Chevrolet Cobalt: добыча кобальта в трех жанрах — журнал За рулем

Chevrolet Cobalt: добыча кобальта в трех жанрах

Через два месяца «За рулем» исполнится 85 лет. Отмечать юбилей мы будем, возвращаясь к самым интересным публикациям ЗР прошлых лет, проецируя или повторяя их в настоящем. Конечно, мы сразу вспомнили главный автопробег за всю историю ЗР — Каракумский, 1933 года. Его повторили в 1977-м. А что, если и в 2013- м?

Между этим наивным вопросом и стартом авторов было столько дел, что впору писать отдельную книгу. Но к черту подробности! На коленях того из нас, кто сейчас не рулит, лежат копии статей 80- и 36-летней давности и пока чистый путевой дневник. Поехали!

Chevrolet Cobalt

Chevrolet CobaltChevrolet Cobalt
Chevrolet Cobalt

ПЕРЕДОВИЦА. ОТСТАВИТЬ КАРА, ДАЕШЬ КЫЗЫЛ

1. Одна из главных премьер нынешнего года — «Шевроле-Кобальт», который придуман в Бразилии, выпускается также в Узбекистане и призван покорить российский рынок. Узнав, что на заводе в Асаке (Андижанская область) сходит с конвейера первый «Кобальт» для России, мы вызвались доехать на нем до Москвы. Первые протестируем новинку и пройдем заметную часть исторического пробега. Каракумы пропустим, но пересечем другую пустыню — Кызылкум (Малые Каракумы), по рассказам ничуть не менее жесткую. Конечно, это не 23 машины, 100 человек и три месяца пути, как в 1933-м. И не 4 «лады», 11 путешественников и месяц, как в 1977-м. Пробег в несколько тысяч стал обычным делом: покидал вещички в сумку — и в путь!

1_no_copyright

1_no_copyright

2. Нам предстоит:

— проверить в деле «Кобальт», в первую очередь, конечно, шестым пунктом 1933 года, который сегодня называется эргономикой;

— увидеть, как изменились места за прошедшие десятилетия;

— оценить дорогу с позиции автопутешественника, особенно имея в виду, что ехать придется по территории трех стран, а не братских республик.

Фотограф еще не знает, что он запечатлел свою кровать на пару ближайших ночей. Особенно удобно, что спинку можно «положить» одним движением рычага.

Фотограф еще не знает, что он запечатлел свою кровать на пару ближайших ночей. Особенно удобно, что спинку можно «положить» одним движением рычага. Фотограф еще не знает, что он запечатлел свою кровать на пару ближайших ночей. Особенно удобно, что спинку можно «положить» одним движением рычага.
Фотограф еще не знает, что он запечатлел свою кровать на пару ближайших ночей. Особенно удобно, что спинку можно «положить» одним движением рычага.

В первый день колонна автопробега в составе одной машины преодолела 300 км от Андижана до Ташкента: от плюс двенадцати в долине до нуля в горах, со снегопадом и дождем.

За последующие без малого двое суток пройдено 1990 км, причем мотор за это время выключался лишь на семь часов.

Средняя скорость 52,5 км\ч, максимальная — 130 км\ч, средний расход 8 л\100 км. Без поломок.

Приборы в стиле «Авео» — интересные и яркие. Даже чересчур: реостат не в силах убрать блики на боковом стекле, соперничающие в яркости с необыкновенно четкими казахстанскими звездами.

Приборы в стиле «Авео» — интересные и яркие. Даже чересчур: реостат не в силах убрать блики на боковом стекле, соперничающие в яркости с необыкновенно четкими казахстанскими звездами. Приборы в стиле «Авео» — интересные и яркие. Даже чересчур: реостат не в силах убрать блики на боковом стекле, соперничающие в яркости с необыкновенно четкими казахстанскими звездами.
Приборы в стиле «Авео» — интересные и яркие. Даже чересчур: реостат не в силах убрать блики на боковом стекле, соперничающие в яркости с необыкновенно четкими казахстанскими звездами.

ОЧЕРК. ПОБЕДИЛИ ПУСТЫНЮ, ПРОИГРАЛИ ТАМОЖНЕ

1. Одолжив у заводчан отвертку, Игорь Моржаретто прикручивает к «Кобальту» «одноименные» номерные знаки. Губы его иронически кривятся, прямо как у Алексея Иваныча 80 лет назад.

Вы, очевидно, подсчитываете, сколько постовых заинтересуются такими «номерами»?

Исторический кадр: будничный старт пробега «Назад в Каракумы». Покидаем завод «Джи-Эм-Узбекистан».

Исторический кадр: будничный старт пробега «Назад в Каракумы». Покидаем завод «Джи-Эм-Узбекистан».Исторический кадр: будничный старт пробега «Назад в Каракумы». Покидаем завод «Джи-Эм-Узбекистан».
Исторический кадр: будничный старт пробега «Назад в Каракумы». Покидаем завод «Джи-Эм-Узбекистан».

Из Узбекистана выехали вполне успешно (притормозили нас только сотрудники погранперехода — очень хотели рассмотреть машину), а вот в казахстанскую границу уперлись на целых семь часов. По очереди мы бегали от машины к таможенному посту и обратно, звонили в Шымкент, Алматы, Астану и Москву, но пробить глухую оборону местных таможенников не удалось (подробности на с. 4–5). Наступала южная ночь... Пришлось согласиться на их условия — ехать через всю страну «под сопровождением».

Часть спинки можно не просто опустить, но и снять. Зачем — мы не поняли.

Часть спинки можно не просто опустить, но и снять. Зачем — мы не поняли.Часть спинки можно не просто опустить, но и снять. Зачем — мы не поняли.
Часть спинки можно не просто опустить, но и снять. Зачем — мы не поняли.

2. Сопровождение оказалось крупным мужчиной по имени Болто, тут же уснувшим на заднем сиденье. Его надо было кормить и поить; когда не спал, он развлекал нас рассказами о том, что в таможенном управлении не хватает людей, ведь столько машин (российских и прочих) надо сопровождать по дорогам республики… Вся работа заключалась в том, что он в запечатанном пакете вез документы на машину. Так за первую ночь мы проехали около 800 км по строящейся трассе М32.

Лучший из 1990 казахстанских километров.

Лучший из 1990 казахстанских километров.Лучший из 1990 казахстанских километров.
Лучший из 1990 казахстанских километров.

В следующем областном центре, Кызылорде, меняем Болто на Бахчана (не менее крупный мужчина), оформляем новую подорожную и после неслучившегося обеда выезжаем в Актобе. Снова ночная дорога — надо проехать больше 1000 км через пустыню Кызылкум.

Как хорошо жилось путешественникам в далеком 1933-м — у них было время на сон и еду! Мы же перехватывали на бегу в придорожных чайханах, что Аллах послал… Пока добежишь от машины до двери — околеешь.

Chevrolet Cobalt

Chevrolet CobaltChevrolet Cobalt
Chevrolet Cobalt

3. Два часа за рулем — и два часа блаженного сна на правом сиденье. На вторую ночь эта постель казалась уже верхом комфорта, а сам «Кобальт» — трехкомнатной квартирой. Если бы еще не коммунальной...

Единственная запись, сделанная в бортжурнале в ту ночь: «Подвеска!». Она подобна той, что на «Рено-Логан», — знатоки оценят комплимент. Грейдер, объезд строящегося моста, выбоина у Байконура (век помнить будем) — все нипочем! Ни чрезмерной требовательности европейских машин, ни ватности корейских и китайских.

Эта лампа горит все время. Через день привыкаешь.

Эта лампа горит все время. Через день привыкаешь.Эта лампа горит все время. Через день привыкаешь.
Эта лампа горит все время. Через день привыкаешь.

4. Несмотря на то что пробег прервался в самом интересном месте, а именно в Актюбинске, когда мы поняли, что российская таможня сама себе не верит (с. 4–5), испытания новинки мы провели и знаем: «Кобальт» их выдержал. Некоторые его особенности и наши выводы — на фото и плашках. Добавим лишь, что при минус двадцати пяти за бортом климат внутри мы легко доводили до тропического. Бразилия, словом.

Мы серьезно рассчитываем еще раз проехать по тому же маршруту, скажем, в 2033 году, на электромобиле. Верим, что к тому времени не будет такого «таможенного союза», как, впрочем, и границ вовсе. И дорога от Москвы до Ташкента займет дня два.

Спасибо, дорогой контролер Ахмаджонов, «Кобальт» и впрямь о'кей.

Спасибо, дорогой контролер Ахмаджонов, «Кобальт» и впрямь о'кей.Спасибо, дорогой контролер Ахмаджонов, «Кобальт» и впрямь о'кей.
Спасибо, дорогой контролер Ахмаджонов, «Кобальт» и впрямь о'кей.

РЕПОРТАЖ. МЕТОДОМ АКЫНА

1. По дорогам суверенного Казахстана мы проехали около 2000 км. Международный транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай» (прошли его казахстанский участок) — частично современное шоссе, практически автобан, частично грунтовки и грейдеры вдоль будущей трассы. Самое любимое наше выражение по-казахски отныне «айналы поту», что означает «объезд». Участок от Кызылорды до Аральска практичеcки сплошной «айналы поту», а не дорога! Но работы ведутся быстрыми темпами, дорожники клянутся, что через год здесь будет настоящая магистраль. Остается только недоумевать, почему эта дорога не находит продолжения в России: ну, промчат по ней китайцы, а дальше завязнут у нас, как когда-то монголы, и не видать им Западной Европы.

В ходе пробега температура за бортом колебалась от +12 ºС до той, что вы видите на дисплее.

В ходе пробега температура за бортом колебалась от +12 ºС до той, что вы видите на дисплее.В ходе пробега температура за бортом колебалась от +12 ºС до той, что вы видите на дисплее.
В ходе пробега температура за бортом колебалась от +12 ºС до той, что вы видите на дисплее.

2. Шымкент, бывший Чимкент: по-прежнему тут сходятся несколько крупнейших автомагистралей. Вокруг города есть кольцевая! До Алматы, бывшей столицы, 690 км, до новой, Астаны, 1900 км. И всего сто с небольшим верст до столицы Узбекистана. Но «благодаря» границе когда-то близкий Ташкент теперь в десяти часах ходу, судя по нашему опыту.

«Кобальт» по размерам попадает аккурат между седанами «Авео» (плюс 80 мм) и уходящим «Лачетти» (минус 36 мм). У него всего один тип кузова, потому клиенты «Шевроле» не будут мучиться выбором: хочешь поярче — бери «Авео», попрактичнее — «Кобальт».

«Кобальт» по размерам попадает аккурат между седанами «Авео» (плюс 80 мм) и уходящим «Лачетти» (минус 36 мм). У него всего один тип кузова, потому клиенты «Шевроле» не будут мучиться выбором: хочешь поярче - бери «Авео», попрактичнее - «Кобальт». «Кобальт» по размерам попадает аккурат между седанами «Авео» (плюс 80 мм) и уходящим «Лачетти» (минус 36 мм). У него всего один тип кузова, потому клиенты «Шевроле» не будут мучиться выбором: хочешь поярче — бери «Авео», попрактичнее — «Кобальт».
«Кобальт» по размерам попадает аккурат между седанами «Авео» (плюс 80 мм) и уходящим «Лачетти» (минус 36 мм). У него всего один тип кузова, потому клиенты «Шевроле» не будут мучиться выбором: хочешь поярче — бери «Авео», попрактичнее — «Кобальт».

3. Сегодня одно из ведущих высших учебных заведений Узбекистана — Туринский политехнический университет. Здесь готовят кадры для автомобилестроения, энергетики, строительства; обучение идет на английском языке и стоит около 4500 долларов в год. Конкурс высокий, по окончании гарантирована работа. В первую очередь — на предприятиях автопрома. Кстати, многим студентам они и оплачивают обучение.

В Туринском политехе в Ташкенте (!) учатся почти 1000 студентов. Оборудование — на зависть, в библиотеке на видном месте труды президента и свежий журнал «За рулем».

В Туринском политехе в Ташкенте (!) учатся почти 1000 студентов. Оборудование — на зависть, в библиотеке на видном месте труды президента и свежий журнал «За рулем». В Туринском политехе в Ташкенте (!) учатся почти 1000 студентов. Оборудование — на зависть, в библиотеке на видном месте труды президента и свежий журнал «За рулем».
В Туринском политехе в Ташкенте (!) учатся почти 1000 студентов. Оборудование — на зависть, в библиотеке на видном месте труды президента и свежий журнал «За рулем».

4. За 18 лет в Узбекистане практически на пустом месте создали современную автомобильную отрасль. Это не только предприятие в Асаке, где собирают «Дэу» и «Шевроле», но и Самаркандский автозавод (сборка грузовиков и автобусов «Исудзу», грузовиков МАN). Но самое важное — в Узбекистане уже есть современное производство автокомпонентов, насчитывающее семь десятков предприятий. Чуть больше года назад в Ташкенте открылся завод двигателей GM Powertrain Uzbekistan. Он выпускает современные бензиновые моторы объемом 1,2 и 1,5 л, в девяти модификациях.

На заводе в Асаке собирают «Дэу-Дамас», «Матиз» и «Нексию», «Шевроле-Спарк», «Лачетти» и «Кобальт». Уровень локализации — до 70%.

На заводе в Асаке собирают «Дэу-Дамас», «Матиз» и «Нексию», «Шевроле-Спарк», «Лачетти» и «Кобальт». Уровень локализации — до 70%.На заводе в Асаке собирают «Дэу-Дамас», «Матиз» и «Нексию», «Шевроле-Спарк», «Лачетти» и «Кобальт». Уровень локализации — до 70%.
На заводе в Асаке собирают «Дэу-Дамас», «Матиз» и «Нексию», «Шевроле-Спарк», «Лачетти» и «Кобальт». Уровень локализации — до 70%.

Изнанка благостной картины — закрытый пошлинами рынок, так что 95% машин на нем — двух марок, угадайте каких. А все предприятия наполовину принадлежат государству. Таков местный колорит.

Здесь дневник путешествия заканчивается, есть только одна запись на следующей его странице:

5_no_copyright

5_no_copyright

«КОБАЛЬТ» НА РЫНКЕ

Самый доступный «Кобальт» стоит 444 000 рублей; за эти деньги в придачу к единственному двигателю (1,5 л, 105 л.с.) и 5-ступенчатой коробке передач получите усилитель руля, подушку безопасности водителя, обогрев передних сидений. За доплату в 26 тысяч поставят кондиционер; пакет безопасности (антиблокировочная система + вторая подушка) обойдется еще в 20 000 рублей. За окраску (любую!) потребуют дополнительно 8 тысяч. Куда выгоднее взять комплектацию LT за 503 000 рублей, где кондиционер уже в базе, но вместо механики 6-ступенчатый автомат. Вариант LTZ богаче на 15-дюймовые колеса на литых дисках, аудиосистему и другие приятные мелочи.

В этом сегменте 6-ступенчатым автоматом хвастается разве что «Кобальт».

В этом сегменте 6-ступенчатым автоматом хвастается разве что «Кобальт».В этом сегменте 6-ступенчатым автоматом хвастается разве что «Кобальт».
В этом сегменте 6-ступенчатым автоматом хвастается разве что «Кобальт».

Как выглядит «Кобальт» на фоне одноклассников? Возьмем за точку отсчета комплектацию LT, дополненную второй подушкой и ABS: 531 000 рублей. «Лада-Гранта» с автоматом стоит 406 600 рублей, но для многих отечественный бренд скорее минус, чем плюс. «Рено-Логан» с автоматом в довольно богатой комплектации стоит 488 тысяч ровно. Неплохо, но дизайн экстерьера и интерьера устарел. «Хёндэ-Солярис» с мотором в 107 «лошадей», 4-ступенчатым автоматом и кондиционером дешевле конкурента — 510 000 рублей. «Киа-Рио» со схожей начинкой стоит 519 900 рублей.

9

9

Кстати, у самой «Джи-Эм» есть пара моделей в качестве некоей альтернативы: «Авео» и «Лачетти». Первая в сходной комплектации стоит 528 000 рублей, а вторая… ушла с конвейера, чтобы уступить место «Кобальту».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые