12 секунд
Тест Mazda MX-5.Нынешняя цветовая гамма MX-5 состоит из семи оттенков. Но из всех возможных вариантов самыми востребованными наверняка будут два – классический красный и синий с чудной рыжей отделкой салона. Комплектацию выбрать проще – их только две.
Полная версия «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный. – Дядя, – весело кричал он, – дай десять копеек! Молодой человек вынул из кармана нагретое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал: – Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат? Молодой человек солгал: у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы эту квартиру отпереть». В отличие от героя романа у нас в руках целый ворох ключей. Вот только какую из машин выбрать? «– Ваш «Титаник» ни к черту не годится, только собак красить... Вот в старое время была красочка!..» Нынешняя цветовая гамма MX-5 состоит из семи оттенков. Но из всех возможных вариантов самыми востребованными наверняка будут два – классический красный и синий с чудной рыжей отделкой салона. Комплектацию выбрать проще – их только две.Глава I«– А в этом доме что было до исторического материализма? – Когда было? – Да тогда, при старом режиме». Mazda MX-5 – автомобиль заслуженный. Многие годы он входит в Книгу рекордов Гиннесса как самый популярный двухместный родстер – за без малого 20 лет реализовано более 770 тысяч экземпляров! И сходить с пути конструкторы не собираются. Машина третьего поколения осталась – по всем законам жанра – двухместной и заднеприводной, став лишь чуточку технологичнее. Силовой агрегат, расположенный за передней осью, сместили к центру машины еще на 135 мм, добившись идеальной развесовки по осям (50:50). Двигатели модернизировали: мотор объемом 1,8 л теперь развивает 126 л.с., а 2-литровый – 160 л.с. Подвески конструктивно не изменились: спереди – двойные поперечные рычаги, сзади – многорычажная. Но и колея, и колесная база (плюс 65 мм) прибавили в размерах. При этом даже с учетом разросшихся габаритов (новый MX-5 на 20 мм длиннее и на 40 мм шире предшественника) и увеличенной на 47% жесткости кузова масса родстера возросла всего на 10 кг – благодаря широкому использованию алюминия. «По рядам любителей прошелестело: – Гроссмейстер сыграл e2-e4.Остап не баловал своих противников разнообразием дебютов». Только вот в дополнение к обычной открытой конструкции со складываемым вручную брезентовым верхом ныне, в угоду моде на купе-кабриолеты, появилась версия с жесткой складывающейся крышей, которая всего на 37 кг тяжелее. Более того, к нам будет поставляться исключительно такой вариант. «– А что, отец, – спросил молодой человек, затянувшись, – невесты у вас в городе есть?» Глава II«– Барин! – страстно замычал Тихон. – Из Парижа!»Где бы мы ни пристали, наша кавалькада неизменно собирала толпы. Удивительное дело, цена в $35 тысяч не кажется окружающим высокой! Или они все тоже (как и мы в такие моменты) работают на публику? Кругом дети, красавицы всех возрастов, молодые пижоны… Определить половую принадлежность Mazda MX-5 очень сложно. Представьте, как замечательно будет выглядеть за рулем девушка! Да и сама машина смотрится мило, даже женственно. Но...«– Мальчик, – сказал Остап, – разве плох? Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!» С другой стороны, это все же железка с тугим рулем, жесткой подвеской и рычащим мотором, предназначенная для наслаждения ездой. Железка, в которой нет ничего лишнего. «Матрац ненасытен. Он требует жертвоприношений. Ему нужна этажерка. Ему нужен стол на глупых тумбах. Лязгая пружинами, он требует занавесей, портьер и кухонной посуды».Концепция Mazda MX-5 лишнего просто не предусматривает – ни залежей кожи, ни десятка электроприводов, очечников и подстаканников. И нет никаких этажерок по части техники вроде пневмоподвески, электронного ручника или многожильного «климата». Да и разместить их было бы негде. В салоне MX-5 тесно. С закрытой крышей и подавно – высоким придется сидеть согнувшись в двух плоскостях, а мой уважаемый коллега массой 130 кг чувствовал себя словно встроенным в автомобиль. И ничуть из-за этого не расстраивался. Такая уж концепция. Простые на вид и жестковатые на ощупь кресла принимают фигуру почти любой комплекции, предлагая низкую и глубокую посадку. Деться из них решительно некуда – левый локоть подпирает обивка двери, справа высоченный центральный тоннель. Устроиться поначалу непросто, но… через полчаса езды к машине привыкаешь абсолютно, сливаясь с ней воедино организм. Но прежде надо бы найти кнопку открывания лючка бензобака, а ее нет. Нигде. «Через пять минут стул был обглодан. Гнутые ножки лежали в яме. Брильянтов не было». Тяга замка крышки бензобака обнаружилась аккурат в боксе за сиденьями. Помимо обычного бардачка иных емкостей в салоне нет – имевшиеся на родстере вещевые отсеки за сиденьями пали жертвой механизма складной крыши. «Два дня ушло на расклепку ворот. Они были разобраны на составные части. Чугунные завитушки лежали в детской колясочке; железные штанги и копья были сложены под верстак». Операции с крышей – непременное шоу для окружающих. Первым делом нужно вручную отстегнуть единственный замок на поперечине ветрового стекла, а потом нажать и удерживать клавишу электропривода на консоли. За рекордные 12 секунд крышка отсека успевает успевает подняться и принят сломанный пополам и сложенный в бутерброд «угол» крыши, собрав рекордное же количество зевак и фотографов с мобильными телефонами. Гонять механизм стоит хотя бы ради этого! Штука в том, что механизм не работает на ходу. Вообще. И если в вялотекущей пробке рядом с вами окажется старый чадящий КамАЗ с питающим классовую ненависть к владельцам кабриолетов работягой… «– Харю разворочу! – неистовствовал дворник. – Образованный!– Хам! – закричал Виктор Михайлович вслед шествию. – Хам! Я тебе покажу!» 12 секунд – и под одобрительные гудки окружающих пространство внутри вновь становится индивидуальным.Глава III«Скоро только кошки родятся, – наставительно заметил Остап. – Я женюсь на ней».Привыкать к родстеру нужно постепенно, обживаясь в салоне, осваивая особенности посадки и габариты. Стоя на месте, подергать рычаг коробки передач, настроить зеркала, послушать утробный рокот 2-литрового мотора, медленно покрутиться по городским улочкам, привыкая к габаритам. И лишь тогда выезжать в поисках ощущений.«– Где театр? – В Пятигорске.– Едем!»Дороги Ставрополья красивы. Серые ленты шоссе разрезают степи, огибая горы и стелясь по спускам и подъемам.«Внизу прочными недвижимыми огнями светился Пятигорск. Пониже Пятигорска плохонькие огоньки обозначали станицу Горячеводскую. На горизонте двумя параллельными пунктирными линиями высовывался из-за горы Кисловодск».Асфальт по большей части ровный, машин немного – жми не хочу. И ведь хочется жать! Реакции на педаль газа почти мгновенные, тормоза – адекватнее некуда. А уж как приятно лишний раз передернуть затвор короткоходного рычага коробки передач! Характер у 2-литрового двигателя очень ровный, и его возможностей хватает на любой скорости. Дело ведь не в секундах, а в ощущениях.Даже с отключенной системой стабилизации нащупать пределы очень непросто – MX-5 стойко терпит повороты любой крутизны, споро принимая все команды водителя и отдавая на руль подробнейший отчет о происходящем под колесами. Идеальная развесовка тут очень кстати. Да и широкие задние колеса на сухом асфальте в пробуксовку не сорвать.«– Ходу, Киса! – крикнул Остап».На скорости 120 км/ч на поперечных волнах дорог спортивная подвеска 2-литровой версии болтает и трясет, но ехать хочется все быстрее! Ощущения почти картинговые, с той лишь разницей, что в салоне с закрытой крышей сравнительно тихо. А если с открытой? Стоит лишь немного разогнаться, как солнце, шум и ветер разом охватывают окружающее пространство, подмешивая к стихии упорядоченный рокот мотора. Красота! Мешают лишь назойливые завихрения ветра у затылка, но их можно уменьшить, приподняв символический ветрозащитный экранчик. Представьте себе, на вменяемых скоростях этого хватает. Но на 140 км/ч не помогает и он. И ладно, коктейль ощущений при этом таков, что возникает чувство единения природы, техники и человека. Еще быстрее!«– Действовать смело. Никого не расспрашивать. Побольше цинизма. Людям это нравится…»Увы, инспекторы ГАИ с радаром были непреклонны – ни отсылы к согласованному с их высшим начальством пробегу, ни уверения в абсолютной безопасности, нипопытки презентации свежего номера газеты успехом не увенчались.«Остап испугался и хотел было притвориться невинным туристом, но милиционеры так робко столпились вокруг великого комбинатора, что пути к отступлению не было...»В конце переговоров страж порядка смилостивился и оформил протокол… за переход улицы «в неположенном месте». Вечером оказалось, что легким испугом отделались далеко не все «участники концессии», наперебой рассказывавшие о своих злоключениях и размерах штрафов.«– Василий, покажите публике «Правосудие». Пять рублей. Кто больше?»Глава IV«– Организм, ослабленный вечным потреблением мяса, не в силах сопротивляться инфекции». Организм, вкусивший родстер, частенько заболевает им навсегда. Ах, если б не эти вечные семейные заботы, требующие практичного автомобиля… Уехать от дилера на MX-5, скорее всего, получится почти сразу: квота на нынешний год давно определена, продажи идут уже месяц, и машин на складах дилеров много. И даже при всей простоте родстера цены от $34 900 кажутся разумными. Хотя я бы доплатил еще $5000 за 2-литровый мотор и жесткую подвеску Bilstein – чтобы не потерять и доли полученного ездового очарования.«– За двадцать я, положим, не продам. Положим, не продам я и за двести... А за двести пятьдесят продам».Эпилог«Статистика знает все... Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!»
Родстеру Mazda MX-5 еще только предстоит вписать свою долю в страницу нашей, автомобильной статистики. Планы ограничиваются квотами: до конца года в Россию привезут сотню машин, в следующем – в полтора раза больше. Проблем со сбытом не будет – найти сотню желающих купить автомобиль-игрушку и располагающих лишними $40 тысячами несложно. Иным же останется только мечтать
.«– Молчи, грусть, молчи…»Плодотворная идея«– Идея, товарищи, – это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму». Идея создания родстера у конструкторов фирмы Mazda родилась еще в 1979 году. Однако первые рисунки перспективного автомобиля не понравились руководству компании, и проект застрял на стадии разработки почти на десять лет. Первый полноценный прототип появился лишь в 1987 году, а серийный автомобиль представили публике два года спустя. Родстер, созданный по лассической схеме (переднемоторная компоновка, задний привод), сразу стал бестселлером не только на исторической родине, но и в Европе. Японцы старались не отставать от тенденций мировой автомобильной моды и постоянно модернизировали MX-5, а в 1998 году представили машину второго поколения. Ну а облик нынешнего, третьего родстера родился в 2003-м, когда на автосалоне в Токио дебютировал концепт Mazda Ibuki.