ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ВОДИТЕЛЯГ. ГОРДЕЕВ, Д. ПОНИЗОВКИНПроблема экономии бензина в связи с колоссальным ростом нашего автомобильного варка становится с каждым днем все более актуальной. В нашей печати этому вопросу уделяется много внимания, но освещается он несколько однобоко. Многие считают, что перерасход бензина зависит исключительно от низкого качества карбюраторов и топлива. Однако это не совсем так. На всех марках отечественных автомобилей при стандартных карбюраторах и заводских регулировках можно не только укладываться в существующие эксплоатационные нормы расхода бензина, но н давать некоторую экономию. Это убедительно доказывает опыт работы многих тысяч стахановцев автотранспорта, опыт работы отдельных хорошо организованных автохозяйств. Но большинство автобаз имеет все же перерасход бензина, выражающийся иногда в тысячах литров в месяц. В чем дело? А в том, что кроме указанных выше причин, сами водители уделяют мало внимания машине, ее техническому состоянию, качеству вождения и учету расхода бепзииа. Какие же требования необходимо предъявлять к автомобилю и его вождению с точки зрения экономии бензина? Основными дефектами двигателя, влияющими на перерасход бензина, являются не износ поршневой группы, тсак многие думают, а состояние элементов зажигания, карбюрации и газораспределения. Установка момента зажигания играет большую роль в расходе топлива. Приведем такой пример: при работе двигателя на одном и том же числе оборотов (1600) в результате увеличения угла опережения зажигания с 0° до 25° расход топлива на 1 л. с. в час уменьшается на 20—23о/с, однако при дальнейшем увеличении угла опережения зажигания удельный расход топлива начинает снова возрастать. Это говорит о том, что водитель должен очень внимательно следить за установкой зажигания и правильно пользоваться опережением зажигания на тех автомобилях, где имеется ручная регулировка. Зазор между контактами прерывателя также играет немаловажную роль в расходе топлива, так как при неправильном зазоре мощность искры резко уменьшается, что снинсает мощность двигателя и следовательно увеличивает расход топлива То же самое происходит при перебоях в работе хотя бы одной свечиМногие водители, ее учитывая этого, ездят с неработающими одвой или даже несколькими свечами, значительно перерасходуя бензин. В 1-й автобазе Мосавтотреста, где со свечами дело обстояло очень плохо, один из регулировщиков предложил рассверливать корпусы свечей для уменьшения забрасывания их маслом. Проведение этого предложения, по словам работников базы, дало очень высокий эффект: машины, перерасходовавшие до постановки этих свечей 10—15% горючего, стала экономить до 5% от нормы без изменения регулировки карбюратора. Это можно объяснить только тем, что до этого автомашины из-за отсутствия запасных свечей эксплоатировались на неисправных свечах, работали зачастую на пяти и даже на четырех цилиндрах, а при постановке переделанных, исправных свечей, стали работать нормально. Несколько слов о техническом состоянии ходовой части автомобиля. В какой мере влияет техническое состояние автомобиля на расход бензина? Затянутые тормоза, перетянутые подшипники передних и задних колес, неправильный сход в развал колес резко увеличивают сопротивление качению автомобиля, ухудшают накат, что безусловно приводит к увеличению расхода бензина. Очень немногие водители уделяют должное внимание температурному режиму работы двигателя, т. е. иными словами не следят за температурой охлаждающей воды в двигателе. О целью определения влияния температурного режима двигателя на расход бензина Институт городского транспорта при транспортном управлении Моссовета провел специальные испытания автомобиля М-1 с утеплительным чехлом на радиаторе и без чехла. Во время испытаний температура наружного воздуха колебалась в пределах от + 2 до + 4° Ц. Температура охлаждающей воды двигателя при езде без утеплительного чехла составляла 45—50°, а при езде с чехлом 70—75°, т. е. в последнем случае соответствовала наиболее экономичной работе двигателя. В результате этих испытаний, проводившихся в городе по Садовому кольцу и повторявшихся несколько раз в день, получены следующие данные: расход бензина при езде без утеплительного чехла был на 12—14% больше расхода бензявапри езде с чехлом. Проверка расхода бензина производилась также на автомобиле ЗЙС-5, выехавшем из гаража с;непрогретым двигателем. Эти испытания проводились при наружной температуре от—2 до—5° Ц также в городских условиях. Полученные результаты показали резкое увеличение расхода бензина при работе с холодным двигателем. Первые три километра расход бензина на груженом автомобиле ЗИС-5 составлял 115—120% нормы, а при дальнейшей работе он снизился до 85-^90% нормы. Если мы обратимся к ярадагнке эксплоатации автомобилей, то увидим, что большинство водителей не надевают утеплительных чехлов на радиаторы до тех пор, пока нет опасности заморозить радиатор, даНа улице Карла Маркса—одной из самых красивых в Минске14