Где сэкономить?ДачаПутешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Формула 1: Залп из всех калибров

Новый регламент, новая система начисления очков, пять новых команд плюс Михаэль Шумахер за рулем чемпионского болида! Неудивительно, что предсказать сюжет предстоящего чемпионата трудно.
Полная версия

Нет никакой технической и спортивной необходимости столь часто менять регламент – свод правил, по которым проходят гонки. Перемены регламента, однако, прекрасный инструмент для поддержания зрительского интереса, а рост аудитории – лучшая приманка для спонсоров. Правила формулы 1 меняют легко и непринужденно, как перчатки. В середине 1990-х, когда в чемпионате мира осталось всего 12 команд (пугающе мало по меркам того времени!), владелец коммерческих прав на формулу 1 Берни Экклстоун провозгласил ее «закрытым клубом для дюжины избранных». Тогда этот девиз привлек нескольких автопроизводителей, создавших свои команды.

Прошло время, и команд осталось десять. А в конце сезона-2009 об уходе объявили еще и БМВ с «Тойотой» – катастрофа! Надо что-то менять! Что? Разумеется, регламент.

Несмотря на протесты богатых команд, утвердили два финансовых принципа участия в чемпионате. Первый: неограниченный бюджет и жесткие ограничения для творчества конструкторов. Второй: фиксированный бюджет (40 млн. фунтов в год) и бонус в виде существенных технических послаблений. Как эта схема будет работать, никто не знает – спорных моментов множество. В частности, «сорокамиллионным» командам разрешено неограниченное количество тестов. Казалось бы, при таком малом бюджете говорить о чем-то «неограниченном» вообще смешно. Но кое-какие результаты уже есть: ожидается дебют четырех новых команд: «Лотос», «Кампос», «Вирджин» и USF1. Их привлекла сравнительная дешевизна участия.

Еще один проверенный способ повысить интригу – хорошенько перетасовать сильных пилотов. В этом межсезонье координаторы формулы 1 превзошли все ожидания. В «Мак-Ларене» опять гремучая смесь – чемпионы мира двух последних лет в одном флаконе. Старожилу «Феррари» Фелипе Массе придется заново доказывать, что он не вечно второй пилот – теперь уже в компании Фернандо Алонсо. А лидером по числу сенсаций на единицу времени зимой стала команда «Браун GP». Для начала концерн «Даймлер» купил 75% ее акций и переименовал в «Мерседес GP». А под Новый год заключил годичный контакт с Михаэлем Шумахером. Остается лишь гадать, какие результаты покажет 40-летний ветеран на чемпионской машине и какого цвета Бароном станет к концу сезона.

Наконец, орудие главного калибра, которое пока стесняются применять ежегодно, – новая система начисления очков! Ту, что действовала с 1950 года, впервые изменили в 2003-м, снизив турнирную ценность первого места, дабы избегать досрочного определения чемпиона в эпоху постоянных побед Шумахера (и ощутимого падения зрительского интереса). Спустя четыре года Экклстоун говорил, что этот ход не оправдал себя. И вот, пожалуйста, учитесь считать заново! Вариант, предложенный командами (12-9-7-5-4-3-2-1), не прошел. Принят вариант ФИА, то есть Экклстоуна: 25-20-15-10-8-6-5-3-2-1. Официальное разъяснение: «Надо больше поощрять победителей и призеров Гран-при». Если пересчитать прошлый сезон по этой системе, выйдет, что Баттон стал бы чемпионом не за этап до финиша, а за два. Но сейчас это никого не волнует – чемпионат мира в кризисе, надо его спасать!

А кризис, к слову, заключен именно в зрелищной, спортивной части формулы 1. Финансовому ее положению многие позавидуют. Доход этого коммерческого предприятия в 2009 году, конечно, чуть снизился по сравнению с 2008-м – на 200 млн. долларов. Но в сумме все равно получилось неплохо – 4,6 млрд.! Похоже, старина Берни прекрасно знает свою работу.

«Рено» уходит и остается

Следом за «Тойотой» и БМВ из Формулы-1 чуть не ушла и «Рено». Впрочем, вернее будет сказать, что практически ушла – в чемпионате мира останется только имя. Таковы условия продажи команды: совет директоров французской фирмы в декабре решил продать фабрику в Энстоуне с условием, что новый хозяин сохранит название команды, а «Рено» – 25% акций предприятия.

В числе главных претендентов на покупку – британец Дэвид Ричардс и люксембургский бизнесмен Жерар Лопес. У главы фирмы «Продрайв» (постройка и обслуживание различной спортивной техники) Ричардса уже есть опыт руководства командой Формулы-1 – занимал высокие посты сначала в «Бенеттоне», затем в BAR. Лопес в этом деле новичок.

Неясны перспективы Роберта Кубицы, который подписал с «Рено» контракт на сезон-2010. В нем указано, что в случае продажи команды поляк волен расторгнуть договор.

На декабрьских тестах в Хересе с машинами работали юные тест-пилоты Лукас ди Грасси, Хо Пин Тунг и Бертран Багетте.

Подпишитесь на «За рулем» в

25.02.2010
Поделиться: