ОСАГО со страхом и упреком: рейд «За рулем»
БИЗНЕС ПО-РУССКИ
Почему в Калугу? Потому что не слишком далеко от столицы – и если там обнаружатся проблемы с оформлением ОСАГО, то что уж говорить о более отдаленных регионах? В качестве прикрытия взяли автомобиль, для которого действие ОСАГО заканчивается через два месяца. Задача – купить полис, что называется, с колес. Семилетний Hyundai Accent за три часа доставил нашу разведгруппу в Калугу. Сразу заезжаем на мойку, поскольку машина при осмотре должна быть чистой. Ведь при заключении договора страховщик наверняка захочет глянуть на автомобиль.ПОД КРЫЛОМ СИЛЬНОЙ КОМПАНИИ
Офис Росгосстраха на улице Чебышева оказался первым на нашем пути. На пороге встретила то ли секретарь, то ли консьержка. Узнав, что меня интересует ОСАГО, пожилая женщина поинтересовалась, на какое время я записан. В недоумении я пожал плечами… – Тогда ничего не получится. Только по записи. Или купите у нас какую-нибудь другую страховку, тогда и ОСАГО дадим, – заговорщицки продолжила она. Соглашаюсь на кабальные условия и прохожу в офис. По дороге включаю видеокамеру телефона. Скрытая запись, ага. Сотрудница выслушала меня и, почему-то извиняясь, предложила купить полис страхования жизни. Отсутствие техосмотра можно обойти, получив направление за 800 рублей. По выданному направлению я должен (под честное слово) пройти диагностику в ближайшее время. Итого вместо ожидаемых 2000 рублей за полис мне насчитали больше пяти тысяч. С кислой миной жалуюсь на дороговизну и спрашиваю насчет записи в очередь – дескать, лучше постоять, чем отдавать лишние кровные. Оказалось, что записаться на оформление полиса можно только с 8:30 до 9:30 утра. И очередь растянулась уже до апреля! Сидеть два месяца в Калуге не улыбалось, но пришлось-таки остаться до следующего утра – надо же увидеть своими глазами, как люди «пишутся» в очередь на оформление. А пока есть время, двигаем на улицу Луначарского, где находится офис страховой компании МРСК.НЕПРАВИЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Представительство МРСК располагается в помещении, больше похожем на торговый павильон. Посреди большого зала пара столов с оргтехникой. Двое сотрудников неспешно работают: один продает полисы ОСАГО, другой сканирует документы, заносит информацию об оплате и параллельно принимает потерпевших. Через полтора часа ожидания я уже сидел перед ними. – В комплекте ваших документов не хватает копии паспорта собственника автомобиля, – с радостью сообщил страховщик. Действительно, машину я одолжил и не сделал копию паспорта ее владельца. Но по закону этого и не требуется! Обязательны: документ на автомобиль (ПТС или свидетельство о регистрации), заявление о заключении договора страхования, диагностическая карта и паспорт страхователя, то бишь мой паспорт. Не собственника паспорт, а именно страхователя! Но сотрудник МРСК авторитетно повторил, что без копии паспорта собственника полис ОСАГО он ни за что не продаст.Документы, необходимые для приобретения полиса ОСАГО
1. Заявление о заключении договора обязательного страхования.
2. Паспорт или иной удостоверяющий личность документ страхователя (для физического лица); свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо).
3. Документ о регистрации транспортного средства (паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы).
4. Водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством.
5. Диагностическая карта, подтверждающая прохождение техосмотра.
Отступать не хотелось – жаль потраченного времени. Да и задание редакции нужно выполнить. Звоню другу: прошу срочно сфотографировать необходимые страницы паспорта и отправить мне. Через несколько минут возвращаюсь в офис МРСК и сообщаю, что требуемая копия у меня есть – и прямо со смартфона отправляю по указанной электронной почте «сканированные» (то есть сфотографированные) страницы паспорта. – Занимайте очередь… Смотрю на людей передо мной и начинаю сомневаться, что успею посетить еще одного страховщика. Но в 16:30 я вновь сижу перед клерком. В этот раз мне может помешать только отсутствие диагностической карты (в прошлый раз до проверки наличия техосмотра дело не успело дойти). Но то ли сотрудник МРСК к вечеру подустал, то ли техническое состояние автомобиля его не волновало… В результате за полторы тысячи рублей я стал обладателем полиса. И «всего-то» за три с половиной часа! А если бы я не смог получить копию паспорта собственника автомобиля? Или в МРСК есть варианты решения этой проблемы, как в Росгосстрахе?НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Офис фирмы «РЕСО-Гарантия» находится в центре Калуги, на Театральной улице. До закрытия оставался час. На свой вопрос получаю ответ, что полисы оформляются только клиентам РЕСО. Если у тебя был полис РЕСО, новый получишь без проблем. А если прежде ОСАГО оформлялось у другого страховщика, купить полис можно только в утренние часы. – Приходите завтра, – порекомендовала работница РЕСО. – Только пораньше, часиков в шесть. – Вы так рано начинаете работать? – удивился я. – Нет, что вы! Просто народу много. А работаем с половины десятого. На следующее утро, около семи, мы вновь высадились на Театральной улице. Редкие прохожие спешили по делам, а у офиса «РЕСО-Гарантии» уже столпились люди. Ради приличия мы заняли очередь, а потом, раскрыв карты, устроили расспросы. Оказывается, многие здесь стоят с четырех-пяти утра! Иначе до обеда не успеть. А после обеда полисы продают только своим клиентам. Причину такого деления на своих и чужих нам так и не смогли объяснить. Страховщик вправе осмотреть транспортное средство. По требованию страхователя осмотр может быть проведен по месту жительства автовладельца В очереди сетовали, что на каждого клиента уходит около часа: иногда требуют показать автомобиль. А у офиса не припарковаться: пешеходная зона! Ближайшее место для стоянки – в пяти минутах ходьбы, и повезет, если есть свободные места. А если нет, придется оставлять машину в квартале от офиса. Дополнительных услуг не предлагают, без техосмотра полис не продают. Стоять несколько часов в очереди в зимнюю темень? Не те нынче времена. В XXI веке на покупку полиса ОСАГО должно уходить не более получаса – этого вполне достаточно для оплаты и оформления документов. Остается лишь сочувствовать жителям Калуги. Тем временем меня уже ждали в Росгосстрахе. Там выдали талон… на 28 апреля 2015 года! И даже время указали: 14:30. Точность – как в аптеке! Значит, на оформление полиса нужно записываться аж за три месяца вперед? А что делать человеку, который только что купил машину? Соглашаться на навязанные дополнительные услуги?По закону
Владелец транспортного средства вправе выбрать любого страховщика, работающего в системе ОСАГО. Страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, представившему необходимые документы. Запрещено навязывать дополнительные услуги при продаже полисов ОСАГО. За необоснованный отказ в заключении договора страхования или навязывание дополнительных услуг страховщик должен быть оштрафован на 50 000 рублей.
Если вы столкнулись с подобными нарушениями, зафиксируйте их и обратитесь с заявлением в территориальное подразделение ЦБ РФ.