Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Подводим итоги ралли-рейда «Шелковый путь»: от Тимура до Амура

Марафон, прошедший по маршруту Москва — Пекин, посмотрели миллионы зрителей, в основном нероссийских.
Полная версия

Что можно назвать событием года в России? То, что заметили и о чем переживали если не все, то очень многие. Выступление футболистов на Евро‑2016? Примирение с Турцией? Выборы в Думу? Ралли-рейд «Шелковый путь»? Если судить по числу новостей ­и видеороликов, то однозначно – историю дружбы козла и уссурийского тигра.


По странному стечению обстоятельств в дни административных и технических проверок грандиозного ралли-рейда козел Тимур пребывал в Москве. Его с большим успехом демонстрировали публике на ВДНХ. Проводы экипажей на Васильевском спуске тоже собрали несколько тысяч болельщиков. Но всё равно осталось ощущение, что «Шелковый путь» внимания от россиян и прессы в целом получил гораздо меньше, чем выше­упомянутый козел.

Из дневника Татьяны Елисеевой – пилота команды «ГАЗ Рейд Спорт» (Соболь 4×4):

– Я сегодня облажалась. Был короткий скоростной участок в центре Казани – рыхлый песок. Со старта включила полный привод плюс заднюю блокировку. Разгоняемся, первая, вторая закручивается, включаю третью. Широкий ипподромный поворот, весь в колеях. Мотор начинает садиться, я подключаю переднюю блокировку. В этом и была ошибка. Мотору и так тяжело, а я еще блокировкой его нагрузила. Из-за меня – перерыв в соревновании на полчаса.

Путь на троих

России, которая играла главную роль в организации гонки, досталось совсем мало «Шелкового пути». Сам старт – это как титры фильма: обязательный элемент без действия. Нудный перегон от Москвы до Казани вообще можно вычеркнуть из суммарной дистанции длиной 10 734 км. Короткий пролог на специально организованном бездорожье – тоже не совсем то. А более-менее настоящий спецучасток между Казанью и Уфой отменили из-за погодных условий.

Так что всё самое интересное – скоростные участки по 300–500 км – началось в Казахстане. К тому же караван с большой помпой посетил Астану и Алматы. А китайским болельщикам повезло еще больше, несмотря на то что на территории Китая под спецучастки задействовали самые малонаселенные пустынные районы. Даже там зрителей оказалось довольно много.

Конечно, отменяли и сокращали не только российские этапы. Из-за песчаной бури полностью отменили один из этапов в Китае – техника служб безопасности не могла подняться в воздух. Так что итоговая дистанция получилась существенно короче задуманной. Но если сравнивать «Шелковый путь» с «Дакаром», а такое сравнение неизбежно, то у евразийского марафона и маршрут длиннее, и набор препятствий круче. Пустыня Гоби такая же безводная, как Атакама, но дюны выше, чем в Сахаре, – до 500 метров. Матерые пилоты упоминали, что никогда и нигде не видели таких. А некоторые экипажи даже предпочли штурму дюн штраф за отклонение от маршрута – так меньше потеряешь.

Из дневника Татьяны Елисеевой:

– Сегодня скоростной участок отменили – туман (медицинский вертолет не летает) и 72 часа дождей. Поэтому был автопробег до Уфы – 550 км. На всем протяжении дороги стояли зрители и махали руками. Мы честно всем гудели и махали в ответ. Я только сейчас понимаю масштаб происходящего.

Геополитика

В 2009‑м, в год основания, «Шелковый путь» прошел от Казани до Ашхабада. Тогда казалось, что у этого проекта, рожденного инициативой команды «КАМАЗ-Мастер», огромное будущее. Пара лет на развитие – и, возможно, по престижу и влиятельности наш ралли-рейд мог бы конкурировать с «Дакаром».


Но по ряду финансовых причин вместо прогресса случился регресс. «Шелковый путь» несколько лет был пусть и самым важным, но всего лишь этапом чемпионата страны. Трасса не покидала пределов России. Маршрут существенно упростился и отклонился от исторического пути: ­ну не возили шёлк из Петербурга в Сочи!

Затем вообще объявили об отмене гонки на неопределенный срок – и полтора года тишины. Так что сообщение о возрождении и предстоящем маршруте Москва – Астана – Пекин удивило и впечатлило. В эпоху кризиса и осложнения отношений с некоторыми соседями было полезно показать миру, что, во‑первых, бюджет наш крепок, а во‑вторых, мы любим автоспорт и умеем сотрудничать.


Дело за малым – собрать громкие имена. Ведь даже такая глобальная гонка будет выглядеть местечковой, если в ней стартуют только россияне, казахи и китайцы. Загодя проведенный промотур по Европе, презентации в Париже и Будапеште решили проблему: заявки на участие в «Шелковом пути» подали представители сильнейших ралли-рейдовых команд – Peugeot и X‑Raid. И, само собой, «КАМАЗ-Мастер».

Из дневника Татьяны Елисеевой:

– Каждый день всё сложнее и страшнее. На этом фоне чемпионат России кажется таким детским садом! Мы сегодня съезжали по почти отвесным стенам. Ехать страшно, а не ехать нельзя.

Справедливость

К счастью, у камазовцев нежданно-негаданно возник конкурент – Мартин ван ден Бринк на грузовике Renault. Иначе получился бы просто дежурный триумф, так как победитель «Дакара» Жерар де Рой отсутствовал. Впрочем, голландцу вряд ли довелось бы лидировать и активно сопротивляться, кабы не поломка на машине Эдуарда Николаева. Единственный капотный КАМАЗ‑43509, новичок ралли-рейдов, в Казахстане получил пробоину в масляном картере, приземлившись после прыжка на валун. Ремонт отнял уйму времени.


Перед этим Николаев комфортно лидировал. А после этого команда, видимо, задействовала план Б: Айрат Мардеев, доселе занимавший позиции в районе четвертой, резко прибавил и концу гонки «съел» ван ден Бринка. А Дмитрий Сотников помог «доесть». Но понервничать пришлось.

В зачете вседорожников, естественно, все следили за поединком марок Peugeot и Mini. Остальные девяносто экипажей в кадр попадали от случая к случаю – например, если с ними что-то стряслось. А ведь все они тоже ставили перед собой цель и за что-то боролись.


Занявший 47‑е место австралиец Джон Пёрсхаус (Ford Ranger) на финише проиграл 226 часов победителю, который преодолел скоростные участки с суммарным временем 36 часов 15 минут. Нетрудно представить, из чего сложилось его отставание. В основном выкапывал и чинил свой автомобиль, вытаскивал застрявших соперников или просто ждал на выжигающей жаре, когда придет помощь. Скорее всего, ночевал под машиной. Экономил питьевую воду. Набор приключений в больших ралли-рейдах ограничен.

Китаец Лян Юйсян проиграл лидеру 669 часов – почти месяц, хотя гонка шла две недели. Финишировали все, конечно, в один день. Логистика гонки подразумевала, что все отставшие-застрявшие-сломавшиеся продолжают участие, но с большим штрафом. Эвакуировать их из пустынь было нечем и некуда.

Ралли-рейд «Шелковый путь – 2016», итоги

Автомобили (102 на старте, 71 на финише)

1

С. Депре (Андорра, Peugeot 2008 DKR)

36 часов 15 минут 18 секунд

2

Я. аль-Раджи (Саудовская Аравия, Mini All4 Racing)

+ 25 минут 51 секунда

3

В. Васильев (Россия, Mini All4 Racing)

+ 49 минут 46 секунд

4

Х. Хант (Великобритания, Mini All4 Racing)

+ 1 час 54 минуты 47 секунд

5

А. Рахимбаев (Казахстан, Mini All4 Racing)

+ 2 часа 12 минут 45 секунд

6

Х. Вэй (Китай, SMG Oreca)

+ 2 часа 38 минут 28 секунд

Грузовики (23 на старте, 23 на финише)

1

А. Мардеев (Россия, КАМАЗ-43269)

39 часов 23 минуты 18 секунд

2

Д. Сотников (Россия, КАМАЗ-43269)

+ 15 минут 28 секунд

3

М. ван ден Бринк (Голландия, Renault K520)

+ 33 минуты 26 секунд

4

Э. Николаев (Россия, КАМАЗ-43509)

+ 1 час 32 минуты 53 секунды

5

Х. Хуннин (Китай, КАМАЗ-4326)

+ 3 часа 18 минут 56 секунд

6

С. Вязович (Белоруссия, МАЗ-5309)

+ 3 часа 37 минут 41 секунда

И я всегда задаю себе один и тот же вопрос: кто герои? Три фирменных экипажа, за которыми едут 18 машин сопровождения с инженерами и запчастями, или энтузиасты, полагающиеся на помощь таких же, как они?

Если и те и другие, то почему по телевизору показывают только лидеров?

Из дневника Татьяны Елисеевой:

– В Китае все бросались нас трогать и фотографировать. Чувствуешь себя мимимишной зверушкой в контактном зоопарке.

Продолжение истории

Дружбе козла и тигра, похоже, конец. В родном Приморском сафари-парке их не рискнули вновь поместить в одну вольеру. Но история не завершена: Тимур и Амур по-прежнему частят в телевизоре, про них выпустили мюзикл, собираются снять кино и мультфильм. Амур и Тимур в ВКонтакте, в Одноклассниках, в Инстаграме, в Фейсбуке…

 А В ЭТО ВРЕМЯ В ИСПАНИИ…

В рамках бахи «Арагон» проходил пятый этап Кубка мира по внедорожным ралли. Собралось под двести экипажей. Из-за этого «Шелковый путь» определенно недосчитался звезд на старте: ведущие команды сочли необходимым выступить и в Испании тоже. Peugeot командировала сюда, естественно, Карлоса Сайнса. Х‑Raid – Микко Хирвонена и Орландо Терранову. Команду Toyota Overdrive представляли Нани Рома и Нассер аль-Аттия, который и стал победителем трехдневной гонки, опередив Сайнса на 19 секунд.

 

Что касается «Шелкового пути», то финишные фанфары отгремели быстро и болельщики переключились на другие гонки. А я напряженно искал в новостях одну важную фразу, переживая, что у этой истории снова наступит пауза в два-три года. И нашел. Произнес ее руководитель проекта Владимир Чагин: «До встречи на ралли «Шелковый путь – 2017»!».

Раз так, то, по-хорошему, в следующий раз стартовать надо в Пекине, а финишировать – в Москве. Тогда, может быть, «Шелковый путь» действительно станет событием года и у нас. А не только в Казахстане и Китае.


Из дневника Татьяны Елисеевой:

– Уже прошло пять дней, а мне каждую ночь снится бесконечный скоростной участок. Просыпаюсь, расслабляюсь… и опять еду.


Подпишитесь на «За рулем» в

Зиновьев Сергей
03.09.2016
Поделиться: