14
15
w%Jr%As'лиусшишиь Ш1РШВ1ЕЗГШШШ1ности и какие большие надежды с ним связывались. На совещании был собран весь цвет творческой автомобильной мысли нашей страны — главные и ведущие конструкторы заводов, профессора, доктора и кандидаты технических наук, научные работники НАМИ и ВНИИАТа, исследователи и экспериментаторы, многочисленные представители смежных производств и других ведомств. Министр автомобильной промышленности тов. Н. И. Строкин, открывая совещание, сказал: — Мы ждем от вас многого. В шестой пятилетке нам предстоит почти полностью обновить типаж выпускаемых автомобилей. Это и определяет значение совещания. С большим докладом «О перспективном типаже новых автомобилей и двигателей для разработки конструкций в шестой пятилетке» выступил главный конструктор НАМИ профессор А. А. Липгарт. Развернуз широкую картину работ по созданию новых машин, он в то же время обосновал очень важный вывод о том, что наша отечественная автомобильная промышленность не может и не должна идти слепо по пути развития зарубежного автомобилестроения: — Нам нужны автомобили не американского и не европейского, а своего, советского, типа, — заявил докладчик. И действительно, целый ряд качеств, которыми должен обладать автомобиль, предназначенный для эксплуатации в СССР, не учитывается при проектировании зарубежных автомобилей. В частности, качества дорожных покрытий в СССР определяют повышенные требования к прочности ходовой части автомобиля, величине просветов и т. д. В условиях социалистической экономики складываются особые, отличные от зарубежных, представления о добротности автомобиля, сроках службы, удобствах технического обслуживания и пр. В то же время имеются и определенные общие тенденции развития мировой автомобильной техники, которые, безусловно, должны приниматься во внимание при создании у нас в стране новых типов автомобилей. Прежде всего это касается веса, а также скорости и тяговых свойств наших автомобилей. Несколько забегая вперед, скажем, что специально вопросу о путях повышения долговечности и снижения веса автомобилей и двигателей А. А. Липгарт на том же совещании посвятил свой другой доклад, а министр автомобильной промышленности Н. И. Строкин подверг критике довольно распространенное мнение, будто бы из-за плохого качества дорог неизбежен повышенный вес наших автомобилей. Что же необходимо для того, чтобы решительно ускорить прогресс отечественного автостроения? На совещании много говорилось на эту тему, причем не только в прениях по представленному основным докладчиком перспективному типажу автомобилей, но ив других докладах и содокладах. Можно сказать, что подлинным пафосом этих докладов, посвященных, впрочем, различным конкретным проблемам развития автостроения, было стремление ответить на поставленный выше, волнующий всех вопрос. Наиболее четко это сделал, пожалуй, основной докладчик. Он заявил, что для выполнения намеченных задач должны быть в первую очередь изменены существующие методы создания новых автомобилей. Необходимо систематически и непрерывно совершенствовать их конструкции з процессе производства. Поддержание автомобильной техники на высоком уровне возможно лишь при том условии, если проектируемые автомобили к моменту запуска их в производство обладают потенциальными возможностями дальнейшего усовершенствования и повышения показателей. А работа конструкторов над автомобилем должна заканчиваться не в момент сдачи его в производство, но лишь после того, как он будет... снят с производства. В то же время, запуская модель в производство, надо сразу же начинать работать над следующей. — Хотя мы только что приступили к выпуску нового «Москвича», — сказал в своем выступлении министр Н. И. Строкин, — нужно уже сейчас, без промедлений, начинать готовить новую модель этого автомобиля. Для обеспечения должного прогресса техники в автомобильной промышленности необходимо, как известно, иметь развитый технический «тыл», т. е. научно-исследовательские институты, экспериментальные цеха и службы и т. д.ОГДА слышишь, как критикуют наши отечественные автомобили, сравнивая их с лучшими зарубежными образцами и указывая на недостатки в конструкции, во внешних формах, в отделке, когда слышишь все эти справедливые замечания и упреки, — всегда повторяешь мысленно примерно одно и то же: — Погодите, дайте срок. Будут у нас автомобили не хуже американских, английских, французских. Обязательно будут. Это чувство, думается мне, неизменно живет в груди каждого советского человека. И действительно: проходит несколько лет, и мы с радостью видим появление в наших городах и на дорогах новых автомобилей, значительно лучших, чем прежние, и главное — ни в чем не уступающих тем зарубежным, которые не так давно ставились критиками в пример. Но... Зарубежные модели за это время тоже изменяются. Они становятся еще более совершенными, еще более изящными, красивыми и комфортабельными. И мы попрежнему слышим критику в адрес наших машин и... попрежнему критика эта остается справедливой. В частности, новые модели 1956 года — «Москвич» и «Волга» — во многом уже отстают от лучших зарубежных образцов автомобилей того же класса. Более того, некоторые зарубежные машины с меньшим рабочим объемом цилиндров превосходят наши автомобили более высокого литража. Особенно это относится к «Москвичу». Поэтому ясно, какое большое значение придавалось недавнему совещанию работников автомобильной промышленКРис. 1. Демонстрационный зал выставки в НАМИ, приуроченной к совещанию конструкторов, исследователей и экспериментаторов автомобильной промышленности.14 С докладоморасширении исследоват ельско - э кспериментальной базы, о си ­ стеме организации и планирования конструкторско-экспериментальных работ должен был выступить на совещании главный конструкторМинистерстваавтомобильнойпромышленности СССР Е. Б. А рманд . О днакодокладего не состоялся. Не вдаваясь в причины этого, следует пожалеть о столь суще ­ ственном пробеле в ходе совещания, т емболее , что у нас, как известно, д о сих пор не нашли решениявопросыосозданииавтодромов , о развитии кон ­ с трукцийгоночныхавтомобилейи т. д. О дним из действенных средств повы ­ шения гибкости автомобильной промышленности, ее способности часто вводить новые моделии постоянно со ­ вершенствовать выпускаемые является создание крупных специализированных заводов по производству основных авт омобильных агрегатов. К огдакрупное , технически оснащенное предприятие, располагающее "высококвалифицированными кадрами , занято проектирова ­ н иемипроизводством лишь опреде ­ ленных агрегатов, оно, разумеется, имеет больше возможностей глубже изучать и самостоятельно развивать свою область техники . Такая перес тройкакомплексных автомобильных за ­ водов и развитие заводов агрегатных, специализированных позволит значительно двинуть вперед отечественное автостроение. Эта мысль отчетливо прозвучала на совещании . И, н аконец , в ажнейшую роль всо ­ вершенствовании наших автомобилей призваны сыграть технологи . Ведь известно, что машину самой совершеннойконструкцииможнобезнадежно испортить применениемнесовершенной технологии инебрежным изготовлением. Безусловно, прав был один из доклад ­ ч иков , заявивший, что нет и не может быть таких «волшебных» к онструкций ,Рис. 3. Участники совещания осматривают новые модели грузовиков.к оторые обеспечивали бы получение высококачественных машинпринизком качестве их изготовления. Таков, в основном , к руг задач, к ото ­ р ые стоят на ближайшеевремяпередработниками автомобильной промышленности. Следует, о днако , сказать, что выполнение этих задач, с оздание подлинно современных , с одержащих потенциальные возможностидальнейшего совершенствования, высококачественных визготовлении автомобилей, зависит не только от автомобилестроителей. П оэтому на совещании сбольшим инт ересом были выслушаны сообщения представителей химической, электротехнической и радиотехнической пром ышленности , ч ернойи цветной металл ургии , а также ряда другихсмежных производств. С особым удовлетворен иембыло встречено заявление заме ­ стителя председателя Государственного комитета по новой технике Н. М . Потапова о намеченных мерах по повыш ению октановых чисел бензинов, вып ускаемых нефтяной промышленностью (что позволит повысить степень сжа ­ тия двигателей), а так5 же по выпуску специальных высоколегированных сталей, стекол, пластмассы имногихдругих материалов, без которых сейчас трудно себе представить добротную современную конструкц ию автомобиля. Эта тема сособой силой прозвучала и на автомобильной выставке, открытие которой . б ылоприуроченок сов ещанию . Надо отдать должное устроителям выставки: она была оформлена со вкусоми привлекла внимание не юлько представленными на ней экспонатами, но еще и смелой, остроумной формой критики недостатков, которые еще не изжиты при проектировании и изготовлении автомобилей. Вот, например, стенд подназванием : «Больше света!». На нем наглядно и обстоятельно показаноприменение различных видов стекол в автостроении, но тут же под заголовком «Допустимо ли это?» сообщается, что в СССР до сих пор не применяют : затененных или про тивоореольных стекол, п одогреваемых стекол, пластмассовых, и меющихброни ­ рованные участки, п анорамических задних стекол и т. д. На стенде, посвященном окраске автомобилей, есть раздел : « П очему не используются эти эмали, р азработанныехимической промышленностью?», и по ­ казаны образцы отличных по цвету и исполнению покрытий, которые почему-то еще не привились. И нтереснытакже стенды, п оказывающие возможность применения пластических масс в автостроении, стенд собразцамиоби ­ вочных тканей и т. д. Боевой самокритичный дух выставки, к сожалению , не полностью передался совещанию . Здесь, за исключением нек оторых замечаний по намеченному тип ажу автомобилей, не виднобыло настоящей борьбымнений . Л ишь выступивший в конце совещания проф. Г. В. Зимелев подвергкритике сделанные доклады , у поекнув организаторов совещания втом , что ими так и не сформулирована определенная научнообоснованная доктрина, которая на базе изучения подлинного опыта (а не только статистических данных) могла бы проложить правильную «директрису» развития советских автомобильных конструкций . В своемзаключитель ­ н ом слове А. А. Липгарт возразил на эту критику , но большого , п ринципи ­ ального разговорао путях и судьбах советского автостроения не получилось. В прочем , в одном все участники совещания были едины: перспективный типаж автомобилей, разработанный министерством , — это не дальняя про ­ е кция , а дело ближайшего будущего. И чемскорее «перспективные» автомобили станут настоящими , тем более успешнобудутвыполнены задачи, п о ­ ставленные перед автомобилестроителями XX съездомКПСС .Рис. 2. Большой интерес вызвала новая модель автомобиля «Паккард».Ю.КлемановФото автора.15