, довести ее на первых 50—100 м пути до установленной (рис. 5).-3-5 кмГоловная походная застава ! в токоло нна3TQE3CD-~Г^1Замыт; Тыльная ние застаъаБоковой дозорФсдоровка0 6озн ач ен и я. Автомобили замыкания: СЗ — Бронеавтомобили 1з — Ремлетучна -"-од — Взвод моторизованной пехотысгз — Санмашина czi — Резервные автомобили >—о— Главная колоннаРис, 3. Схема движения и охраненияавтоколонны9 При необходимости срочно остановить машину, движущуюся в колонне (техническая неисправность, авария и т. п.), водитель должен продвинуть машину в правую или, если это невозможно, в левую сторону дороги, чтобы дать проезд сзади идущим машинам й принять меры к быстрому устранению неисправности. Для технической помощи машинам, выходящим из строя, назначается «замыкание». Замыкание состоит из командира, замыкающего колонну и имеющего в своем распоряжении ремонтные летучки (легкие автомастерские), санитарную машину для оказания первой помощи и средства связи. Обнаружив неисправную машину, начальник службы замыкания подъезжает к ней, устанавливает причину остановки, если нужно, производит технический осмотр и отдает распоряжение о полевом ремонте или буксировке машины с помощью трактора или автомобиля-тягача на ближайший сборный пункт аварийных машин (СПАМ). Если машина, выбывшая из строя, остановилась так, что загородила движение но дороге, ее Б первую очередь оттаскивают в сторону. Сведения об отставших й вышедших из строя машинах начальник службы замыкания Передает начальнику колонны.После устранения чеисправности, отставшая машина догоняет колонну и становится в хвост. Обгон машин во время движения не разрешается и может производиться только на остановке с разрешения командира. Задача водителя состоит в том, чтобы отлично подготовить машину перед маршем и, соблюдая в движении дисциплину марша (скорость, дистанцию, сигналы), не допустить ни одной вынужденной остановки, поломки, аварии, а также утери перевозимого имущества. При автоперевозке б пути через каждые 2 часа назначаются остановки движения на 10—25 минут. Эти остановки делаются с целью технического осмотра машин, проверки крепления перевозимых грузов, отдыха водителей и подтягивания хвостов эшелона. При движении на рас* стояние более 120—150 км, помимо кратковременных остановок назначается большой привал на 2'—21Л часа. Во время большого привала производится более подробный технический осмотр машин, дозаправка их горюче-смазочными материалами и водой. Личный состав использует большой привал также для отдыха и принятия пищи (завтрак, обед, ужин). На малых остановках машиныостаются в колоннах, маскируясь по возможности под тенью деревьев. На длительной .остановке (большой привал) водитель дбллсен выбрать для своей машины укрытое место Tia дистанции в 30—50 м от соседних машин и принять меры к ее маскировке. Кроме этого водитель должен быстро произвести осмотр матери- -^ альной части ио результатах доложить своему командиру (взвода). Обнарулсенные неисправности доллсны быть немедленно устранены. На стоянке машины устанавливаются так, чтобы была возможность быстро выехать передом в сторону дальнейшего движения (рис. 6). В целях маскировки автомобили устанавливаются обычно в тени деревьев, домов и т. п., чтобы затруднить видимость их с воздуха. На больших привалах применяются дополнительные меры маскировки, состоящие в том, что водитель покрывает машину подручным материалом (ветвями деревьев, соломой и т. п.), чтобы она не выделялась на фоне местности (рис. 7). Как правило, стоянки н большие привалы автоколонны делаются в лесах. В целях скрытия автоперевозки войск от противника, передвиясение машин в боевой обстановке будет чаще всего производиться ночью с потушенными или затемненными фарами. При этом скорость двиисения снижается до 12—15 км в час, а дистанции мелсду машинами сокращаются до 15 м.Рис, 6. На большом привале. Автоколонна расположилась замаскированно в лесу Водитель в этих условиях выдерлсивает дистанцию от впереди идущей машины по свету в заднем сигнальном фонаре, который должен иметь защитный козырек, или по задней части кузова, где белой краской наносится выделяющийся на защитном фоне круг или квадрат. На остановках соблюдается строгая дисциплина. Ночью не разрешается курить на открытом месте, громко разговаривать, употреблять звуковые сигналы и т. п.; днем все машины и люди располагаются укрыто, всякое двилсение машин прекращается, передача приказов и команд производится пешими посыльными.10