Chevrolet Cobalt: добыча кобальта в трех жанрах
Через два месяца «За рулем» исполнится 85 лет. Отмечать юбилей мы будем, возвращаясь к самым интересным публикациям ЗР прошлых лет, проецируя или повторяя их в настоящем. Конечно, мы сразу вспомнили главный автопробег за всю историю ЗР – Каракумский, 1933 года. Его повторили в 1977-м. А что, если и в 2013- м?
Полная версияМежду этим наивным вопросом и стартом авторов было столько дел, что впору писать отдельную книгу. Но к черту подробности! На коленях того из нас, кто сейчас не рулит, лежат копии статей 80- и 36-летней давности и пока чистый путевой дневник. Поехали! 2. Нам предстоит: – проверить в деле «Кобальт», в первую очередь, конечно, шестым пунктом 1933 года, который сегодня называется эргономикой; – увидеть, как изменились места за прошедшие десятилетия; – оценить дорогу с позиции автопутешественника, особенно имея в виду, что ехать придется по территории трех стран, а не братских республик. В первый день колонна автопробега в составе одной машины преодолела 300 км от Андижана до Ташкента: от плюс двенадцати в долине до нуля в горах, со снегопадом и дождем. За последующие без малого двое суток пройдено 1990 км, причем мотор за это время выключался лишь на семь часов. Средняя скорость 52,5 км\ч, максимальная – 130 км\ч, средний расход 8 л\100 км. Без поломок. Из Узбекистана выехали вполне успешно (притормозили нас только сотрудники погранперехода – очень хотели рассмотреть машину), а вот в казахстанскую границу уперлись на целых семь часов. По очереди мы бегали от машины к таможенному посту и обратно, звонили в Шымкент, Алматы, Астану и Москву, но пробить глухую оборону местных таможенников не удалось (подробности на с. 4–5). Наступала южная ночь... Пришлось согласиться на их условия – ехать через всю страну «под сопровождением». 2. Сопровождение оказалось крупным мужчиной по имени Болто, тут же уснувшим на заднем сиденье. Его надо было кормить и поить; когда не спал, он развлекал нас рассказами о том, что в таможенном управлении не хватает людей, ведь столько машин (российских и прочих) надо сопровождать по дорогам республики… Вся работа заключалась в том, что он в запечатанном пакете вез документы на машину. Так за первую ночь мы проехали около 800 км по строящейся трассе М32. В следующем областном центре, Кызылорде, меняем Болто на Бахчана (не менее крупный мужчина), оформляем новую подорожную и после неслучившегося обеда выезжаем в Актобе. Снова ночная дорога – надо проехать больше 1000 км через пустыню Кызылкум. Как хорошо жилось путешественникам в далеком 1933-м – у них было время на сон и еду! Мы же перехватывали на бегу в придорожных чайханах, что Аллах послал… Пока добежишь от машины до двери – околеешь. 3. Два часа за рулем – и два часа блаженного сна на правом сиденье. На вторую ночь эта постель казалась уже верхом комфорта, а сам «Кобальт» – трехкомнатной квартирой. Если бы еще не коммунальной... Единственная запись, сделанная в бортжурнале в ту ночь: «Подвеска!». Она подобна той, что на «Рено-Логан», – знатоки оценят комплимент. Грейдер, объезд строящегося моста, выбоина у Байконура (век помнить будем) – все нипочем! Ни чрезмерной требовательности европейских машин, ни ватности корейских и китайских. 4. Несмотря на то что пробег прервался в самом интересном месте, а именно в Актюбинске, когда мы поняли, что российская таможня сама себе не верит (с. 4–5), испытания новинки мы провели и знаем: «Кобальт» их выдержал. Некоторые его особенности и наши выводы – на фото и плашках. Добавим лишь, что при минус двадцати пяти за бортом климат внутри мы легко доводили до тропического. Бразилия, словом. Мы серьезно рассчитываем еще раз проехать по тому же маршруту, скажем, в 2033 году, на электромобиле. Верим, что к тому времени не будет такого «таможенного союза», как, впрочем, и границ вовсе. И дорога от Москвы до Ташкента займет дня два. 2. Шымкент, бывший Чимкент: по-прежнему тут сходятся несколько крупнейших автомагистралей. Вокруг города есть кольцевая! До Алматы, бывшей столицы, 690 км, до новой, Астаны, 1900 км. И всего сто с небольшим верст до столицы Узбекистана. Но «благодаря» границе когда-то близкий Ташкент теперь в десяти часах ходу, судя по нашему опыту. 3. Сегодня одно из ведущих высших учебных заведений Узбекистана – Туринский политехнический университет. Здесь готовят кадры для автомобилестроения, энергетики, строительства; обучение идет на английском языке и стоит около 4500 долларов в год. Конкурс высокий, по окончании гарантирована работа. В первую очередь – на предприятиях автопрома. Кстати, многим студентам они и оплачивают обучение. 4. За 18 лет в Узбекистане практически на пустом месте создали современную автомобильную отрасль. Это не только предприятие в Асаке, где собирают «Дэу» и «Шевроле», но и Самаркандский автозавод (сборка грузовиков и автобусов «Исудзу», грузовиков МАN). Но самое важное – в Узбекистане уже есть современное производство автокомпонентов, насчитывающее семь десятков предприятий. Чуть больше года назад в Ташкенте открылся завод двигателей GM Powertrain Uzbekistan. Он выпускает современные бензиновые моторы объемом 1,2 и 1,5 л, в девяти модификациях. Изнанка благостной картины – закрытый пошлинами рынок, так что 95% машин на нем – двух марок, угадайте каких. А все предприятия наполовину принадлежат государству. Таков местный колорит. Здесь дневник путешествия заканчивается, есть только одна запись на следующей его странице: Как выглядит «Кобальт» на фоне одноклассников? Возьмем за точку отсчета комплектацию LT, дополненную второй подушкой и ABS: 531 000 рублей. «Лада-Гранта» с автоматом стоит 406 600 рублей, но для многих отечественный бренд скорее минус, чем плюс. «Рено-Логан» с автоматом в довольно богатой комплектации стоит 488 тысяч ровно. Неплохо, но дизайн экстерьера и интерьера устарел. «Хёндэ-Солярис» с мотором в 107 «лошадей», 4-ступенчатым автоматом и кондиционером дешевле конкурента – 510 000 рублей. «Киа-Рио» со схожей начинкой стоит 519 900 рублей. Кстати, у самой «Джи-Эм» есть пара моделей в качестве некоей альтернативы: «Авео» и «Лачетти». Первая в сходной комплектации стоит 528 000 рублей, а вторая… ушла с конвейера, чтобы уступить место «Кобальту».