Экология
ЭлектромобилиБиотопливоУтилизацияЭкология

Новые турбодизели ЯМЗ: завидуй, Европа

В октябре исполнится 100 лет с момента открытия автомобильного завода Акционерного общества механических передвижений и производств В.А. Лебедева. Теперь это Ярославский моторный завод, который к своему юбилею разработал три новых дизеля.
Полная версия

 

Когда-то ЯАЗ, позже переименованный в ЯМЗ, начинался с одной площадки в Ярославле, а теперь их две. И еще одна – на нынешней окраине, за Волгой, как говорят местные. Там в 2013 году открыли новый завод по выпуску моторов ЯМЗ‑530. Это самое современное производство турбодизелей не только в нашей стране, но и во всей Восточной Европе. 

Кроме «четверок» ЯМЗ‑534 и «шестерок» ЯМЗ‑536 с осени 2015 года здесь выпускают дизели Mercedes-Benz OM 646 для автобусов Sprinter Classic, которые собирают на Горьковском автозаводе. На ЯМЗ полностью обрабатывают блок со сверловкой всех отверстий, расточкой и хонингованием. Обрабатывают и шлифуют коленвалы. Такое доверие немцев дорогого стоит. 

Всё свое 

На ГАЗе освоили литье сложнейших деталей ЯМЗ‑530 – блока и головки. Литейка в Нижнем – самая современная. Механическую обработку в Ярославле наладили еще раньше, и поначалу отливки были импортные – с германского предприятия Fritz Winter. Это поставщик многих заводов, где производят автомобили BMW, Mercedes-Benz, Volvo и другие. 

 

Поршневая группа поставляется или из Костромы, с Мотордетали, где используют технологии и материалы фирмы Kolbenschmidt, или из Набережных Челнов, с завода Federal-Mogul. Заготовки коленвалов поставляет КАМАЗ. А на Ярославском заводе дизельной аппаратуры (ЯЗДА) освоили выпуск ТНВД модульной конструкции! Раньше вся топливная система была фирмы Bosch. 

Электронный блок управления – московской фирмы ИТЕЛМА. Турбокомпрессоры делает НПО «Турботехника» в подмосковном Протвине. С отечественной топливной аппаратурой не только добились уровня Евро‑5, но и работают над соответствием нормам Евро‑6. 

Российские компоненты позволяют создавать более мощные модификации дизелей. Если прежде у ЯМЗ‑534 (4,43 л) предел мощности составлял 190 л.с., то теперь есть 210‑сильный двигатель, которым планируют оснащать седельный тягач Газон Next и другие автомобили. 

 

У шестицилиндрового ЯМЗ‑536 (6,65 л) был предел 312 л.с., а будет 330 л.с. (Евро‑5). Планируется выпуск «шестерки» увеличенного до 7,0 л рабочего объема при том же диаметре поршней; мощность – от 330 до 370 л.с. В число основных заказчиков войдут МАЗ и Урал – тем более что на основе моделей Урал М и Урал Next предполагается начать выпуск грузовиков дорожной гаммы. 

Цилиндры веером 

Ветеран на конвейере – семейство V6/V8: эти двигатели выпускаются 55 лет! Помнится, специалисты ЯМЗ говорили, что V‑образные моторы не будут доводить даже до уровня Евро‑4 и постепенно свернут производство. Среди причин называли бóльшую, чем у рядных «шестерок», массу и относительно невысокую литровую мощность. Но с начала 2013 года эти моторы выпускают в исполнении Евро‑3, Евро‑4, а теперь и Евро‑5. И на каждую версию есть свой потребитель. 

На основе мотора V8 ЯМЗ‑6585 (14,86 л, 420 л.с.) уже сделали 500‑сильный вариант. А вот крутящий момент подрос незначительно – с 1766 до 2000 Н·м: слишком большой момент не нужен, иначе возникнут проблемы с трансмиссией. Прирост мощности получен благодаря иным фазам газораспределения и совместной настройке системы common rail и турбокомпрессора. 

 

В моторе по-прежнему остались общие головки блока с двумя клапанами на цилиндр. У 500‑сильной версии изменена система смазки, используется принудительное охлаждение поршня маслом через особую галерею в нирезистовой вставке. Сами поршни – более сложной конструкции. Применен водомасляный теплообменник увеличенной эффективности. 

Аппаратура common rail произведена на ЯЗДА, но есть и импортные компоненты. На «восьмерке» электронный блок управления и программное обеспечение – разработки питерской компании АБИТ, а производство ЭБУ освоено на старооскольском заводе СОАТЭ. Электронно-управляемые топливные форсунки делают в Барнауле. Для соответствия требованиям Евро‑4 применили технологию селективного каталитического восстановления SCR с AdBlue. Мотор V8 под Евро‑5 тоже оснащен SCR, но имеет оригинальные настройки, а соответствие нормам Евро‑3 достигается без применения мочевины. 

Уроки французского 

На стадии завершения находится работа над опытной партией рядных «шестерок» ЯМЗ‑770/ЯМЗ‑780 объемом 12,43 л. Конструктивно они близки к ЯМЗ‑650 (он же Renault dCi11 объемом 11,12 л). Есть турбонаддув, интеркулер, ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр. Диапазон мощности – от 500 до 850 и даже до 1000 сил! Крутящий момент – от 3000 до 3700 Н·м. У новых моторов полностью оригинальные блок цилиндров, головка блока, коленвал. 

Степень локализации доходит до 90%. Причем по габаритам новый дизель сопоставим с ЯМЗ‑650, поэтому при обработке деталей для ЯМЗ‑770/ЯМЗ‑780 можно использовать уже имеющееся оборудование и обрабатывающие линии. Всё это позволит быстрее запустить ярославскую новинку в серию. 


Подпишитесь на «За рулем» в

Мордовцев Николай
18.07.2016
Фото: Садков Георгий
Поделиться: