Ресурс автомобиля: плановое убийство
Почему дороги в России даже в мегаполисах часто напоминают испытательный полигон, а автомобиль стареет быстрее, чем за границей?
Полная версияЧто влияет на преждевременный износ ходовой части? Установив на машину измерительное оборудование, на эти вопросы попытался ответить автор - кандидат технических наук, специалист НАМИ в области нагруженности, прочности и долговечности автомобилей и их агрегатов. Все графики и схемы открываются в полный размер по клику мышки. На другой дороге с колодцами и нашлепками от ямочного ремонта картина совсем плохая: ускорения достигают 23g, при этом вертикальная нагрузка увеличивается почти втрое. И если такие ускорения и нагрузки будут возникать постоянно, то ресурс ходовой части уменьшится минимум в два раза. Еще хуже на участке с разбитой, провалившейся брусчаткой, наспех залатанной нашлепками асфальта и вдобавок усеянной крышками колодцев. При скорости автомобиля всего лишь около 10 км/ч ускорения на стойках подвески достигают 15g. Торопиться на такой дороге не советую – пробоев подвески, чреватых серьезными последствиями, не избежать. От небрежно обустроенных колодцев страдает не только автомобиль, но и дорожное покрытие. Растущие вертикальные нагрузки усиливают трение между колесами и дорогой – возникают трещины, постепенно выкрашивается и проседает асфальт, перекашивается горловина колодца. А дальше – как снежный ком с горы: чем больше машин проедет по колодцу, тем серьезнее разбивается асфальт и тем выше нагрузки на ходовую часть. При этом очевидно, что автомобили с более жесткими подвесками и большей массой усугубляют ситуацию. Графики вертикальных ускорений при движении в туннелях и по эстакадам напоминают густую расческу с выломанными зубьями. Пики, возникающие с ритмичной частотой, – это переезды через деформационные швы. На эстакадах их металлические разделители расположены обычно над каждой опорой через 50–100 м. Пока конструкции свежие, ускорения небольшие (2,0–3,5g), то есть вертикальная нагрузка на покрытие увеличивается лишь на 2–3%. Но при высокой плотности потока покрытие в колее быстро изнашивается, выбивается асфальт рядом с металлическими разделителями. В результате даже на сравнительно новых, но уже разбитых эстакадах при переезде автомобиля через деформационные швы со скоростью 60–70 км/ч нагрузки на колесо увеличиваются в 2,3–2,6 раза по сравнению с номинальной. Почувствуйте разницу: распределение вертикальных ускорений на хорошей дороге (верхний график) и на плохой: По вертикальной оси отложены ускорения стоек, по горизонтальной – сколько раз они возникали. Чем шире «пучок», тем больше динамическая нагрузка на автомобиль.