Вездеходы-долгожители: кто в поле воин? Часть 2
ВЫТЯНУЛИ ВСЕХ?
Конец нашей истории про долгожителей автомобильного мира вовсе не такой, как в сказке про репку. Скорее, как у братьев Гримм. Читали же? У них чем дальше, тем страшнее: достается и злодеям, и добрым героям. УАЗ Хантер, он же УАЗ‑315195, в этом году нас покинет. Жалко? «Козлика» в том виде, когда он был «четыреста шестьдесят девятым», да. А Хантера – нет: попытка привести его в соответствие с новыми требованиями не сделала автомобиль современным, но напрочь убила ностальгические чувства. Для Ульяновского автозавода это перевернутая страница, где рассказывается о простом деревенском парне, который не нашел себя в городе и стал изгоем общества. Land Rover прекращает выпуск Дефендера, и его нам будет не хватать. Дэфу тоже тяжко в нынешнем мире, но старание, с которым он натягивал гриндерсы вместо кирзачей, заслуживает уважения. Нива – классная! Особенно за свои деньги и после модернизации. Расставаться с ней производитель пока не собирается – даже новое платье подарил, из коллекции Urban. А там, глядишь, и сменщица достойная появится, которая на новом уровне совместит проходимость, доступность и легковые повадки. Geländewagen всем еще покажет. Пока у аудитории есть интерес и деньги, Mercedes-Benz будет держать ветерана в строю. (В 2014 году был установлен рекорд: в России продали 1002 G‑вагена!) Хотелось бы посмотреть на финал этого эксперимента, скажем, через полвека – вдруг в потоке электромобилей на магнитной подушке мелькнет знакомый силуэт? И Jimny, маленький веселый Джимник, пусть тоже еще пошумит. Не бросайте его в водоворот кризиса – захлебнется он в волнах валютных курсов. Больше миллиона рублей? На такой ценник поведется только сказочный Иванушка-дурачок.Кинозвезды
Александр ВИНОГРАДОВИстория вечной любви
Михаил КулешовLAND ROVER DEFENDER
1948–2015
Все началось со швейных машинок, производство которых британцы Джеймс Старли и Джози Тёрнер наладили в небольшом городке Ковентри, на востоке графства Уэст-Мидлендс. Шел 1861 год. Партнеры не боялись экспериментировать и вскоре переключились на выпуск велосипедов и мотоциклов, в 1904‑м представили первый серийный автомобиль Rover 8, а позже сосредоточились на выпуске моделей Rover 14, Rover 16 HP Light Six и Rover 14 Speed.
С началом Второй мировой компания перешла на выпуск двигателей и алюминиевых крыльев. Только в 1945‑м, переехав в строения завода Meteor Works в Солихалле, возобновили производство автомобилей. Наиболее востребованным виделся недорогой фермерский вседорожник в духе Willys Jeep. Уже в 1947 году идея материализовалась в концепт Centre Steer. Раму сделали из стальных полос прямоугольного сечения. Для кузова использовался алюминиевый сплав, которого после войны хватало.
Имя Land Rover утвердили осенью 1948‑го, а под занавес года были готовы чертежи окончательного варианта. Дизайн серийного Land Rover 80 (80 – длина колесной базы в дюймах) авторства Тома Бартона дошел до наших дней с минимальными изменениями.
SUZUKI JIMNY
с 1968 года Прообразом Suzuki Jimny (он же Samurai) послужила разработка маленькой компании Hope Star. В середине шестидесятых модель ON 360 длиной менее трех метров и массой чуть больше 500 кг с двухтактным 21‑сильным двигателем Mitsubishi продавалась крайне плохо, однако глянулась компании Suzuki. В 1968‑м та выкупила у Hope Star производственные права и выпустила доработанный вариант под маркой LJ Jimny (LJ – Light Jeep). Кузов установили на раме лестничного типа, запасное колесо перенесли в салон – чтобы снизить налог на длину. Под крылом Suzuki модель завоевала успех. В 1974 году японцы выпустили экспортную модификацию с левым рулем и запаской на корме, позже представили варианты с жесткой крышей и длинной базой. В 1981‑м дебютировал вседорожник второго поколения – серьезно прибавивший в размерах (длина достигла 3555 мм), с четырехцилиндровым мотором мощностью от 45 до 52 л.с. Лишь в 1998 году появился Jimny третьего поколения – уже с пружинной подвеской всех колес вместо зависимой рессорной.УАЗ‑469
1972–2015
Ульяновский автомобильный за- вод имени И. В. Сталина (УльЗИС) в военные годы выпускал грузовые ЗИС‑5, а в первой половине пятидесятых наладил производство ГАЗ‑69. С началом выпуска предшественника УАЗ‑469 предприятие переименовали в УАЗ.
Первые серийные УАЗ‑469 сошли с конвейера лишь в декабре 1972 года, хотя разработка велась с начала 1950‑х. В 1985‑м вездеход получил новый индекс 3151, был проведен ряд доработок (гидравлический привод выключения сцепления, карданные валы с радиально-торцовым уплотнением подшипников и разрезная, травмобезопасная рулевая колонка).
Претерпев еще несколько конструктивных улучшений и сменив в 2003‑м имя на Хантер (англ. hunter – охотник), автомобиль дожил до наших дней. УАЗ собирали не только в России, но и в Азербайджане, Вьетнаме, Германии, на Украине, Кубе и даже в США.
ВАЗ‑2121 НИВА
с 1977 года Летом 1970 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поручил трем крупнейшим автозаводам разработать принципиально новый автомобиль повышенной проходимости с комфортом легковой машины. Несколько лет спустя за место на конвейере боролись Москвич‑2150, Иж‑14 и ВАЗ‑2121 Нива, которая и выиграла «тендер». У «военного» Ижмаша не было лишних средств на доводку, детище АЗЛК недотягивало до легковушки по комфорту. Дизайн Нивы, почти не изменившийся за 40 лет, принадлежит Валерию Семушкину, вдохновленному обликом хэтчбека Fiat 127. На конвейер вездеход отправился в апреле 1977‑го и моментально стал сверхпопулярным. Около 80% всех машин шло на экспорт: Ниву полюбили в Европе и странах Латинской Америки. Праворульные версии отправлялись в Великобританию и даже в Японию.MERCEDES-BENZ G
с 1979 года
Своим появлением Geländewagen обязан шаху Ирана – Мохаммеду Реза Пехлеви. Именно он, будучи крупным акционером Daimler-Benz, настоял на разработке военного вездехода.
Заказом занялась дочерняя компания Steyr-Daimler-Puch в австрийском Граце, где G‑Wagen по сей день собирают вручную. Однако к моменту запуска автомобиля в серию шах Пехлеви был свергнут в ходе Исламской революции и спустя год скончался в Каире. Главный заказчик не дождался своей игрушки... Позже Geländewagen был принят на вооружение более чем в двух десятках стран.
Автомобили с индексом W460 и подключаемой передней осью выпускались с 1979 года и оснащались относительно скромными моторами – мощностью от 72 до 156 л.с. Однако с выходом в 1990‑е годы нового кузова (W463) G‑Wagen обрел новую жизнь: появление мощнейших версий (в том числе G 55 AMG и G 63 AMG) превратило Mercedes-Benz из простого и неприхотливого вседорожника в предмет роскоши.
Лучшие из лучших
Александр ВИНОГРАДОВНИВАЛЮЦИЯ
НАЗАД В СССР
ВАЗ‑2121 бежевого цвета, 1987 года, – почти как новый. На кузове ни сколов, ни ржавчины. Только нижняя часть порогов на всякий случай покрыта черным антикором, а на дверях красуются большие черные «лопухи» вместо штатных жигулевских зеркал. В салон из нынешнего столетия попала лишь аудиосистема. Под капотом – всё как с картинки… Ладно, хватит ностальгировать, пора и делом заняться. Удобная посадка? Это не про Ниву. Как ни двигай сиденье, за рычагом коробки передач придется тянуться. Мягкая спинка «шестерочного» сиденья заканчивается в районе лопаток. Не добавляет удобства и «шестерочный» руль с тоненьким ободом. Но как хороши приборы «шахи» в индивидуальных колодцах!ПЕРИПЕТИИ ПРОГРЕССА
Можно долго рассуждать об измененной подвеске и увеличенной колее. Главное – результат. Нынешней Ниве вообще не важно, что под колесами, – теперь подвеска переваривает практически всё. Реакции на руль стали острее: хотя база осталась прежней и любовь к заносам не прошла, «ловить» новую Ниву проще. Легкие руль и педали – тоже плюс. Новый главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель большего диаметра значительно снизили усилие на педали. А сцепление и вовсе стало невесомым благодаря рабочему цилиндру от собрата Chevrolet Niva.В дореформенных рублях
В 1988 году ВАЗ‑2121 был одной из самых дорогих тольяттинских моделей. За Ниву просили аж 9000 советских рублей! При средней зарплате в 233 рэ на машину пришлось бы пахать почти 39 месяцев. Сегодня в приведенных ценах та Нива обошлась бы в 405 000 нынешних рублей (экономисты ведут такие расчеты из курса 1:45). И это вполне соответствует реальным ценам 2014–2015 годов: базовая Лада 4×4 стóит (пока!) даже чуть меньше – 394 500 рублей. В 2014 году средняя зарплата в РФ составила 30 000 рублей. Считайте самиРедакция благодарит Олега Кузьмина и Якова Краснова за предоставленные автомобили.