Экология
ЭлектромобилиБиотопливоУтилизацияЭкология

Российские электромобили Гердакар: мультики и пультики

Катаемся на электромобилях российского производства по дорогам общего пользования.
Полная версия
Российские электромобили Гердакар. От 350 000 рублей (без учета стоимости аккумуляторов).

Не могу отделаться от ощущения, что стал героем мультфильма про яркие, симпатичные и добродушные машинки. А самое трудное – поверить, что на этих игрушках можно ездить по дорогам общего пользования!

Да-да, Камышинский машзавод имеет право ставить на свои электромобильчики по имени Гердакар стандартный VIN-код. А вот номерные знаки при такой мощности машинам не нужны.

Не знаю, выезжал ли кто-то из купивших Гердакары на обычные дороги. Я попробовал – и почувствовал себя дрессированным медведем в цирке. Не только потому, что выгляжу в этой машинке немного комично, – пешеходы и водители вниманием не обделили. Аплодисментов, правда, не слышал…

Литиевые батареи долговечнее кислотных, и емкость у них вдвое выше – но очень дороги.

 ПЛОЩАДКА МОЛОДНЯКА

Удивительно, но в России есть еще те, кто пытается построить что-то свое, хотя торговать чужим куда проще и выгоднее. Электрические гольф-кары нынче не в дефиците – конечно же, китайского производства. Правда, они в 2-2,5 раза дороже камышинских машин.

Первый электрокар на Камышмаше сделали несколько лет назад по просьбе некой нефтебазы для езды в стесненных условиях, где любому полноценному автомобилю места маловато. Аппетит пришел во время еды – так появилось семейство электрических Гердакаров.

Раму из труб прямоугольного сечения делают в двух вариантах – стальную и алюминиевую. Первая в два раза тяжелее и настолько же дешевле. Независимые подвески McPherson созданы с использованием стоек, ступиц и некоторых других деталей Оки. От нее же рулевая рейка и дисковые тормоза, которые установлены только сзади: для такой машины их вполне достаточно. А в случае необходимости несложно поставить тормоза и на передние колеса.

Наружные пластиковые панели сделаны со вкусом и аккуратно. Моторы мощностью 3,7 или 5,3 кВт и электрооборудование – китайские. Найти адекватные по цене и качеству отечественные пока не удалось, но создатели гольф-каров не теряют надежды.

Гамма моделей включает четырех- и шестиместные машинки с базой 1850 или 2630 мм, длинные и короткие грузовички с алюминиевым кузовом и двумя либо четырьмя местами и даже микросамосвал. Производители предлагают два варианта редуктора – 10:1 и 13:1. Второй ставят, в основном, на длинные машины, рассчитанные на шестерых.

Вариант с кислотной батареей.

Базовая цена – 350 тысяч рублей без учета стоимости аккумуляторов, поскольку производитель предлагает выбор. Кислотные емкостью 110 А·ч и массой 140 кг стоят 60 тысяч рублей, а самая простая машина с ними – чуть больше 400 тысяч. Но хватает таких батарей примерно на 1000 циклов заряда-разряда, или на 8–12 месяцев.

Двухсотамперные аккумуляторы работают от двух до двух с половиной лет, но примерно вдвое тяжелее и дороже. Есть вариант и с современными литиевыми батареями емкостью 300 А·ч. Они немногим массивнее 110‑амперных, а выдерживают до 3000 циклов разряда-заряда. Это уже серьезно. Но заплатить за них придется примерно 450 тысяч рублей – и цена гольф-кара с такими батареями вполне сравнима со стоимостью не слишком дорогого семейного седана. Ужас! Но мы ведь любим порассуждать об экологии…

МАЛЫМИ СИЛАМИ

А теперь – коротко о впечатлениях с места циркового медведя.

Максималка – всего 30 км/ч. И заметно падает, как только начинаешь штурмовать более-менее крутой подъем. Амортизаторы работают старательно, однако коротенькая и узенькая машина все равно больше напоминает парковую повозку в одну пони-силу, нежели полноценный автомобиль. Гердакары и покупают парки и парк-отели с большими территориями. Ни вони, ни треска – сплошная экологичность.

И все же эти смешные машинки – шаг к более серьезной технике. По крайней мере, так хотели бы думать отцы-инженеры электрокара. Некоторые клиенты уже сейчас просят сделать нормальную крышу и двери. Ну да, отзываются производители, а потом захочется отопитель и кондиционер! А настоящий электромобиль у нас в стране никому или почти никому не нужен. Массовый покупатель не готов платить миллиона полтора за маленькую, пусть и самую дружелюбную к природе и «импортозамещающую» машинку. Производитель работать на склад не будет. Ну а государству, похоже, всерьез этими проблемами заниматься некогда.

Впрочем, яркие мультяшные машинки одним своим видом отвлекают от пессимистичных мыслей. Может, все-таки что-нибудь где-нибудь у кого-нибудь получится? Ведь мультики обычно заканчиваются хорошо.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
12.06.2015
Поделиться: