12 секунд
«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
В отличие от героя романа у нас в руках целый ворох ключей. Вот только какую из машин выбрать?
«– Ваш «Титаник» ни к черту не годится, только собак красить... Вот в старое время была красочка!..»
Нынешняя цветовая гамма MX-5 состоит из семи оттенков. Но из всех возможных вариантов самыми востребованными наверняка будут два – классический красный и синий с чудной рыжей отделкой салона. Комплектацию выбрать проще – их только две.
Глава I
«– А в этом доме что было до исторического материализма?
Mazda MX-5 – автомобиль заслуженный. Многие годы он входит в Книгу рекордов Гиннесса как самый популярный двухместный родстер – за без малого 20 лет реализовано более 770 тысяч экземпляров! И сходить с пути конструкторы не собираются. Машина третьего поколения осталась – по всем законам жанра – двухместной и заднеприводной, став лишь чуточку технологичнее. Силовой агрегат, расположенный за передней осью, сместили к центру машины еще на 135 мм, добившись идеальной развесовки по осям (50:50). Двигатели модернизировали: мотор объемом 1,8 л теперь развивает 126 л.с., а 2-литровый – 160 л.с. Подвески конструктивно не изменились: спереди – двойные поперечные рычаги, сзади – многорычажная. Но и колея, и колесная база (плюс 65 мм) прибавили в размерах. При этом даже с учетом разросшихся габаритов (новый MX-5 на 20 мм длиннее и на 40 мм шире предшественника) и увеличенной на 47% жесткости кузова масса родстера возросла всего на 10 кг – благодаря широкому использованию алюминия.
Только вот в дополнение к обычной открытой конструкции со складываемым вручную брезентовым верхом ныне, в угоду моде на купе-кабриолеты, появилась версия с жесткой складывающейся крышей, которая всего на 37 кг тяжелее. Более того, к нам будет поставляться исключительно такой вариант.
Глава II
«– Барин! – страстно замычал Тихон. – Из Парижа!»
Где бы мы ни пристали, наша кавалькада неизменно собирала толпы. Удивительное дело, цена в $35 тысяч не кажется окружающим высокой! Или они все тоже (как и мы в такие моменты) работают на публику?
Кругом дети, красавицы всех возрастов, молодые пижоны… Определить половую принадлежность Mazda MX-5 очень сложно. Представьте, как замечательно будет выглядеть за рулем девушка! Да и сама машина смотрится мило, даже женственно. Но...
С другой стороны, это все же железка с тугим рулем, жесткой подвеской и рычащим мотором, предназначенная для наслаждения ездой. Железка, в которой нет ничего лишнего.
Концепция Mazda MX-5 лишнего просто не предусматривает – ни залежей кожи, ни десятка электроприводов, очечников и подстаканников. И нет никаких этажерок по части техники вроде пневмоподвески, электронного ручника или многожильного «климата». Да и разместить их было бы негде.
В салоне MX-5 тесно. С закрытой крышей и подавно – высоким придется сидеть согнувшись в двух плоскостях, а мой уважаемый коллега массой 130 кг чувствовал себя словно встроенным в автомобиль. И ничуть из-за этого не расстраивался. Такая уж концепция.
Простые на вид и жестковатые на ощупь кресла принимают фигуру почти любой комплекции, предлагая низкую и глубокую посадку. Деться из них решительно некуда – левый локоть подпирает обивка двери, справа высоченный центральный тоннель. Устроиться поначалу непросто, но… через полчаса езды к машине привыкаешь абсолютно, сливаясь с ней воедино организм. Но прежде надо бы найти кнопку открывания лючка бензобака, а ее нет. Нигде.
Тяга замка крышки бензобака обнаружилась аккурат в боксе за сиденьями. Помимо обычного бардачка иных емкостей в салоне нет – имевшиеся на родстере вещевые отсеки за сиденьями пали жертвой механизма складной крыши.
Операции с крышей – непременное шоу для окружающих. Первым делом нужно вручную отстегнуть единственный замок на поперечине ветрового стекла, а потом нажать и удерживать клавишу электропривода на консоли. За рекордные 12 секунд крышка отсека успевает успевает подняться и принят сломанный пополам и сложенный в бутерброд «угол» крыши, собрав рекордное же количество зевак и фотографов с мобильными телефонами. Гонять механизм стоит хотя бы ради этого! Штука в том, что механизм не работает на ходу. Вообще. И если в вялотекущей пробке рядом с вами окажется старый чадящий КамАЗ с питающим классовую ненависть к владельцам кабриолетов работягой…
12 секунд – и под одобрительные гудки окружающих пространство внутри вновь становится индивидуальным.
Глава III
«Скоро только кошки родятся, – наставительно заметил Остап. – Я женюсь на ней».
Привыкать к родстеру нужно постепенно, обживаясь в салоне, осваивая особенности посадки и габариты. Стоя на месте, подергать рычаг коробки передач, настроить зеркала, послушать утробный рокот 2-литрового мотора, медленно покрутиться по городским улочкам, привыкая к габаритам. И лишь тогда выезжать в поисках ощущений.
«– Где театр?
Дороги Ставрополья красивы. Серые ленты шоссе разрезают степи, огибая горы и стелясь по спускам и подъемам.
«Внизу прочными недвижимыми огнями светился Пятигорск. Пониже Пятигорска плохонькие огоньки обозначали станицу Горячеводскую. На горизонте двумя параллельными пунктирными линиями высовывался из-за горы Кисловодск».
Асфальт по большей части ровный, машин немного – жми не хочу. И ведь хочется жать! Реакции на педаль газа почти мгновенные, тормоза – адекватнее некуда. А уж как приятно лишний раз передернуть затвор короткоходного рычага коробки передач! Характер у 2-литрового двигателя очень ровный, и его возможностей хватает на любой скорости. Дело ведь не в секундах, а в ощущениях.
Даже с отключенной системой стабилизации нащупать пределы очень непросто – MX-5 стойко терпит повороты любой крутизны, споро принимая все команды водителя и отдавая на руль подробнейший отчет о происходящем под колесами. Идеальная развесовка тут очень кстати. Да и широкие задние колеса на сухом асфальте в пробуксовку не сорвать.
«– Ходу, Киса! – крикнул Остап».
На скорости 120 км/ч на поперечных волнах дорог спортивная подвеска 2-литровой версии болтает и трясет, но ехать хочется все быстрее! Ощущения почти картинговые, с той лишь разницей, что в салоне с закрытой крышей сравнительно тихо. А если с открытой? Стоит лишь немного разогнаться, как солнце, шум и ветер разом охватывают окружающее пространство, подмешивая к стихии упорядоченный рокот мотора. Красота!
Мешают лишь назойливые завихрения ветра у затылка, но их можно уменьшить, приподняв символический ветрозащитный экранчик. Представьте себе, на вменяемых скоростях этого хватает. Но на 140 км/ч не помогает и он. И ладно, коктейль ощущений при этом таков, что возникает чувство единения природы, техники и человека. Еще быстрее!
«– Действовать смело. Никого не расспрашивать. Побольше цинизма. Людям это нравится…»
Увы, инспекторы ГАИ с радаром были непреклонны – ни отсылы к согласованному с их высшим начальством пробегу, ни уверения в абсолютной безопасности, ни
попытки презентации свежего номера газеты успехом не увенчались.
«Остап испугался и хотел было притвориться невинным туристом, но милиционеры так робко столпились вокруг великого комбинатора, что пути к отступлению не было...»
В конце переговоров страж порядка смилостивился и оформил протокол… за переход улицы «в неположенном месте». Вечером оказалось, что легким испугом отделались далеко не все «участники концессии», наперебой рассказывавшие о своих злоключениях и размерах штрафов.
«– Василий, покажите публике «Правосудие». Пять рублей. Кто больше?»
Глава IV
«– Организм, ослабленный вечным потреблением мяса, не в силах сопротивляться инфекции».
Организм, вкусивший родстер, частенько заболевает им навсегда. Ах, если б не эти вечные семейные заботы, требующие практичного автомобиля…
Уехать от дилера на MX-5, скорее всего, получится почти сразу: квота на нынешний год давно определена, продажи идут уже месяц, и машин на складах дилеров много. И даже при всей простоте родстера цены от $34 900 кажутся разумными. Хотя я бы доплатил еще $5000 за 2-литровый мотор и жесткую подвеску Bilstein – чтобы не потерять и доли полученного ездового очарования.
«– За двадцать я, положим, не продам. Положим, не продам я и за двести... А за двести пятьдесят продам».
Эпилог
«Статистика знает все... Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!»
Родстеру Mazda MX-5 еще только предстоит вписать свою долю в страницу нашей, автомобильной статистики. Планы ограничиваются квотами: до конца года в Россию привезут сотню машин, в следующем – в полтора раза больше. Проблем со сбытом не будет – найти сотню желающих купить автомобиль-игрушку и располагающих лишними $40 тысячами несложно. Иным же останется только мечтать
.
«– Молчи, грусть, молчи…»
Плодотворная идея
«– Идея, товарищи, – это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму».
Идея создания родстера у конструкторов фирмы Mazda родилась еще в 1979 году. Однако первые рисунки перспективного автомобиля не понравились руководству компании, и проект застрял на стадии разработки почти на десять лет. Первый полноценный прототип появился лишь в 1987 году, а серийный автомобиль представили публике два года спустя. Родстер, созданный по лассической схеме (переднемоторная компоновка, задний привод), сразу стал бестселлером не только на исторической родине, но и в Европе. Японцы старались не отставать от тенденций мировой автомобильной моды и постоянно модернизировали MX-5, а в 1998 году представили машину второго поколения. Ну а облик нынешнего, третьего родстера родился в 2003-м, когда на автосалоне в Токио дебютировал концепт Mazda Ibuki.