Туманная перспектива
ТУМАННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Полная версияРЫНОК И СЕРВИС ЭКСПЕРТИЗА: ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ ТУМАННАЯ ПЕРСПЕКТИВА АЛЕКСАНДР БУДКИН Что ни говори, а к автомобильной светотехнике у нас отношение странное. Все понимают, какую огромную роль она играет в безопасности движения, и тем не менее большинство наплевательски относится к ее выбору. Спросите любого автомобилиста, сколько стоит лампочка для фары – он непременно назовет цену дешевого барахла, которое даже на велосипед нельзя устанавливать. А продавцы в наших автомагазинах? Эти милые люди выдают за достоинство способность безродных фар одновременно исполнять функции противотуманок и дальнего света! Представьте себе маникюрные ножницы, умеющие одновременно перекусывать гвозди… Не представляете? Вот и мы, покупая девять образцов противотуманных фар, не предполагали, что среди них будет столько универсалов и результаты их испытаний окажутся столь удручающими. МНОГОСТАНОЧНИКИ Изделия, купленные нами как «фары дополнительные», повергли специалистов в шок. Вместо традиционно скупых на эмоции строк официального протокола «…требованиям не соответствует…» в отчете мы прочитали: «…Никакого отношения к противотуманной фаре данный прибор не имеет...» или еще лучше: «…напоминает светораспределение карманного фонарика…»! В общем, сказать, что эксперты были крайне возмущены – не сказать ничего. Противотуманная фара призвана освещать дорогу очень широким, но небольшим по высоте пучком. Чтобы не слепить водителя, этому световому прибору строго ограничивают максимальную освещенность: чуть меньше – не страшно, чуть больше – караул. Совсем другое дело – фара дальнего света. От нее не требуют конкретного светораспределения, но жестко регламентируют минимальный световой поток. Больше – можно, меньше – нет. А теперь попробуйте понять специалистов. К ним в руки попадают изделия, призванные удовлетворять абсолютно взаимоисключающим требованиям – светить слабо и сильно одновременно. Само собой, на всех (или почти на всех) чудо-фарах стоят знаки омологации, а продавцы, отпускающие бяку, имеют какие-то сертификаты. Провести измерения параметров таких фар невозможно из-за отсутствия светораспределения, а точнее – хоть какой-нибудь границы на нем. Ведь именно по границе светового пучка устанавливают фару на стенде. Так что в отношении шестерых аутсайдеров нашего теста нам пришлось довольствоваться лишь текстовыми комментариями. Только не подумайте, что мы специально искали дрянь, чтобы кого-то удивить, – просто такое сейчас купить куда легче, чем высококачественную фару. А теперь, собственно, о последних… БЕЛЫЕ ВОРОНЫ Три из девяти приобретенных нами в магазинах фар оказались действительно противотуманными: две отечественные – для «Волги» и вазовской «десятки», а также именитая «Хелла». В отличие от шестерых уродцев двойного назначения, эти при установке на испытательный стенд показали четкую светотеневую границу, так что мы располагаем и количественной оценкой их работы. В цифрах наши три богатыря показали неплохие результаты. Все уложились в требования стандарта, причем «Хелла» дала понять, что способна освещать дорогу чуть лучше российских коллег. Она выдала предельно допустимые люксы в зоне, где требуется светить в меру хорошо (см. рисунки) и не превысила допустимого ослепления. Отечественная продукция тоже преуспела, хотя специалисты отметили, что это не лучшие изделия наших заводов. А вот каких именно – можно говорить лишь с долей вероятности. По давно сложившейся дурной традиции «наши» изделия не упаковывают, поэтому ориентироваться приходится лишь на маркировку, известную специалистам. Выбито на корпусе «20.3743» – должна быть фарой для «десятки», произведенной ОАО «Автосвет». А коль стоит соответствующая эмблема на рассеивателе – это «Освар» для «Волги». Вот только на нашей фаре для ГАЗов маркировки на стекле не оказалось. Что это – подделка или заводское изделие, попавшее в продажу окольными путями? Смешно думать, что неупакованные фары, а уж тем более немаркированные, магазин продавать не должен. Но на фоне шести безделушек двойного назначения отечественные противотуманки, пусть и немаркированные, воспринимаешь как подарок судьбы. Можно, конечно, пойти на принцип и объявить единственным победителем «Хеллу». Вот, дескать, у кого и свет правильный, и с маркировкой все в порядке. Мало того, в фирменный комплект входит столько проводочков, винтиков, клеммочек, что, раскрывая упаковку, радуешься как ребенок, которому подарили дорогой конструктор. Но взгляд на ценник – как ушат ключевой воды. Фирменный комплект дороже пары отечественных фар примерно в пять раз. И все же, независимо от ваших финансовых возможностей, настоятельно советуем: не покупайте ту дрянь, что предложат вам бестолковые продавцы в качестве «фар дополнительных двойного назначения». Они плохо освещают дорогу, но хорошо слепят в тумане самого водителя. Ездить с ними не менее опасно, чем на подфарниках. Истинное назначение этого барахла – быть выброшенным в ближайший мусорный бак! ДЕРЖИМ СЛОВО В экспертизе воздушных фильтров, опубликованной в ЗР, 2004, № 6, мы обещали предъявлять изделиям свои собственные, «зарулевские» требования. Делаем это в очередной раз и здесь – кроме пунктов европейских Правил, принятых в качестве официального стандарта, в том числе в России, указываем те характеристики, которые хотел бы видеть журнал «За рулем». По каким признакам мы устанавливаем планку требований? Как правило, опираемся на мнение специалистов и учитываем реальные возможности производителей. Знаем, что не только именитые фирмы, но и наши заводы могут делать лучше, и требуем этого. А уж сколько фар, произвольно купленных в магазинах Москвы, справится с трудным заданием – одна или все – вопрос не к нам. Надеемся, когда-нибудь их будет много. Наименование – Hella Comet 300 Заявленный производитель – Hella KG Hueck & Co Ориентировочная цена – 2450 руб. (за комплект) Качественные фары с резкой светотеневой границей. Стараются далеко освещать дорогу. Наименование – Фара 20.3743 Заявленный производитель – неизвестен. Предположительно ОАО «Автосвет» Ориентировочная цена – 320 руб. (за одну фару) Хорошо освещают дорогу вблизи автомобиля. Щадят глаза встречных водителей. Наименование – Фара ФГ-152М Заявленный производитель – неизвестен. Предположительно ОАО «Освар» Ориентировочная цена – 270 руб. (за одну фару) Очень хорошо освещают дорогу вблизи автомобиля. На рассеивателе отсутствует маркировка. Наименование – Sirius NS-157 Заявленный производитель – неизвестен. Сделано на Тайване Ориентировочная цена – 620 руб. (за пару) Ближе к противотуманным фарам, чем остальные аутсайдеры. Но светотеневой границы нет. Наименование – Галогеновый осветительный прибор Заявленный производитель – неизвестен Ориентировочная цена – 325 руб. (за пару) Что-нибудь осветить этим «прибором» можно. Но это совсем не противотуманная фара. Наименование – Sirius Multi Surface Reflector Заявленный производитель – неизвестен Ориентировочная цена – 680 руб. (за пару) Судя по рассеивателю, изготовитель пытался сделать противотуманную фару. Не получилось. Наименование – Yong Xing SE-666 Заявленный производитель – неизвестен. Сделано на Тайване Ориентировочная цена – 260 руб. (за пару) Полное отсутствие светораспределения и недопустимый для противотуманной фары синий цвет. Наименование – Hyper Fog FL-68 Заявленный производитель – неизвестен. Товарный знак AL KHATEEB, ОАЭ Ориентировочная цена – 270 руб. (за пару) Лампа одной из двух фар сразу перегорела. Светораспределение – как у карманного фонарика. Наименование – Satuga FL-586NB Заявленный производитель – Сделано на Тайване. Товарный знак AL KHATEEB, ОАЭ Ориентировочная цена – 480 руб. (за пару) Мало того, что фары не имеют светотеневой границы, в них установлены лампы мощностью 100 Вт.