Дорогая моя автошкола
Автошколы обязали пройти аттестацию для обучения по более высоким стандартам. Увы, новые правила приведут лишь к повышению стоимости обучения и сокращению количества автошкол, а не к ожидаемому улучшению подготовки водителей.
Полная версияОбучение теперь разбито на три этапа. В приказе отмечено, что теоретические занятия должны проводиться в учебных кабинетах, с использованием специального оборудования. В одной группе должно быть не больше 30 человек, а количество кабинетов рассчитывается по специальной формуле, исходя из числа учеников. По тому же принципу определяется минимальное количество учебных автомобилей в парке школы. Для освоения практических навыков езды необходима площадка размером не менее 0,24 га; она не должна непременно быть собственностью автошколы – можно оформить договор аренды. Появился и перечень необходимого оборудования: компьютеры, проекторы, учебные пособия, информационные стенды. Автошкола должна иметь собственный интернет-сайт. Наличие медкабинета и места для обедов тоже обязательно. При таком подходе автошколы должны превратиться в полноценные образовательные учреждения. С августа 2014 года помимо изучения Правил дорожного движения курсанты должны получать и другие теоретические знания, связанные с дорожным движением, – это положения уголовного законодательства, вопросы страхования, гражданской ответственности. Появился и такой предмет, как «психофизиологические основы деятельности водителя». Само собой, для обучения новым дисциплинам требуются дополнительные преподаватели. По новой программе на теорию отводится 134 академических часа, а на практику – лишь 56 часов. Не мало ли? В автошколе по-прежнему не будут учить управлять автомобилем на скользкой дороге, в ночное время, в экстренных ситуациях – об этом при подготовке закона напрочь забыли. Не пора ли добавить в программу обучения новые практические дисциплины? А то за изучением законов и психологии теряется основное назначение автошколы – подготовка водителя, способного справиться с нестандартными ситуациями на дороге. К моменту отправки этой статьи в печать ГИБДД приняла заявления о лицензировании и проверке учебно-материальной базы лишь от трети существующих автошкол. Намечается явный дефицит учебных мест. Это при том, что средняя стоимость обучения в столичном регионе уже подскочила до 35 тысяч рублей. И есть все основания предполагать, что она будет ползти выше – в том числе по причине банальной нехватки автошкол. Может, именно этого и добивались организаторы реформы – чтобы водительское удостоверение стало предметом роскоши? Раньше автошколы имели возможность получать лицензию по заявительному принципу, причем лицензия была бессрочной и выдавалась на основании лишь некоторых документов. Неудивительно, что многие автошколы вместо обучения фактически продавали свидетельства – кто-то вовсе без обучения, а кто-то сокращая часы, вследствие чего выпускники имели о ПДД и практических навыках вождения весьма смутное представление. Новые программы обучения и требования к автошколам – единственный способ изменить систему подготовки водителей и вывести ее на качественно новый уровень. После вступления в силу приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» автошколы обязаны пройти аттестацию и получить разрешение на право обучения. Для этого необходимо подтвердить соответствие учебно-материальной базы установленным требованиям. В Госавтоинспекцию города Москвы уже поступили заявления от трети автошкол города, а более двух десятков из них уже получили согласованные программы и начали работать. Перечень этих организаций доступен на интернет-сайте Госавтоинспекции www.gibdd.ru. Там же есть списки автошкол, получивших аттестацию в других регионах.