Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Манекены НАМИ о том, что покупать опасно

Только внешне они те же куклы, разве большие. На деле манекены наделены ранимостью человеческого организма и не так уж немы: исполнив предназначение — сдержав удары в новом автомобиле, по-своему скажут (и не ошибутся), безопасна ли машина, узел, устройство. «Поговорить» с манекенами о новинках отечественного авторынка мы отправились на Дмитровский автополигон НАМИ.
Полная версия

Что покупать опасно

Данные за последние два года, полученные от манекенов-«мальчиков», «работающих» на Дмитровском автополигоне НАМИ, можно интерпретировать так: если вам дороги собственные дети, не покупайте детские автокресла торговых марок Kenga, Bertoni-Maranello, Rastar, «Автобеби». Они не выдержали краш-тестов: непродуманная конфигурация ремней крепления приводила в одном случае к тому, что лямка попадала на шею, в другом — на брюшную полость с угрозой повредить внутренние органы, в третьем — ремень расположен так, что при столкновении манекен выскальзывал из-под лямки. Хуже того, ломался каркас, а были случаи, когда от него даже отламывался кусок.

Продавцам и производителям детских кресел обидно получить отлуп. А надо ли доверять куклам? Вполне: они — продукт техпрогресса.

Какого рода-племени?

Самый первый манекен изготовили в США в 1949 году по заказу американских ВВС для испытаний катапультных кресел. По нынешним меркам был он примитивным — только силуэтом напоминал человека. Перед катапультированием его обмазывали мелом, чтобы  об «увечьях» можно было судить по стертым участкам на «травмированных» чреслах. Шарниры, подражающие работе суставов, двигались не как у людей, и вообще имитаторы были «деревянными».

В начале 1970-х годов в General Motors разработали качественно новый экземпляр и даже дали ему имя «Гибрид-2», затем следующий с символом «3». Конструкторы по-максимуму наделили его человеческими свойствами — придали антропоморфность. Весом он как среднестатистический homo sapiens — 78 кг, длиной — 175 см, соблюдены пропорции человеческого тела, благодаря элементам из металлических сплавов гибкими стали ребра, близкой к человеческой биомеханике подвижность позвоночника и «суставов», упругость шейных «мышц». Сырье для «кожи» — компаунд из натурального каучука, «мягкие ткани» — из вспененного винила… В целом же в этой человеческой имитации 350 деталей.

Узкие специалисты

Но не все куклы одинаковы. «Гибрид-3» используют в испытаниях при фронтальном ударе. При боковом — манекен по прозвищу «ЕвроСИД» (у него особенные ребра). В упражнении «наезд сзади» — «БиоРИД»: его датчики и точки крепления в других ранимых точках «организма»…

И пошел род. Появился 100-килограммовый «толстяк» мужского сложения, «дама» с габаритами, свойственными бальзаковскому возрасту, трое с параметрами мальчишек трех, шести и десяти лет и еще трое младенцев в полгода, год и полтора. Сравнительно недавно подоспела имитация беременной женщины. Словом, вся семья в сборе. Все «особи» одной «расы»: оболочка кукол чаще всего тускло-оранжевого цвета — с таким окрасом лучше всего рассмотреть детали при просмотре скоростной видеосъемки краш-тестов.

Дорогой нечеловек

Их создавали, понятно, не из любви к красоте человеческого естества. Куклы напичканы электроникой: несколько десятков сложнейших приборов спрятаны в голове, груди, руках и ногах, 20 тыс. раз в секунду телеметрия передает сведения о навалившихся на манекен нагрузках. По 10 тысячам каналов данные поступают в помещенный во чрево автономный блок памяти («черный ящик»): что произошло с черепом, грудью, голенью, ступней…

Цифры сопоставляются с нормативами. Сотрудники лаборатории безопасности Дмитровского полигона процитировали техрегламент. Скажем, при ударе голова не должна испытывать перегрузки свыше 8-10g и длительностью не дольше трех миллисекунд. Если перегрузка больше и длится дольше (средства безопасности автомобиля недостаточно смягчают удар), машина не имеет права выйти на авторынок. При испытаниях на ударопоглощение с ремнями безопасности допустимая деформация «тела» — 50 мм, когда же она больше, это предполагает летальный исход для водителя или пассажира. Выносится рекомендация: «Автомобиль не годен, доводите».

Манекены, естественно, получают травмы, и с ними проводят ТО, при надобности меняют части тела, некорректно работающие органы, калибруют системы и приборы. Что недешево. Скажем, имплантация металлопластиковых ребер (их обновляют после каждых 10 краш-тестов) обходится в 3 тыс. долл. Но такая сумма не столь значительна в сравнении со стоимостью самого манекена — около 300 тыс. долл. Впрочем, все это ничто, когда на кону сохраненные человеческие жизни.

 

Подпишитесь на «За рулем» в

21.11.2013
Поделиться: