Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Штрафы у них и у нас: кнут без пряника

Каким водителям тяжелее живется – российским или европейским? Мы изучили законы на местах и пришли к весьма любопытному выводу.
Полная версия

Среди наших соотечественников бытует мнение о тяжкой доле российского автомобилиста. Мол, система слишком суровая и условия становятся только хуже: штрафы повышают, парковка дорожает, эвакуацию поставили на поток, да еще и количество камер фото- и видеофиксации растет. Каждый раз, садясь в такси, я морально готов к тому, что водитель в очередной раз озвучит такую точку зрения. Дескать, если камеры ставят, то только для того, чтобы обобрать нашего брата. О культуре вождения никто и не задумывается. Такое впечатление, что водителей кто-то заставляет нарушать, а машина правосудия тут как тут – не упустит шанса нахлобучить громадным штрафом.

Непробиваемые головы

Как-то разговорился с попутчиком в вагоне поезда. Мужчина средних лет, что называется, из глубинки, узнав где я работаю, задал вопрос:

— Зачем повысили штрафы за непристегнутый ремень безопасности?

— Для безопасности, — отвечаю я. — Чтобы не забывали пристегиваться.

А в ответ слышу:

— Вот у меня Жигули, и пусть лучше я вылечу через лобовое стекло при лобовом столкновении, чем меня зажмет в машине.

То есть человек был уверен, что разбить головой лобовое стекло и пролететь несколько метров, упав на асфальт (если повезет), для него менее травмоопасно. Если водитель в шлеме, то возможно. Или в стельку пьян, ведь не зря же говорят, что пьяному море по колено. Но искренне надеюсь, что таких в России все меньше. Как меньше и автомобилей, необорудованных подушкой безопасности водителя. Уж она точно не позволит пилоту полетать.

Выход простой – не нарушать. Понимаю, что в реальности это сложно. Согласитесь, что в глухом переулке спального района, где проезжает один автомобиль в 10 минут, мало кто будет плестись до ближайшей «зебры», чтобы перейти дорогу, хотя не мешало бы. Но это одна крайность. Есть и другая, когда человек пытается перебежать многополосное Садовое кольцо в неположенном месте или даже МКАД, подвергая опасности не только свою жизнь. Если не срабатывает инстинкт самосохранения, возможно, возымеет действие крупный штраф. Но такой ли он крупный?

К слову, я и сам порой получаю «письма счастья» за небольшие превышение скорости. Нарушил – заплатил штраф, сам виноват. Но злостным нарушителем себя не считаю и притесненным не чувствую. Запаса в 20 км/ч сверх установленного скоростного лимита вполне достаточно, чтобы вовремя снять ногу с педали акселератора. Ну а то, что камеры обучают все новым видам нарушений (выбрасывание мусора из окна автомобиля, езда без обязательного ближнего света фар, несоблюдение разметки), так это только на пользу. По крайней мере, законопослушным водителям. Ведь многие нарушения провоцируют заторы или усугубляют их. Когда в большом городе один водитель экономит для себя несколько секунд времени, поворачивая не из крайнего ряда или паркуясь вторым рядом, всегда страдает кто-то другой. Движет такими нарушителями либо банальное хамство и безразличие к окружающим, либо непонимание процессов на дороге. Впрочем, на эту тему готовит материал мой коллега Илья Пименов. Я же слегка отвлекся.

Их нравы

Давайте-ка сравним штрафы за те или иные проступки на дороге у нас и за рубежом. Точнее, в Европе, по дорогам которой время от времени колесит немало наших соотечественников. Наказания за самые распространенные нарушения сведены в таблицу. Для сравнения все штрафы приведены в евровом эквиваленте (по курсу ЦБ РФ на 26.07.2016 из расчета 1 евро = 71,21 руб.).

 

Россия

Польша

Чехия

Австрия

Германия

Франция

Испания

Превышение скорости

0-20 км/ч – 0;

20-40 км/ч – 7;

40-60 км/ч – 14-35;

60-80 км/ч – 28-70/лишение в/у;

80+ км/ч — 70/лишение в/у

0-10 км/ч – 12;

10-20 км/ч – 23;

20-30 км/ч – 46;

30-40 км/ч – 69;

40-50 км/ч – 92;

50+ км/ч — 115/лишение в/у

0-20 км/ч – 49;

20-30 км/ч – 46-93**;

30-40 км/ч – 93;

40-50 км/ч – 93-370;

50+ км/ч – 185-370/лишение в/у

0-20 км/ч – 21-50**;

20-25 км/ч – 29-70;

25-30 км/ч – 36-90;

30-40 км/ч – 70-160;

40-50 км/ч – 150-2180;

60+ км/ч — лишение в/у

0-10 км/ч – 10-15**;

10-15 км/ч – 20-25;

15-20 км/ч – 30-35;

20-25 км/ч – 70-80;

25-30 км/ч – 80-100;

30-40 км/ч – 120-160/лишение в/у;

40-50 км/ч – 160-200/лишение в/у;

50-60 км/ч – 240-280/лишение в/у;

60-70 км/ч – 440-480/лишение в/у;

70+ км/ч – от 600/лишение в/у

0-20 км/ч – 68;

20-50 км/ч – 135;

50+ — 1500

От 100 до 600 Евро***/лишение в/у

Парковка, повлекшая создание препятствий для движения других участников движения

28 (в Москве 42)

23

От 90

От 36

От 20

От 17

От 200

Неоплаченная парковка

35

12

37-74

36

10-30

17

48

Переход улицы в неположенном месте

7

5

18,5

Н.д.

10

4

80-200

Пользование телефоном без системы hands-free за рулем

21

46

40

50

40

135

300

Стоимость одного часа парковки

В Москве: 0,56-1,81

0,69-3

0,37-1,48

1-4

2-3

1-3

2-3

Допустимая концентрация алкоголя в организме водителя, мг/л*

0,16 – от 418

0,045;

0,045–0,09 – штраф 115/изъятие в/у;

0,09+ — арест

0 – от 400

0,225 – от 300

0,225 – от 500

0,09 – от 135

0,225 – от 300


* В КоАП РФ предусмотрен порог в 0,16 мг/л выдыхаемого воздуха, что соответствует 0,36 промилле — это трехкратная погрешность измерительной аппаратуры.
** Размер штрафа зависит от того, где совершено нарушение: город или трасса.
*** Зависит не только от величины превышения, но и от действующего ограничения скорости.

Местный колорит

Правила дорожного движения везде разные, и здесь требуется уточнение. К примеру, в Польше за переход дороги в неположенном месте с вас возьмут 20 злотых, а за остановку или замедление без видимых причин во время перехода проезжей части – 50 злотых (почти 12 евро). У нас же это даже не считается нарушением. Хотя происходит часто. Причина тому, как правило, мобильный телефон в руках, на который отвлекается пешеход. Да и водители грешат тем же. К слову, в российских Правилах есть запрет на использование телефона за рулем без устройства громкой связи. Штраф составляет 1500 рублей, то есть 21,07 евро. В Европе за такой же проступок в лучшем случае с вас возьмут в четыре раза больше.

А вот, к примеру, в центре Вены за переход в неположенном месте вряд ли оштрафуют. Нет, само наказание предусмотрено законодательством, но полиция обычно закрывает на это глаза, чтобы не распугивать туристов. Водители там дисциплинированные, а трафик умеренный, так что количество происшествий с пешеходами мизерное.

Допустимый уровень алкоголя в крови водителя тоже везде разный. Практически везде существует прогрессивное наказание, когда за повторное нарушение штраф вдвое, а то и втрое больше, плюс арест и пожизненное лишение водительских прав. Где-то учитываются стаж и возраст. В Германии, если водитель даже с допустимым уровнем алкоголя попал в аварию, он автоматически признается виновником и тоже выплачивает крупный штраф.

Что касается дорожного сервиса, то картина схожая. К слову, средний транспортный налог в России не превышает 2500 руб. (35 евро). А в Германии ежегодный сбор зависит не только от рабочего объема двигателя, но и от экологического класса. Владельцы автомобилей там ежегодно отчисляют в бюджет по 2 евро за каждый грамм выбросов СО2 и от 2 до 9 евро за каждые 100 куб.см рабочего объема.

А в некоторых европейских странах, таких как Австрия, Швейцария, Чехия и др., водители, желающие воспользоваться платными дорогами, обязаны приобретать и наклеивать на лобовое стекло автомобиля специальный стикер — виньетку. Купить ее можно на приграничной заправке или в специальных киосках. К примеру, если вы пробудете в Австрии всего пару дней, придется купить виньетку минимум на 10 дней за 8,80 евро, а годовая обойдется в 85,70 евро. В России иной принцип: сколько ездишь, столько и платишь, даже с транспондером.

С платной парковкой у нас так и вовсе рай по сравнению с европейскими странами. Во-первых, уличные паркоматы у них редко принимают к оплате банковские карты, а некоторые даже сдачи не выдают. То есть при себе необходимо иметь нужное количество монет. А в Москве парковку можно оплатить либо в ближайшем паркомате с помощью банковской карты, через терминалы «Элекснет» и «КИВИ», либо с помощью мобильного телефона (через СМС, USSD или в специальном приложении). Причем сколько оплатил, столько и стой. Зоны платной парковки везде обозначены одинаково: знаком и разметкой. В Европе есть нюансы. К примеру, в Праге они могут обозначаться оранжевой, зеленой или синей разметкой. В первой нельзя стоять больше двух часов даже при условии оплаты, во второй – не более шести часов, ну а в синей зоне, если у вас нет специального разрешения, максимум 3 минуты. Или на колесе образуется башмак, как на этом автомобиле из Словении.


Хотя справедливости ради отмечу, что в той же Праге много зон в центре города, где ночная парковка бесплатная. Ближе к окраине платных зон все меньше. Есть и перехватывающие парковки возле некоторых станций метро, как у нас, но на ночь они закрываются и забрать автомобиль можно только утром. За соблюдением правил парковки следят полицейские. Если вы не положили чек об оплате на видное место под стекло вашего автомобиля, штраф неминуем.

В Вене независимо от района города можно оставить автомобиль в зоне платной стоянки бесплатно на 15 минут. Для этого под стекло нужно положить квиток, указав время начала парковки. Если по истечении 15 минут, вы не вернетесь к автомобилю, извольте выложить пару десятков евро. Многие австрийцы хитрят: если поблизости не видно полицейских, указывают на 5 минут больше, но погоды это не делает. Кстати, если припаркованный автомобиль мешает проезду, то штраф будет в разы больше – 122 евро! Машину, конечно, отправят на штраф-стоянку.

У нас же все автоматизировано: информация об оплате попадает в базу ЦОДД. Нет необходимости оставлять на передней панели талон, который еще нужно где-то найти, — удобно! За неоплаченную парковку фиксированный штраф. Стоимость часа стоянки в столице варьируется от 40 до 130 рублей. Попробуйте-ка запарковаться в какой-нибудь европейской столице за такие деньги. Минимум 1,75 евро, но такую зону еще нужно поискать. В основном — 3 евро/ч. В Лондоне для борьбы с пробками используют еще и платный въезд в центр города.

Безусловно, нельзя забывать и о сложной экономической обстановке и о разном уровне достатка. Но прямой зависимости все же нет. Штрафы в Европе тем больше, чем чаще происходит то или иное нарушение. И я на собственном опыте знаю, что среди европейских водителей именно испанцы и отчасти итальянцы наименее дисциплинированные. К слову, по статистике Международной организации труда средняя зарплата в Австрии составляет сегодня примерно 3120 евро, а в Испании, где штрафы одни из самых драконовских, лишь 1800 евро. В Польше и вовсе менее 1000 евро. В России – чуть больше 500 евро, хотя в столице, по данным Мосгорстата, в мае этого года средняя заработная плата достигла 74 733 руб. (1050 евро).

В Европе нет официального гандикапа в 10 или 20 км/ч. Хотя некоторые радары откалиброваны с небольшим запасом, чтобы исключить погрешность прибора. Поэтому многие местные водители слегка превышают: в городе на 5 км/ч, за городом – на 10 км/ч. Но если за превышение вас остановил полицейский, то будьте уверены: даже несколько километров в час сверх лимита придется оплатить. Негражданам Евросоюза тем более лучше не рисковать, потому что штраф на иностранцев накладывается сразу и оплачивается на месте. Не согласны – в суд. Автомобиль при этом могут и задержать.

Поэтому даже без учета финансовой составляющей, условия европейских автомобилистов порой жестче, чем в России. За рубежом больше поводов лишиться водительского удостоверения и собственно автомобиля. С другой стороны, и культура вождения там разительно отличается от нашей. В лучшую сторону, конечно. Обгон справа для европейского водителя – дикость. Но и левый ряд при свободных правых никто занимать не будет. Перемещаться по европейским дорогам – одно удовольствие, и нарушать не хочется.

***

Безусловно, работать над повышением культуры на дорогах необходимо комплексно, начиная с автошкол. Повышение штрафов и распространение камер фото- и видеофиксации лишь часть этой работы. Но если эта часть поможет угомонить злостных нарушителей, сделав тем самым наши дороги более безопасными, почему бы и нет. Ведь законопослушных участников дорожного движение это никак не затронет, а для «почти законопослушных», к коим относится и автор, — лишний повод быть внимательнее за рулем.


Подпишитесь на «За рулем» в

Константин Васильев
28.07.2016
Фото: Константин Васильев
Поделиться: