Нет никакой технической и спортивной необходимости столь часто менять регламент – свод правил, по которым проходят гонки. Перемены регламента, однако, прекрасный инструмент для поддержания зрительского интереса, а рост аудитории – лучшая приманка для спонсоров. Правила формулы 1 меняют легко и непринужденно, как перчатки. В середине 1990-х, когда в чемпионате мира осталось всего 12 команд (пугающе мало по меркам того времени!), владелец коммерческих прав на формулу 1 Берни Экклстоун провозгласил ее «закрытым клубом для дюжины избранных». Тогда этот девиз привлек нескольких автопроизводителей, создавших свои команды.
Прошло время, и команд осталось десять. А в конце сезона-2009 об уходе объявили еще и БМВ с «Тойотой» – катастрофа! Надо что-то менять! Что? Разумеется, регламент.
Несмотря на протесты богатых команд, утвердили два финансовых принципа участия в чемпионате. Первый: неограниченный бюджет и жесткие ограничения для творчества конструкторов. Второй: фиксированный бюджет (40 млн. фунтов в год) и бонус в виде существенных технических послаблений. Как эта схема будет работать, никто не знает – спорных моментов множество. В частности, «сорокамиллионным» командам разрешено неограниченное количество тестов. Казалось бы, при таком малом бюджете говорить о чем-то «неограниченном» вообще смешно. Но кое-какие результаты уже есть: ожидается дебют четырех новых команд: «Лотос», «Кампос», «Вирджин» и USF1. Их привлекла сравнительная дешевизна участия.
Еще один проверенный способ повысить интригу – хорошенько перетасовать сильных пилотов. В этом межсезонье координаторы формулы 1 превзошли все ожидания. В «Мак-Ларене» опять гремучая смесь – чемпионы мира двух последних лет в одном флаконе. Старожилу «Феррари» Фелипе Массе придется заново доказывать, что он не вечно второй пилот – теперь уже в компании Фернандо Алонсо. А лидером по числу сенсаций на единицу времени зимой стала команда «Браун GP». Для начала концерн «Даймлер» купил 75% ее акций и переименовал в «Мерседес GP». А под Новый год заключил годичный контакт с Михаэлем Шумахером. Остается лишь гадать, какие результаты покажет 40-летний ветеран на чемпионской машине и какого цвета Бароном станет к концу сезона.
Наконец, орудие главного калибра, которое пока стесняются применять ежегодно, – новая система начисления очков! Ту, что действовала с 1950 года, впервые изменили в 2003-м, снизив турнирную ценность первого места, дабы избегать досрочного определения чемпиона в эпоху постоянных побед Шумахера (и ощутимого падения зрительского интереса). Спустя четыре года Экклстоун говорил, что этот ход не оправдал себя. И вот, пожалуйста, учитесь считать заново! Вариант, предложенный командами (12-9-7-5-4-3-2-1), не прошел. Принят вариант ФИА, то есть Экклстоуна: 25-20-15-10-8-6-5-3-2-1. Официальное разъяснение: «Надо больше поощрять победителей и призеров Гран-при». Если пересчитать прошлый сезон по этой системе, выйдет, что Баттон стал бы чемпионом не за этап до финиша, а за два. Но сейчас это никого не волнует – чемпионат мира в кризисе, надо его спасать!
А кризис, к слову, заключен именно в зрелищной, спортивной части формулы 1. Финансовому ее положению многие позавидуют. Доход этого коммерческого предприятия в 2009 году, конечно, чуть снизился по сравнению с 2008-м – на 200 млн. долларов. Но в сумме все равно получилось неплохо – 4,6 млрд.! Похоже, старина Берни прекрасно знает свою работу.
«Рено» уходит и остается
Следом за «Тойотой» и БМВ из Формулы-1 чуть не ушла и «Рено». Впрочем, вернее будет сказать, что практически ушла – в чемпионате мира останется только имя. Таковы условия продажи команды: совет директоров французской фирмы в декабре решил продать фабрику в Энстоуне с условием, что новый хозяин сохранит название команды, а «Рено» – 25% акций предприятия.
В числе главных претендентов на покупку – британец Дэвид Ричардс и люксембургский бизнесмен Жерар Лопес. У главы фирмы «Продрайв» (постройка и обслуживание различной спортивной техники) Ричардса уже есть опыт руководства командой Формулы-1 – занимал высокие посты сначала в «Бенеттоне», затем в BAR. Лопес в этом деле новичок.
Неясны перспективы Роберта Кубицы, который подписал с «Рено» контракт на сезон-2010. В нем указано, что в случае продажи команды поляк волен расторгнуть договор.
На декабрьских тестах в Хересе с машинами работали юные тест-пилоты Лукас ди Грасси, Хо Пин Тунг и Бертран Багетте.