Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Foton BJ 1061 Aumark: фотонный рассекатель

В России растут продажи китайских среднетоннажных грузовиков Foton. Попробуем разобраться, чем может быть интересен российским перевозчикам самый современный Foton BJ 1061 Aumark.
Полная версия

Foton BJ 1061 Aumark

Китайский холдинг BEIQI FOTON MOTOR Co., LTD  специализируется на выпуске грузовиков различной грузоподъемности – от одной до 41 тонны, автобусов, легких коммерческих автомобилей. Холдинг один из самых молодых автопроизводителей Китая, создан в 1996 году, принадлежит государству,  штаб-квартира компании расположена в столице КНР. Там же, в Пекине, находятся два автозавода FOTON MOTOR, на самом молодом, построенном в 2011 году, как раз и собирают Foton BJ 1061 Aumark. Интересно, что сами китайцы называют этот завод «цифровым», тем самым лишний раз подчеркивая его современность. Вместе с тем завод больше ориентирован на применение при сборке автомобилей агрегатов других китайских производителей, непосредственно «фотоновские» – рама и кабина, остальные агрегаты – покупные. Такой подход хорош тем, что автозавод относительно свободен в выборе комплектующих. Не удовлетворяет качество какой-то детали, узла, агрегата – всегда можно найти рычаги воздействия на бракодела или вообще замену ему.

Ollin, Aumark, Auman – названия трех семейств грузовых автомобилей Foton. Что они точно означают – неизвестно, есть версия, что Aumark в переводе с китайского «европейская марка», но при ближайшем рассмотрении найти в них что-то европейское не так-то и просто. В основе Foton первых поколений лежат лицензии Isizu или что-то очень похожее на них. И уж тем более не стоит думать, что грузовики Foton Auman – это китайский аналог MAN. Ollin и Aumark семейства коммерческих грузовиков полной массой 3,5-8,0 тонн, причем Aumark – новое поколение грузовиков, которое заменит на российском рынке семейство Ollin. Однако эти названия совершенно пусты для слуха россиянина, та же самая история и с цифровыми индексами. Чтобы понять, что означает BJ 1061VCJEA-0FDA01, похоже, надо иметь свой экземпляр китайской «Энигмы». Да и просто с цифрами не все понятно: 1039, 1051, 1061, 1099 и т. п. Здесь на ум приходят ассоциации со стародавним экспортом наших «Жигулей» в Европу –  ведь там они назывались «Ладами», а цифры наиболее информативны у немецких коммерческих автомобилей: две первые – полная масса в тоннах, две других – десятая часть от мощности двигателя. У Foton здесь все явно не так. Причем сами китайцы понимают необходимость упрощения названий и индексов, готовы для нашего рынка «перекрестить» грузовики.

Китайские производители дизелей после ТНВД с механическим управлением сразу перешли на Common Rail. Насос-форсунок с электроникой у них не было

Кстати говоря, именно с немцами, с Daimler AG, компания FOTON MOTOR заключила договор о сотрудничестве. Было это относительно недавно, в начале 2009 года, а в феврале 2012 года уже состоялось открытие совместного предприятия Beijing Foton Daimler Automotive Co., Ltd. Сумма общих китайско-немецких инвестиций в него составляет почти один млрд долларов США. Однако сотрудничество с Mercedes-Benz распространяется только на  грузовики тяжелого класса: Axor и Atego. Foton Motor будет производить до 100 000 этих грузовиков в год под собственной маркой Foton Auman TL. Продавать их планируется не только на внутреннем китайском рынке, но и экспортировать в другие страны. Кроме того, по лицензии Daimler AG в КНР будет ежегодно производиться до 45 тысяч известных двигателей OM 457, которые немцы ставят на Mercedes-Benz Axor и на большие автобусы. Напомним, это рядные шестицилиндровые дизели объемом 11,97 л. с. диапазоном мощности от 360 л. с. до 490 л. с., стандартов Евро-4 и Евро-5. Причем немецкая сторона обеспечивает техническую и экспертную поддержку в повышении качества и конкурентоспособности автомобилей Foton, помогает в разработке новой продукции.

Но и без сотрудничества с немцами компания FOTON MOTOR уже с 2003 года является лидером среди производителей автомобилей в Китае, входит в тройку наиболее значимых автомобильных брендов на местном рынке, а с 2009 года стала просто крупнейшим производителем коммерческого транспорта в мире. В 2010 году продажи Foton достигли 693 000 автомобилей, продукция экспортируется в 125 стран. Кроме Китая самые масштабные продажи коммерческих автомобилей Foton в Индии, Бразилии, Мексике и в Индонезии. На российском рынке автомобили Foton  появились в 2006 году, но их завозили «серые» дилеры. Официальные поставки началась только в 2011 году, через дистрибьютора ООО «Фотон Мотор». Конечно же, до того уровня продаж, что FOTON MOTOR имеет в КНР, в России им просто не дотянуться. В 2011 году было реализовано 936 автомобилей, однако за первую половину 2012 года ООО «Фотон Мотор» реализовал через дилерскую сеть уже 947 автомобилей. То есть продажи должны вырасти как минимум вдвое. Создан централизованный склад автомобилей, на очереди – создание централизованного склада запасных частей. Растет дилерская сеть: уже в 2011 году «Фотонами» торговали  35 дилеров.

Жертва неизбежна: или полноценное сиденье для второго пассажира, или высоко поднятый радиатор охлаждения

Мнение

Андрей Лавров, индивидуальный предприниматель ИП «Лавров А.И.» Москва.

У меня несколько грузовиков, которые работают на перевозках в Москве, области и в ближайших регионах. В 2007 году я приобрел четыре Foton Auman 1099 грузоподъемностью около 7 тонн, сейчас их пробег составляет 150-170 тысяч километров. Из явных недостатков – в электропроводке используется тонкий провод, плохо герметизированы разъемы. Как выход – обрабатываем разъемы WD-40 или применяем специальные герметизирующие жидкости. На этих грузовиках стоят лицензионные четырехцилиндровые дизели Perkins, ходят вполне нормально. Периодичность замены полусинтетического масла – 15 тысяч километров. Зимой, при эксплуатации в 30-градусные морозы, хотелось бы иметь на машине предпусковой подогреватель, не помешал бы и подогреваемый топливный фильтр-отстойник. На пробеге 40-50 тысяч километров перебирали стартеры – меняли втулки якоря, там их стоит две, стояло бы три втулки – стартер был бы надежнее. Сцепление на всех машинах поменяли комплектом тысячах на 60-ти, наверное, тому виной толчея в московских пробках. Поломок коробок передач, ведущих мостов – не было. Тормозные колодки заменили только передние, на пробеге в 60 тысяч километров, задние до сих пор не трогали, могут ходить еще больше, если водители не будут гонять. По тормозной пневмоаппаратуре нет никаких нареканий. На одной из машин на 60 тысячах заменили наконечники рулевых тяг, на остальных грузовиках люфтов нет. Лопнула одна передняя рессора. Конечно, не совсем удобно, что приходится смазывать пальцы рессор, но смазка в сервисном центре стоит относительно недорого. Кабина достаточно удобная, со спальником, вполне комфортабельна. Однако зимой, при 30-градусном морозе, в ней холодно – печка слабовата. Один из водителей утеплил немного кабину – стало лучше, но не помешал бы более мощный отопитель или сухая «автономка».

Статистика продаж

Двигатель

Из российских автомобилей Foton 1061 по грузоподъемности конкурент в первую очередь именно газовским среднетоннажникам ГАЗ-3309 и зиловскому «Бычку», то есть грузовикам полной массой около 8 тонн, но по внешним габаритам, характеристикам ближе к ГАЗ-3310 «Валдай». Однако больше всего с  современным «Валдаем» ГАЗ-33106 Foton 1061 роднит двигатель. На того и другого ставят Cummins ISF 3.8, который пока не нашел применения на ГАЗ-3309. Причем раньше другие модели среднетоннажных Foton, поставляемые в Россию, комплектовались лицензионными дизелями китайского производства Isuzu объемом 2,8 литра, мощностью 92 л. с. или 4-литровыми Perkins мощностью 136 лошадиных сил. Двигатели Isuzu наши перевозчики знают по грузовикам, выпускаемым компанией «Солерс», понятно, что их много на Дальнем Востоке, а об английских Perkins мало кто слышал. Примерно в той же пропорции налажено и снабжение запчастями, техническое обслуживание автомобилей с этими двигателями. Не мудрено, что специалисты ООО «Фотон Мотор», стараясь оптимизировать комплектацию гаммы грузовиков, поставляемых в Россию, отдали предпочтение моторам Cummins. Все же у нас серьезно работает представительство этой англо-американской компании, двигатели Cummins ISBe выпускают на СП в Набережных Челнах, то есть такое партнерство более перспективно для ООО «Фотон Мотор» и должно доставлять меньше проблем российским перевозчикам.

Дизели семейства Cummins ISF одни из самых современных в корпорации Cummins, в 2008 году англичане с гордостью показывали их на выставке в Ганновере, но все же главный аргумент в выборе двигателя для «Фотонов» – завод, построенный в Китае. У Cummins в КНР работает два совместных предприятия: одно с DongFeng, где делают моторы серий ISL и ISB, другое – именно с Foton. Этот завод   ориентирован на производство дизелей семейства Cummins ISF, называется  Beijing Foton Cummins Engine Company Ltd (BFCEC), расположен в Пекине. Оснащение – самое современное, рассчитан на производство до 400 000 двигателей в год, причем моторы объемом 3,8 литра должны выпускать около 150 тысяч в год, а Cummins ISF 2,8-250 тысяч. Напомним, что благодаря «маленькому» ISF 2,8 литра в России идет дизелизация «ГАЗелей» и «Соболей», чего ранее не смогли обеспечить ни лицензионный австрийский Steyr, ни дизель ЗМЗ-514.

Пневмокомпрессор для Cummins ISX делает компания Knorr-Bremze

Разница в объеме Cummins ISF 2.8 и Cummins ISF 3.8  достигается разной размерностью: у ISF 2.8 94х100 мм, а у ISF 3.8  102х115 миллиметров. При этом у этих двигателей около 70 общих деталей – это, несомненно, идет на пользу перевозчикам в случае ремонта. У мотора объемом 2,8 литра шесть настроек мощности, для «ГАЗелей» выбрана почти самая минимальная – 120 л. с., кроме того, есть версии 131 и 150 л. с., которые достигаются при 3200 об/мин. Крутящий момент увеличивается до 310 Н.м при 1600 об/мин и 360 Н.м при 1800 об/мин. Но эти настройки – для тяжелых режимов работы автомобиля. Позволяя коленвалу раскрутиться до 3600 об/мин, получают еще три настройки для легких режимов работы: 109 л. с. и 280 Н.м; 131 л. с. и 280 Н.м; и предельная – 163 л. с. и 360 Н.м при 1800 об/мин. У Cummins ISF 3.8 три настройки мощности: 143, 154 и 170 л. с. при 2600 об/мин, момент – 450, 500 и 600 Н.м, при 1200-1300 об/мин. На Foton 1061 применена та же самая настройка мощности, что и на нашем «Валдае»: 154 л. с. и 491 Н.м, но китайцы указывают мощность в киловаттах – 112. Интересно, что Cummins ISF 3.8 с более слабой настройкой мощности в 102 кВт используют на модели Foton BJ1051, у которого полная масса 6500 килограммов, а ведь могли бы установить и Cummins ISF 2.8.

На первый взгляд, Cummins ISF 3.8 конструктивно схож с современными «литровыми» дизелями Cummins ISBe – у него негильзованный чугунный блок, общая для всех цилиндров чугунная головка, четыре клапана на цилиндр, турбокомпрессор производства Cummins Turbo Technologies с интеркулером (на «Валдай» российские дилеры устанавливают турботаймер) и электронноуправляемая топливная система Common Rail, лицензионная Bosch. Привод водяной помпы – поликлиновым ремнем, он же через вязкостную муфту вращает и вентилятор. Однако различия есть, и довольно большие: распредвал установлен в блоке, но привод ГРМ – однорядной цепью. Причем цепь расположена со стороны маховика! Сделано это для снижения шума, по той же причине из композитных материалов сделаны поддон картера двигателя и клапанная крышка. У цепи автоматический натяжитель, который (вместе с цепью) не требует обслуживания весь срок службы двигателя. А он, по заявлению специалистов Cummins, составляет 500 тысяч километров! За это время придется всего 4-5 раз регулировать клапаны, у них периодичность – 120 тыс. км. Узел регулировки элементарный: винт и гайка.

Прокладка головки блока тоже не доставит проблем: она наборная из стальных листов и не требует даже протяжки. Кроме того, если гильз нет – нет и погрешностей в их выступании, поэтому прокладка головки блока служит дольше. Недостаток отсутствия гильз – сложный ремонт поршневой группы, связанный с полной разборкой мотора. Это надо учитывать. Интересно, что традиционно нагруженный моментом сопротивления вращению привод ТНВД системы Common Rail приводится не цепью, а отдельной шестерней от переднего носка коленвала. У компрессора тоже привод шестерней. То есть цепь максимально оградили от излишней работы. Двигатель получился довольно компактным, в первую очередь – коротким, благодаря тому, что блок негильзован, а также удачному расположению навесных агрегатов. К примеру, водяной насос не только расположен сбоку от блока цилиндров – не увеличивает длину мотора, но и объединен в модуль с водомасляным теплообменником и корпусом масляного насоса. При этом масляный насос того же типа, что и на ВАЗ-2108 – «шестерня в шестерне», с внутренним зацеплением, с надежным приводом от коленвала – срезаться там нечему. При относительно небольших габаритах насос обладает отличными характеристиками.

Вся «навеска» удобна в обслуживании, особенно с учетом того, что кабина поднимается.  Для эксплуатации при низких температурах Cummins ISF оборудуют устройствами облегчения пуска: есть электрическая спираль во впускном коллекторе для подогрева воздуха, возможна установка подогревателя на 220В в рубашке системы охлаждения и в масляном поддоне, топливный фильтр тоже снабжен электроподогревом. Однако многие российские перевозчики эксплуатирующие грузовики Foton различных моделей, отмечают необходимость установки автономных предпусковых подогревателей. Примечательно, что «Валдай» с длинной кабиной и Cummins ISF снабжен догревателем – фактически это жидкостная автономка Webasto, которая может и разогреть  двигатель зимой перед пуском. Наверное, над подобной опцией есть смысл подумать и специалистам ООО «Фотон Мотор».

Кардан, как у многих «азиатов», – из двух частей с фланцевым разъемом. Сделана ловушка карданного вала – на тот случай, если болты раскрутятся

Мнение

Валерий Чайка, исполнительный директор ООО «Фотон Мотор».

За тот короткий срок, в течение которого существует наша компания, сформирован широкий продуктовый портфель, включающий все сегменты коммерческой техники. С модельным рядом Foton и рекомендованными розничными ценами можно познакомиться на сайте www.foton-motor.ru. Кроме того, проводится анализ стоимости номенклатуры запасных частей к автомобилям Foton в сравнении с «серыми» поставщиками. К концу 2012 года планируется запуск дилерского портала по запасным частям, который позволит размещать заказ на запасные части, а также отслеживать статус прохождения заказов в режиме реального времени. На сайте размещен калькулятор технического обслуживания и условия гарантии. Все продаваемые автомобили комплектуются руководством по эксплуатации на русском языке, а также сервисными книжками. Силами ООО «Фотон Мотор» проводится предпродажная подготовка грузовиков, особо контролируется качество проведенных работ и расходных материалов. Для оперативного реагирования на обращения клиентов по вопросам приобретения автомобилей Foton, их эксплуатации, технического обслуживания и ремонта работает бесплатная «Горячая линия».

Важный момент – величина напряжения «на борту». В отличие от «Валдая», где напряжение составляет 12 вольт, и уж тем более от ЗИЛа с чехардой 12 вольт для всех потребителей и 24 вольта у стартера, у Foton 1061 все напряжение одинаковое – 24 вольта. Еще и из-за мощного стартера, хороших АКБ дизель Foton будет лучше запускаться зимой.

Периодичность замены моторного масла и фильтров через 15 000 тыс. километров. Масло применяется с кодом АРI СН4, вязкость – согласно сезону и региону эксплуатации.

Благодаря энергоаккумуляторам в эффективности стояночного тормоза нет сомнений. Колодки разжимает кулачковый вал

Мнение

Александр Калягин, водитель-экспедитор транспортного цеха компании «Русское поле», Рязань.

В нашей компании наряду с отечественными грузовиками ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ работают четыре китайских грузовика Foton Auman III135, которые были приобретены около пяти лет назад. За это время каждый из них «набегал» свыше 260 тысяч километров, среднесуточные пробеги иной раз составляют до 700 километров, но в основном машины работают в радиусе 200-300 км от Рязани. Машины грузоподъемностью 6 тонн, дизель – лицензионный английский Perkins мощностью 136 л. с., 6-ступенчатая коробка передач, тормоза барабанные с пневматическим приводом. «Китайца» приходится сравнивать с грузовиками российского производства, если говорить о грузоподъемности – с ЗИЛом. Foton в сравнении с ним – шустрее, лучше тянет, кабина – комфортабельнее, удобнее, в ней есть спальник, на котором можно отдохнуть в ожидании погрузки-разрузки. Расход топлива 23-25 литров на сотню, периодичность обслуживания – 10 тысяч километров. После того как закончилась гарантия, автомобили стали обслуживать и ремонтировать силами своей технической службы, поэтому знаем, что и в какое время менялось, тем более что я получал эту машину новой. На моей машине меняли только задние колодки на 130 тысячах, передние – до сих пор родные. Сцепление отходило 150 тысяч, поставили новое, усиленное, полным комплектом. С коробкой передач за все время работы не было никаких проблем.

Мотор нормально тянет, масло не расходует – от смены до смены, на 10 тысяч километров, приходится доливать всего около литра. Задний мост тоже работает нормально. Интересно, что на панели приборов есть кнопка блокировки дифференциала, но самой блокировки на мосту нет. Конечно же, блокировка нужна. Не меняли ни одной рулевой тяги, шкворни тоже в хорошем состоянии – все благодаря тому, что регулярно смазываем всю ходовую, в том числи и пальцы рессор. Кстати, задние рессоры пришлось усилить – подложили по одному листу от «ГАЗели». Из явных недостатков: за это время три или четыре раза разбирали и ремонтировали стартер, меняли щетки, втулки и т. п. Один раз стартер заклинил – заменили новым. Генератор работает без нареканий. Сама электропроводка сделана не очень надежно – применены тонкие провода, которые если находятся снизу, от влаги и соли отгнивают почти полностью. Нам пришлось тянуть новую самодельную проводку на фонари и фары, но это было несложно. Шины ходят около 50 тысяч километров, вместо китайских ставим корейские Kumho, они немного лучше.

Трансмиссия

Если на «Валдае» с мотором Cummins ISF 3.8 применено сцепление диаметром 362 мм производства германской компании Sachs, подразделения ZF, то на Foton 1061 установлено китайское сцепление диаметром 350 мм. Значит, сверления в маховике под крепеж корзины отличаются. Однако конструкция этих сцеплений одинаковая: однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной. Гидропривод сцепления дополнен ПГУ – еще один плюс от установки на двигателе пневматического компрессора. Коробка передач шестиступенчатая, с диапазоном чисел от 5,51 на первой до 0,79 на шестой передаче. Управление коробкой – тросами. Корпус КП чугунный, крышка кулисы – верхнего расположения, то есть на ней нет вертикального разъема картера, как на многих современных импортных коробках. Между тем говорят, что это китайский аналог коробки производства ZF, но официального подтверждения тому нет. Известно, что ее делает компания Zhejiang Wanier Transmission, которая, кстати, вошла в список лауреатов премии китайской автомобильной промышленности China Automotive Industry Award 2011года. А это престижная награда. Однако ни одна китайская премия не заменит российским перевозчикам отсутствие коробки отбора мощности – ее почему-то для большинства моделей «Фотонов» не поставляют, тем самым ограничивая применение грузовиков только бортами и фургонами. Лючок для коробки отбора мощности к приводу гидронасоса надстроек есть, но самой КОМ – нет и в помине. При этом на всех ввозимых в Россию Foton применяются коробки разных моделей. Но было бы желание – решить можно любую проблему. К примеру, специалисты российской компании «Загорец», которая является дилером Foton Motor, самостоятельно подобрали КОМ к коробкам и оборудуют бортовые автомобили гидроманипуляторами. Кроме того, обещают начать поставлять злополучные коробки и в представительстве Foton.

Рессоры с центровым болтом, но и с дополнительными фиксирующими отштамповками на листах. Сложный профиль

Ведущий мост делает другой китайский производитель – Hefei Automobile Axle Co., Ltd, который, судя по всему, специализируется именно на осях. Редуктор моста с экономичной и надежной гипоидной главной передачей, передаточное число – 4,33. Напомним, что у ГАЗ-3310 «Валдай» отношение поменьше – 3,417:1, при сопоставимом внешнем диаметре шин и одинаковом двигателе. То есть у «Валдая» будет немного выше максимальная скорость на прямой и поБлагодаря энергоаккумуляторам в эффективности стояночного тормоза нет сомнений. Колодки разжимает кулачковый вал Рессоры с центровым болтом, но и с дополнительными фиксирующими отштамповками на листах. Сложный профиль вышающей передачах, но Foton 1061 с его тяговитым мостом сможет легче забираться в гору с грузом. То, как резво Foton тянет в гору, я почувствовал на дорогах Дмитровского автополигона. Однако при этом расход топлива у «китайца» будет наверняка несколько большим, ведь разница в числе почти в «единицу» – велика. Во всяком случае, китайцы при этом декларируют минимальный расход в 14 литров на сотню.

Несомненное достоинство Foton – наличие блокировки дифференциала, с ней не страшно съехать на обочину дождливой осенью или тронуться на обледенелой дороге зимой. Если только блокировка действительно есть. Важный момент для грузовика – применение сварной стальной балки ведущего моста, она легкая, при этом должна выдерживать и перегруз. По форме она схожа с нашей «газоновской», раньше такую конструкцию называли «типа «банджо». Кто не знает – это такой струнный музыкальный инструмент из Америки. Задняя штампованная крышка редуктора действительно похожа на корпус этой родственницы мандолины.

К запаске в заднем свесе так просто и не подобраться. Лучше иметь кассету

Ходовая

В отличие от китайских самосвалов здесь рама не впечатляет высотой лонжеронов и многослойностью. Все достаточно скромно: высота профиля 190 мм, полка 65 мм, толщина 6 миллиметров. Напомним, что у наших «газонов» применяются лонжероны высотой 210 миллиметров. У Foton 1061 всего один вариант колесной базы – 3800 мм, это явный недостаток. При этом монтажная длина под бортовую платформу или фургон составляет 5045 мм, что позволяет возить с открытым бортом и 6-метровые длинномеры, но на оптимальную внутреннюю длину платформы 6200 мм перевозчику рассчитывать не стоит. Надстройками для грузовиков Foton занимаются российские производители, поэтому можно поставить и кузов шириной 2300-2400 мм, а не только 2100 миллиметров, лишь чрезмерно увлекаться шириной не стоит – машина то узкая. Однако российские дилеры Foton Motor уже приноровились удлинять базу «Фотонам» под длинные кузова. Это те дилеры, которым оказалось по плечу проводить такие технологически сложные изменения. В их числе давний лидер по растягиванию колесной базы практически у любых среднетоннажных грузовиков – нижегородская компания «Чайка-Сервис». Способ удлинения – ставшая уже классической в России вставка в виде швеллера на заклепках в разрезанные лонжероны, изготовление нового карданного вала. Благодаря такой доработке можно получить бортовую платформу или фургон длиной около 7 метров, а то и более.

Не стоит от «китайца» ждать какой-то фантастической конструкции подвески. Здесь они пороха не изобретают. Касательно ходовой, как-то не чувствуются партнерские взаимоотношения с тем же Daimler. Единственное, что есть европейского – крепление колес гайками с плоскими шайбами и центровкой диска по пояску ступицы, что уже очень неплохо. То есть крепление выполнено по стандарту ISO, который позволяет обойтись на задней оси без древних футорок, до сих пор применяемых на среднетоннажниках японцами. Задняя подвеска с многолистовыми полуэллиптическими рессорами, в основной рессоре 11 листов шириной 75 мм, в подрессорнике – еще 7 листов. Получается пакет, сопоставимый с нашим «газоном» ГАЗ-3307/ГАЗ-3309 – собственно, у них и грузоподъемность схожая. Передняя подвеска тоже сделана не для «худосочных» грузовиков – в каждой рессоре по 9 листов. Слово «сайлентблоки», похоже, китайцы не знают, а потому рессорные пальцы надо смазывать консистентной смазкой. Периодичность зависит от погоды. В дождь надо загонять грузовик на яму чаще, но не реже чем через 4-5 тысяч километров, иначе придется менять втулки и сами пальцы.

Тормоза, как у многих «китайцев», «корейцев», «японцев», барабанные. В более подробных спецификациях, чем предоставляемые дилерами, указан диаметр и ширина барабанов: впереди 310/100, сзади 310/130. Несомненное достоинство Foton 1061 – применение пневмопривода, причем на ведущем мосту установлены вполне серьезного вида энергоаккумуляторы для стояночного тормоза. Такой ручник гораздо надежнее и эффективнее, чем трансмиссионный тормоз, установленный на вторичном валу коробки передач, как это сделано на некоторых «японцах». Шины – типичного для «китайцев» и «японцев» размера посадки, на 16 дюймов, шириной 7,50 дюйма. По отзывам перевозчиков, это «обкаточная резина», то есть та, которую меняют без сожаления, тем более что для российских дорог протектор ведущих колес нужен более «зубастый». Однако не стоит обольщаться по поводу применения шин сопоставимого размера от «ГАЗели» или УАЗика: они не выдержат нагрузки. Единственные относительно близкие отечественные шины – от «зиловского» «Бычка», но они шире. Поэтому Foton 1061 обречен обуваться только в «китайское», во всяком случае, до той поры, пока для России на аналогичных грузовиках из Поднебесной не станут применять шины европейского размера, посадкой на 17,5 дюйма. Кстати говоря, шины на 17,5 заодно помогут Foton улучшить и эффективность тормозов – в таком колесе легче разместить барабан большего диаметра. Необходимость в этом есть. Во время тест-драйва удалось несколько раз подряд разогнать частично загруженный Foton 1061 до 120 км/ч, оттормаживаясь по полной перед съездом на примыкающую дорогу. Тормоза оказались цепкими, но барабаны нагрелись настолько хорошо, что пошел запах горящих накладок. Кстати, на такой редкой для грузовика и российских дорог скорости очень понравилось поведение автомобиля – не было рыскания, и уж тем более на 90 км/ч машина идет очень даже прогнозируемо.

Запасное колесо подвешено в заднем свесе, добраться к нему в случае необходимости  – проблема. При этом благодаря небольшому диаметру колеса, оно совершенно свободно поместилось бы рядом: в «кассете» сбоку от правого лонжерона. Из «кассеты» доставать запаску гораздо удобнее. А при желании работать на Foton 1061 на «дальняке», там же, в заднем свесе, можно пристроить и второе колесо. Все-таки резина редкая для России, не на каждом углу найдешь замену.

Обилием «ценных пород дерева» в отделке перещеголяют и Rolls-Royce

Кабина

Размеры кабины Foton 1061 в целом стандартны для многих корейских, китайских и японских грузовиков с внешней шириной около двух метров – здесь она составляет 1995 миллиметров. Причем многие российские перевозчики, планируя приобрести «азиата», смотрят именно на габариты – машину с маленькой кабиной, шириной 1600-1700 мм берут неохотно. Однозначно для Foton 1061 нужна кабина со спальником, пусть он и будет рассчитан на худосочного, вскормленного рисом водителя. Нужна и двухрядная кабина, во всяком случае, у Foton Ollin 1041 такая кабина была. Пока таких кабин нет, а интерес к ним у российских перевозчиков неизбежно появится. Пока по этому параметру «1061» в сравнении с конкурентами проигрывает. У Foton 1061 большой дверной проем, который в сочетании с единственной ступенькой «лестницы» позволяет запрыгивать в кабину буквально одним движением. Внутренняя ширина кабины от стекла одной двери до другой: 186 см, от лобового стекла до задней стенки – 132 см, то есть достаточно широкая и длинная для того, чтобы иметь в кабине три полноценных места, причем ногам среднего пассажира ничто не мешает. Это вполне высокая кабина: от пола до потолка 135 см. То есть одинарная кабина размерами мало отличается от кабин других азиатских производителей.

Первое, что ожидают многие от интерьера нового китайского грузовика, – устойчивый запах химреактивов, издаваемый пластмассовыми деталями. Однако здесь вопреки прогнозам злопыхателей ничто не раздражает обоняния, да и на ощупь панель приборов вполне соответствует стандартам, применимым к грузовику. Но опять-таки, с чем сравнивать. Понятно, что «Фотону» по тщательности отделки далеко до Mercedes Vito, самый близкий ориентир для сравнения – панель ристайлинговой «ГАЗели». Причем в комбинации приборов нашлось место и для манометра, показывающего давление в пневмосистеме. Как у многих «азиатов», на панели есть «кругляшок», регулирующий холостые обороты двигателя – такого нет на европейских или российских грузовиках. Увеличить обороты полезно зимой, при прогреве двигателя, а также если автомобиль оснащен гидроманипулятором. Чуть добавил «газу» – гидронасос установки заработал интенсивнее, стрела стала живее. У рулевой колонки есть цанга с механическим фиксатором, «баранку» можно довольно хорошо поднять-опустить, но наклонить «намного» вперед-назад не получится: здесь диапазон регулировки мал. Сиденья вполне комфортабельные, а известный недостаток «китайцев», слабый каркас, еще никак не проявился. Возможно, по «малолетству» машины.

Теплообменник кондиционера стоит под кабиной справа, чуть выше бампера

Кабина поднимается вручную, но прикладывать большого усилия не надо – она сравнительно легкая и неплохо помогают торсионы. Только не стоит путать их с подвеской кабины – здесь ее нет, есть только сайлентблоки впереди и резиновые подушки на задних точках. Они способны разве что дополнительно изолировать водителя от вибраций, вызываемых  четырехцилиндровым двигателем. Кстати, шума и вибрации совсем немного и на потенциально «трясучем» холостом ходу, а в движении вообще незаметно. В этом велика заслуга и самого двигателя Cummins ISF 3.8, при том что термошумоизоляция на полу кабины присутствует чисто номинально. Но не будем забывать, что наши водители застилают кабины пенкой или войлоком не только на «Фотонах»… Добавить мягкого хода китайскому грузовику помогло бы сиденье водителя с пневмоподвеской, жаль, что здесь такой опции нет.

Так и не удалось узнать, применяют китайцы на Foton 1061 оцинкованные панели кабины или нет, а ковырять гвоздиком краску на чужой машине – не наш метод. Скорее всего оцинковкой не порадуют, зато точно есть катафорезное грунтование кабины с полным погружением в череду ванн. На грузовиках Foton, ввезенных в 2007-2008 годах, которые удалось увидеть, кабин со сквозными дырами, проеденными коррозией или с шелушением не попадалось. Краска держится хорошо, а ведь дешевого «китайца» никто ежедневно вылизывать не будет. Уход за ним – минимальный, не Mercedes поди... Понятно, что не помешали бы пластмассовые подкрылки-локеры в крылья кабины, но как раз идет во вред разнообразие кабин у «Фотонов». Когда увеличатся продажи на российском рынке, уменьшится до оптимума количество моделей, ввозимых к нам. Тогда многое изменится к лучшему.

Подпишитесь на «За рулем» в

Мордовцев Николай
25.09.2012
Поделиться: