Испанская партия
Altea похвастаться автопарковщиком пока не может, поскольку концерн Volkswagen сознательно не дает его смежникам-сателлитам и даже на своих прочих моделях предложит только в 2008 году. Зато у «испанца» удобнее тормоза – в городе-то осаживать машину приходится тысячи раз на дню. Touran, наоборот, неприятно удивил весьма нетипичной для фирмы характеристикой привода – давишь почти без усилия, словно кран какой-то открывая. И дальше уже просто придерживаешь педаль, а кто-то очень могучий гонит жидкость в суппорты. От «американки» таких неинформативных тормозов еще можно было ожидать, но Volkswagen...
С обзорностью у обоих компактвэнов одинаково неважно: стойки кузова отнесены слишком близко к задающим радиус поворота передним колесам и маячат перед глазами при маневрировании – приходится вытягивать шею, чтобы не въехать в оказавшееся в слепой зоне препятствие. По совокупности же плюсов и минусов обе машины в городских условиях сыграли вничью. Посмотрим, что будет... ...За городом Если не считать базового 1.6 FSI, гаммы двигателей у наших испытуемых принципиально разные. Volkswagen предлагает еще два бензиновых мотора и два дизеля: 1,9-литровый 105-сильный и 2-литровый мощностью 140 л.с. Казалось, еще недавно бензиновый 150-сильный 2.0 FSI был прорывом в двигателестроении, и вот едва ли не устарел. Volkswagen уже не ставит его на Touran. Поскольку по всем параметрам лучше оказался скромный… 1,4-литровый моторчик семейства TSI. Даже в более доступном 140-сильном исполнении (есть еще 170-сильный вариант) этот новейший агрегат с двойной системой наддува – помимо турбокомпрессора трудится и механический нагнетатель Roots – выдает крутящий момент выше, чем 2-литровый атмосферник. Причем на вдвое более низких оборотах. Неудивительно, что Touran разгоняется до сотни на 0,4 секунды быстрее, чем Altea XL, хотя весит на центнер больше, да и в пике мощности уступает 10 л.с. И при этом почти на 20% экономичнее. Последнее немаловажно как раз в семейных путешествиях, для которых и предназначены оба автомобиля – нетрудно понять немцев, спихнувших 2.0 FSI за ненадобностью на SEAT… А заодно и гидромеханический «автомат» – на обновленный Touran помимо «ручной» 6-ступенчатой КП ставят только роботизированную. Ту самую двухканальную фольксвагеновскую DSG – единственный в мире доведенный до ума «робот». И если он чем-то уступит «автомату» Altea, так только в «ползучем» режиме – все же сухое сцепление требует более нежного обращения с педалью газа, нежели два колеса с лопатками в масле. В большинстве же случаев, а уж на шоссе тем более, DSG предпочтительней – и динамика, и экономичность в одном флаконе. Комфорт переключений на уровне лучших «автоматов». И еще один штрих – в сочетании с 1,4-литровым двигателем спортивный режим оказался более востребованным, чем обычный, – с этим приятным эффектом я столкнулся впервые. Никакой дерготни при сбрасывании газа, вынуждающей выключать S, нет и в помине, ведь тяжелый компактвэн легко проворачивает малокубатурный движок даже на второй передаче. А раскрученный, он всегда готов к взрыву ускорения.SEAT на наш рынок дизелей пока не дает, и по сути основной мотор – 2.0 FSI, поскольку спортивная модификация с 1.8 TSI идет только с механической КП и мощнее всего на 10 л.с. В общем, не густо. А отыгрывается «испанец» на разбитом асфальте – его подвеска работает мягче и тише, чем у «немца». Конечно, по плавности хода Altea далеко не Logan, но Touran еще жестче. Однако на грунтовке более мягкая подвеска «испанцу» не в помощь, поскольку передний свес у него на 9 см длиннее при том же расстоянии от бампера до земли, – все равно приходится ползти «шепотом». И вообще, как тот, так и другой на движение вне дорог не рассчитаны, и победителя в этой номинации быть не может. А в целом за городом посильнее будет Volkswagen.
Управляемость Ценителю вынесенного в подзаголовок свойства автомобиля вообще не следует покупать вместительный семейный компактвэн с высокой посадкой пассажиров – зачем, если низенькая машина при прочих равных будет лучше? А использующие Altea и Touran действительно по их прямому назначению практически никакой разницы в управляемости автомобилей не почувствуют. Конструкция шасси почти идентична: McPherson спереди, многорычажка сзади, дисковые тормоза «по кругу» и электромотор в рулевой рейке. Да, Touran кренится на вираже поменьше, но и Altea без проблем пропишет кривую на такой скорости, что соседи по дороге лишь покрутят пальцем у виска – что за идиот там за рулем? Короче, по поводу управляемости обеих машин можно сказать так же, как говорили продавцы лимузинов Rolls-Royce – тех еще, чисто английских – про мощность двигателя. Мол, она ДОСТАТОЧНА. Практичность и удобство Победитель в этой категории был известен уже при сравнении размеров машин – Touran выше и шире. Altea, правда, подлиннее, но вся разница ушла в элегантный передок, а по базе «немец» превосходит «испанца» почти на 100 мм. То есть простор салона, ширина дверных проемов – здесь SEAT уступил просто геометрически. А еще и функционально, ведь Touran по духу более специален, как «турист-дальнобойщик», Altea же, напротив, скорее «раздутый» хэтчбек общего назначения. А если в подробностях, то, выбрав Touran, вы будете иметь на 6 см больше пространства над головами сидящих спереди, а тем, кто сзади, повольготнее в ширину на 3 см. Гораздо более впечатляет разница в размерах багажника: у «немца» там аж на 18 см больше высота потолка, поскольку вместо запаски ремкомплект. Привычная в таких случаях критика не выдерживает никакой критики – что мешает перестраховщику купить полноразмерное колесо и возить его в багажнике, накрыв куском клеенки? Причем не всегда занимая полезный объем, а лишь при поездках в глухомань. А загружать Touran одно удовольствие. Порожек багажника низкий – всего 60 см от земли (у Altea – 66 см), ширина проема в нижней части почти метр, что на 8–10 см больше, чем у «испанца». Что касается погрузочной длины, то на обеих машинах она примерно одинакова, и в обоих случаях ее можно увеличить на 15 см, сдвинув задние сиденья до упора вперед. При этом я, с ростом 178 см, смог сесть «сам за собой» и в Altea, и в Touran, пусть и упираясь коленями в спинку переднего кресла, но без серьезных неудобств. Эргономика и комфорт Претензии к месту водителя минимальны и одинаковы к обоим автомобилям – фольксвагеновское раздражающе красное свечение приборов мы называли изюминкой лет пятнадцать назад, а с начала XXI века уже не прощаем. По обилию туристических наворотов вроде ящичков и карманов Touran, понятно, обошел Altea, и, кроме того, у него сзади три раздельных сиденья, которые можно полностью сложить, превратить в столики или даже легко вынуть из машины, освободив пространство. SEAT ничего подобного не предлагает – обычное сиденье, разрезанное в пропорции 2:3 с независимой регулировкой частей. А отсутствие у «немца» откидных столиков на спинках передних кресел – просто особенности комплектации: у «испанца» столики есть в «базе», а Volkswagen дает их только на версии Highline. Таким образом, по удобству салона выигрывает Touran. Выводы Они оба плоть от плоти. Но немного разные. И все различия в пользу немецкого компактвэна – математически Touran одержал уверенную победу. В эволюционном развитии он идет на шаг впереди своего испанского «кузена» – основная ставка на дизельные двигатели, бензиновые допустимы лишь небольшого объема, и никаких месящих масло «автоматов»… SEAT ближе рынкам малоцивилизованных стран, включая Россию: 2-литровый пожиратель бензина с буксующим без толку гидротрансформатором – не самый последний писк моды. Зато Altea XL просто красив, тогда как на «немца'BB многие даже не посмотрят – что толку от передовой начинки? С другой стороны, у «испанца» есть и столь же специфический для российского рынка недостаток – низкая ликвидность, а соответственно и цена, при продаже подержанного. Ведь это только у первого владельца тяга на экзотику, а второй (и тем более четвертый) чаще всего небогатый провинциал. Как известно, практически любой проданный в России автомобиль кончает свой жизненный путь отнюдь не на утилизационном заводе, а в огороде того самого жителя Больших Вил. Вот и попробуй впарить ему SEAT, если об этой марке у них на селе пока знает лишь один начитанный восьмиклассник…