МАЗ‑6502 Н9 6х6 – самосвал особого назначения

У главной проходной Минского автозавода на пьедестале стоит самосвал МАЗ‑205 – именно с него в 1947 году начиналось производство автомобилей в Белоруссии. А самый современный минский самосвал – полноприводный МАЗ‑6502 Н9 6×6 – только запускают в серию.
У самосвала МАЗ‑6502 будут обогреваемые кузова нескольких видов, в том числе в северном исполнении – с дополнительной термоизоляцией основания платформы. Пока предлагают самосвальную установку с гидрооборудованием Penta и кузовом объемом 12,5 м³. У кабины семейства МАЗ‑5440 пол, двери и боковины – оцинкованные. Фальшрадиаторная панель, боковые панели с воздухозаборниками, крылья, облицовка ступеней, нижние панели дверей, элементы аэродинамического обвеса – пластиковые.

МАЗ‑6502 Н9 6×6 приходит на смену полноприводным самосвалам семейства МАЗ‑6422, которые пока тоже остаются на конвейере. В нем сочетается ряд достоинств: просторная и комфортабельная кабина поколения МАЗ‑5440, качественные импортные агрегаты и полноприводная трансмиссия. Грузоподъемность 19 тонн, полная масса до 35 тонн.

Параллелепипед импортозамещения

Понятно, что кабина МАЗ‑5440 проигрывает в отделке флагманским кабинам европейских грузовиков, но по габаритам близка к ним. Внешняя ширина 2460 мм, длина 2150 мм, внутренняя высота 1850 мм. У модели МАЗ‑6502 кабина короче сантиметров на сорок, а крыша ниже на 20 см. Но за спинками сидений есть пространство для различного водительского скарба – можно разместить и откидную спальную полку.

Подвеска кабины – на четырех пружинных стойках; прежде столь мягкого подрессоривания на минских самосвалах не было. А еще здесь отличная шумоизоляция.

Пластик панели добротный, голого железа нет и в помине. В перспективе обещают вот такую переднюю панель, иные приборы и новую обивку дверей.

Весь интерьер – белорусского производства. Качество в целом неплохое. Помимо давно знакомого варианта с текстильной отделкой есть более интересное перспективное – с пленочным покрытием. Передняя панель – тоже в двух вариантах, причем новая явно лучше. Кресла удобные, но всё еще с незакрытым механизмом подрессоривания.

Микроклимат обеспечивают кондиционер или автономка-«фен» Eberspächer Airtronic D2.

Свои лошади и чужие

МАЗ‑6502 будет поставляться в Россию с ярославскими дизелями – на этот выбор повлияло наличие развитой сервисной сети. Основной мотор – рядная «шестерка» ЯМЗ‑652. Это лицензионный Renault dCi11 рабочим объемом 11,12 л. Дизель имеет три настройки мощности (311, 361 и 412 л.с.); на самосвал будут ставить топовый вариант. А для приверженцев дизелей V8 есть ЯМЗ‑6586 (14,85 л, 420 л.с., 1766 Н·м).

У рядного турбодизеля ЯМЗ‑652 – общая для всех цилиндров четырехклапанная головка блока. Распредвал установлен в блоке, шестерни ГРМ – спереди. Для увеличения жесткости в нижней части блока использована ажурная алюминиевая пластина, которая еще и улучшает охлаждение масла. Топливная аппаратура – производства Bosch. Для нейтрализации отработавших газов применяется система EGR с рециркуляцией и охлаждением подаваемых в цилиндры газов. Раствор AdBlue не требуется.

По индивидуальным заказам и на экспортные машины будут устанавливать другие дизели, мощностью от 400 до 470 л.с. Например, V6 Mercedes-Benz ОМ 501 (11,97 л, 435 л.с., 2100 Н·м), которого прежде на самосвалах не было, а также рядную «шестерку» ОМ 457 (11,94 л, 428 л.с., 2100 Н·м). Дополнит их новый Cummins ISG12 (11,8 л, 350–500 л.с.). А для нижнего ценового сегмента предусмотрен китайский Weichai Power WP12 (11,6 л, до 420 л.с.) – результат глубокой модернизации известного у нас австрийского мотора Steyr WD615.

Среди нехоженых дорог

Без полноприводных самосвалов не обойтись на начальном периоде любого строительства и при работе в глубоких карьерах – например, в глиняных. А еще они хороши в составе самосвального автопоезда.

Если производитель имеет собственные раздатку и передний ведущий мост, значит будут и полноприводные версии. У МАЗа эти важнейшие агрегаты есть, причем нового поколения. Раздаточная коробка одноступенчатая (передаточное число 1,107), с блокировкой дифференциала и отключаемым приводом. Это едва ли не первый случай применения одноступенчатой раздатки на тяжелом полноприводном грузовике. Но по заказу установят и двухступенчатую, к примеру ZF VG 2000: тогда тяга на колесах вырастет вдвое. Минчане сорок лет выпускают ведущие мосты со ступичными планетарными редукторами, постоянно модернизируя их. Самые современные – с пятисателлитными планетарками и косозубыми шестернями. Они надежнее, выдерживают больший крутящий момент, издают меньше шума. Теперь аналогичная конструкция – у нового переднего моста. Его несущая способность увеличена до 9–10 тонн, усилен шкворневой узел, а новые ШРУСы унифицированы с зарубежными аналогами.

С коробкой ZF агрегатируется однодисковое диафрагменное сцепление Sachs MFZ 430, причем коробки везут из Европы – доставка дешевле, чем с СП «Кама ЦФ».

Отсутствие понижающего ряда отчасти компенсируется применением 16‑ступенчатых коробок – ZF 16S2520ТО (диапазон передаточных чисел от 13,8 до 0,84, предельный крутящий момент 2500 Н·м) и китайской Shaanxi Fast Gear 16JS200ТА (диапазон от 14,03 до 0,83).

На повышение проходимости оказывает влияние и односкатная ошиновка. Предельный размер шин – 16,00 R20, иначе самосвал выходит за предельные 2550 мм по ширине. Если на осях задней тележки используют по две шины, то выбирают размерность 315/80 R22,5.

Когда и сколько?

Машины уже есть в продаже, но под заказ. Срок поставки – от полутора до двух месяцев. Цена с мотором ЯМЗ‑652 – около 4,65 миллиона рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в