ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯМКАК уже сообщалось (см. «За рулем» № 2 и № 4), в розыгрыше первенства мира по гоночным автомобилям 1956 года первый этап («Большой приз Аргентины») выиграл прошлогодний чемпион мира аргентинец Хуан Фанхио. а второй («Большой приз Монако») — англичанин Стирлинг Мосс. неудача. За семь кругов до конца гонки чемпион мира был вынужден остановить свой автомобиль у обочины из-за неисправности в двигателе. Мимо него, бурно финишируя, пронеслись два других автомобиля «Феррари» — один под управлением англичанина Питера Коллинза, другой под управлением бельгийца Поля Фрера. В таком порядке они и пришли . к финишу. Победитель Питер Коллинз прошел всю дистанцию 508,3 км за 2 часа 40 мин. 04,3 сек., со средней скоростью 190.6 км/час. Фрер проиграл ему ровно одну минуту. Третьим был Стирлинг Мосс. Это соревнование, развернувшееся на 14-километровом замкнутом участке дороги в районе Спа, тоже привлекло массу зрителей.СтраницыпрошлогоПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ ДЕЛУ В 1898 году в Петербурге была выпущена книга Н. Песоцкого под таким пространным названием: «Самодвижущие экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями; экипажи с педалями. Описание их устройства и действия». Она явилась первой русской книгой по автомобильному делу. Помимо кратких сведений по истории развития автомобилизма, Н. Песоцкий дает описание автомобилей своего времени. В основном это были французские машины, так как в ту пору, в конце XIX века, ведущей страной в области автомобильной техники была Франция. В книге также рассказано о стационарных двигателях, в том числе о газовом, который, кстати, назван «самым простым». Способ приготовления смеси в нем заимствован от двигателя ГерцаЖуковского. Этим самым подтверждается тот факт, что уже тогда наши соотечественники работали над созданием прогрессивных двигателей внутреннего сгорания. В заключение в книге приводятся правила уличного движения, действовавшие в различных странах. Любопытно, что в Англии в то время скорость автомобилей на дорогах общего пользования не должна была превышать 20 км/час. А. КоростеликГОНКИ НА 500 МИЛЬ В ИНДИАНОПОЛИСЕТретьим этапом мирового первенства явились традиционные гонки на 500 миль в Индианополисе (США). Эти гонки проводятся на 4-километровом треке, который гонщики проходят по 200 раз. Высокий денежный приз (250 тысяч долларов), который назначается за победу в Индианополисе, создает здесь обычно атмосферу нездорового ажиотажа, в связи с чем многие европейские гонщики избегают участвовать в этих соревнованиях. Так было и на этот раз. Единственным итальянским участником соревнований явился Фарина на двенадцатицилиндровом автомобиле «Феррари»; из 33 автомобилей, взявших старт, 32 были американские с двигателем «Мейер-Дрейк». Сначала впереди был Джим Ратман на автомобиле «Хопкинс-Спешл», но на четвертом круге его перегнал Эдди Руссо на автомобиле «Нови»; продолжительное время он шел первым, пока в конце двадцать первого круга при скорости 200230 км/час не потерпел аварию, которая. как сообщает журнал «Ауто-Итальяно», оказалась, к счастью, «более занимательной для зрителей, чем трагичной для пострадавшего». Вскоре лидером гонки стал Пат Флагерти на автомобиле «Цинк-Спешл», на второе место выдвинулся Сэм Ханке на автомобиле «Ханк». В напряженной борьбе, развернувшейся перед глазами 100 тысяч зрителей, победителем оказался Флагерти, выигравший у своего сильного соперника всего 2,5 километра. Он прошел 500 миль за 3 часа 53 мин. 50 сек., т е. со средней скоростью 206,3 км/час. Итоги гонок в Индианополисе не оказали влияния на распределение мест в ходе розыгрыша мирового первенства. Лишь временно в группу лидеров вошел Пат Флагерти, который, однако, в других соревнованиях не участвует.БОЛЬШОЙ ПРИЗ ФРАНЦИИПосле четвертого этапа положение основных претендентов на звание чемпиона мира определялось следующим количеством очков: Мосс и Коллинз — по 11, Бера — 10, Фанхио — 9, Флагерти — 8, Фрер и Ханке — по 6, Муссо, Фрилэнд и Хауторн — по 4, Парсонс и Шелл • по 3, — Гендебьен, Пердиза, Вилорези. Ратман и др. — по 2, Кастелоти — 1,5 очка. Нетрудно понять, что следующий этап розыгрыша — Большой приз Франции — проходил в еще более напряженной борьбе. Гонщикам предстояло пройти 61 круг по 8,3 км. Сразу же после старта вперед вырываются три автомобиля «Феррари», на которых идут Коллинз, Кастелоти и Фанхио. За ними на двух автомобилях «Мазерати» — Жан Бера и Стирлинг Мосс. На 29-м круге вперед выходит Фанхио, а на четвертое место, обогнав Мосса и Бера, выдвигается Шелл на английском автомобиле «Ванволл». Убийственный темп гонки, однако, способны выдержать лишь наилучшие гонщики, и вскоре Шелл сходит с ди-" станции. Фанхио на 34-м круге уступает первенство Коллинзу и Кастелоти, на 37-м круге вновь выходит вперед, на 42-м сильно отстает, после чего на 44-м круге начинает бешеную погоню за лидерами (последний круг проходит с рекордной скоростью 205,98 км/час) и в результате выходит на 4-е место. Победителем гонки вновь оказывается Питер Коллинз, который на последней прямой блестящим рывком выигрывает у Кастелоти... 4 метра, т. е. Q03 секунды. Четыре метра после гонки на 506 километров! Третьим был Жан Бера, а Стирлинг Мосс остался на пятом месте. После пяти этапов положение основных претендентов на звание чемпиона мира следующее: Питер Коллинз (Англия)— 19 очков, Жан Бера (Франция) — 14 очков. Стирлинг Мосс (Англия) и Хуан Фанхио (Аргентина) — по 13 очков, Эугенио Кастелоти (Италия) — 9,5 очков. Пат Флагерти (США) — 8 очков. На первой странице На учениях. обложки: Фото В. Гжельского На последней странице обложки: Спасибо за цветы. Фото Галины СанькоПРОЕКТЫ В. П. ГУРЬЕВА120 лет тому назад, в 1836 году, в Петербурге вышла в свет книга «Об улучшении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компании». Автором ее был известный русский ученый-изобретатель В. П. Гурьев. Под его руководством в 1820 году в Петербурге впервые была уложена торцовая дорога, покрытая деревянными шашками. Названная книга представляет собой по существу подробный, тщательно разработанный проект устройства таких дорог. Ученый предлагал за 30 лет проложить в Европейской части России сеть дорог, общей протяженностью в9 тысяч километров, приспособленных к передвижению автомобилей — «сухопутных пароходов» по терминологии того времени. , В. П. Гурьев выдвинул также идею об автомобильных поездах, в том числе ио поездах с санными прицепами для зимних перевозок грузов и пассажиров. Для того чтобы найти средства к осуществлению своего грандиозного плана, Гурьев считал необходимым создать акционерное общество («компанию»). Однако в условиях отсталой самодержавной России проект В. П. Гурьева не получил должной оценки. Сейчас, когда в нашей стране воплощаются самые смелые мечты ученых. мы с уважением и благодарностью вспоминаем замечательного русского изобретателя, внесшего свой скромный вклад в дело развития отечественного автомобильного транспорта. А . ВейсманБОЛЬШОЙ ПРИЗ БЕЛЬГИИМного неожиданностей принес четвертый этап розыгрыша мирового первенства 1956 года — гонки на Большой приз Бельгии. Чемпион мира Фанхио, неудачно взявший старт, сумел уже с пятого круга нагнать лидировавшего на «Мазерати» Стирлинга Мосса и вскоре повести гонку. На десятом круге у «Мазерати» разрывается шина, но Мосс остался невредим и сразу после аварии поспешил к боксам, чтобы... пересесть на другую машину «Мазерати», которую до тех пор вел Пердиза. Переместившись в связи с этим на седьмое место, Мосс стал проходить круг за кругом с рекордными скоростями (наилучший круг 199,57 км/час), пока вновь не выдвинулся на третье место, обогнав Кастелоти (на «Феррари»), Тринтиньяна (на «Ванволе») и Скота (на «Коннайте»). Тут лидера гонки Фанхио постигла втораяРедакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), А. А. ВИНОГРАДОВ, А. В. ДЕРЮГИН, Ю. А. ДОЛМАТОВСКИЙ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), В. Д. МАИБОРОДА, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СОКОЛОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВКорректор Н. И. Хайло Адрес редакции: Художественный редактор А. И. Добрицын. Москва, И-92, Сретенка, 26/1, тел. К5-52-24. Рукописи не возвращаются.Сдано в произв. 10.VIIT.56. Бум. 60X92/8 1,75 бум. л. — 3,5 усл. печ. л. 7,5 уч.-изд. л.-(-1 вкладка. Подп. к печ. 13ЛХ.56. Г-23490. Тир. 35 200 экз. Цена номера с приложением 3 руб. Зак. 1040.1-я типография имени С. К- Тимошенко Управления Военного Издательства Министерства Обороны Союза ССР Обложка и вкладка отпечатаны в 3-й типографии «Красный Пролетарий:» Главполиграфпрома.