О чем мечтает ректор?
О ЧЕМ МЕЧТАЕТ РЕКТОР?
Полная версияМЫ И АВТОМОБИЛЬ /У НАС В ГОСТЯХ О ЧЕМ МЕЧТАЕТ РЕКТОР? ВЯЧЕСЛАВ ПРИХОДЬКО - ректор МАДИ, точнее - Государственного технического университета МАДИ. Себя скромно называет "молодой ректор". Само собой, он - доктор технических наук, профессор. А еще - президент Российского мониторингового комитета по инженерной педагогике. Ездил на "жигулях" и "мерседесах", знаком с размерами профессорского жалованья и студенческой стипендии, мечтает об автомобиле с отечественным названием и зарубежным качеством... ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН - Вячеслав Михайлович, сегодня порой создается впечатление, что нас окружают сплошные банкиры, политологи, продавцы... А в инженеры-то кто-нибудь еще идет? - Не то слово! Рост интереса к инженерным специальностям наметился еще три-четыре года назад - сегодня же конкурс в МАДИ примерно три человека на место. Так что, попадают не все. - А за деньги? - И даже за деньги тоже не все. Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на бесплатное обучение, могут попытаться стать студентами за плату - ежегодно мы принимаем таким образом по 150-200 человек. Но желающих неизменно больше. - И чем же вы это объясняете? Как насчет черного юмора про то, что для инженера главная из наук - это наука выживания? - А мы эту науку тоже освоили! Сегодня наши выпускники востребованы как никогда - посмотрите, сколько строится мостов, тоннелей, эстакад! Скажу больше - зарплата такого молодого специалиста, как правило, превышает 10000 руб.! - С российскими дорогами понятно - а на каких машинах будем по этим дорогам ездить? Пересядем на иномарки или будем патриотично поднимать пошлины? - Один умный человек сказал, что наука не имеет отечества. Автомобилестроение по методу натурального хозяйства обречено на гибель, и патриотизм здесь ни при чем. Надо обязательно развивать свой автопром, но для этого необходимо брать лучшее, что сегодня есть в мире. Пусть это поначалу будут отверточные производства - нечего тут стесняться. - В Тольятти поначалу тоже было хорошо... - Там сегодня не хватает ни прорывных творческих мыслей, ни ресурсов, чтобы поставить на конвейер действительно хорошую машину. - А роль государства? - Если заводу нужны инвестиции, то пусть государство их сначала выделит, а завтра вернет обратно за счет налогообложения. - Так разворуют же... - Не исключено. Впрочем, при желании можно проследить судьбу каждого вложенного рубля. Передовые заводы нужно поддерживать! - Передовые - это, надо полагать, ВАЗ и...? - И, например, ГАЗ! Посмотрите на спектр нижегородских разработок за последнее время - что бы делали наши предприниматели без семейства тех же "газелей"? - Так за какую машину голосуете лично вы - за нашу или за импортную? - За ту, которая будет доставлять меня без опозданий и приключений на совещания, заседания и просто домой. Сегодня это, конечно же, иномарка - кривить душой не буду. Но если наши автомобили сравняются с иномарками по качеству, то при прочих равных условиях я с удовольствием выберу нашу! Да и студенты должны видеть, что ректор ездит на российской машине. - Кстати, извините за нескромный вопрос - почему МАДИ вдруг стал университетом? - Всеобщая смена "вывесок", которая началась примерно 10 лет назад, была вызвана неверием в успех при неизменной внешней атрибутике. Иностранные коллеги тоже по-разному реагируют на слова "институт", "академия" и "университет". Сегодня порядок присвоения подобных "титулов" упорядочен. Пользуясь случаем, сообщаю, что Государственный технический университет - МАДИ соответствует своему статусу по всем показателям. - А уровень преподавания отвечает сегодняшним требованиям? Или устройство автомобиля изучают по плакатам с ГАЗ-21? - Сегодня преподаватели как бы разделились на несколько групп. Истинные профессионалы постоянно привлекаются к выполнению договорных работ с различными фирмами и просто не могут отстать от передового уровня знаний. Есть и другие... Мы это знаем и, скажем так, вносим нужные коррективы... Да и студент к плохому преподавателю просто не пойдет. - То есть? - То есть у "мадийского" студента есть своего рода автономия, право выбора. Например, мы предлагаем ему десяток так называемых элективных курсов - по маркетингу, менеджменту, этике делового общения и т.п. Он может посещать любые пять - на выбор. - А покритиковать себя можете? - Легко! Совершенно очевидно, что к старшим курсам доля самостоятельной работы должна увеличиваться, а мы продолжаем перегружать студентов лекционными материалами... - В двух словах: что для вас машина - предмет обихода или нечто иное? - Друг, о котором нужно заботиться. Только тогда он будет относиться к тебе "по-человечески".