Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Тандемный автопоезд: пойдем «паровозом»?

Знакомимся с тандемным автопоездом на основе тягача DAF FAR XF105.410 6×2.
Полная версия

Тандемные автопоезда выпускают все ведущие европейские производители грузовиков. Еще десяток лет назад в России новые тягачи с колесной формулой 6×2 и прицепом с центральным расположением осей встречались редко. Но бурное развитие крупных торговых компаний-ретейлеров вызвало всплеск интереса к таким тандемам, особенно с изотермическим фургоном. Секрет прост: лимит длины сцепки для «паровоза» увеличен с 16,5 до 18,75 м. Конечно, это не скандинавские 25,25 м, но все равно полезный объем можно довести до внушительных 120 кубометров.

В числе популярных у заказчиков – автопоезд DAF FAR XF105.410 6×2. Причем не последнего поколения, а известного с 2013 года, хотя он и изготовлен в 2016 году – на конвейере в голландском Эйндховене стоят обе модели.

Двигатель торговли

На клапанных крышках современных двигателей тяжелых грузовиков DAF написано Paccar, но компания DAF Trucks выпускает их на своем моторном заводе в Эйндховене. Дизели под Евро‑5 – это моторы Paccar MX рабочим объемом 12,9 л (от 360 л.с. и 1775 Н·м до 510 л.с. и 2500 Н·м). Серия MX привлекательна компрессионным моторным тормозом с гидравлическим управлением, развивающим тормозное усилие от 200 кВт при 1500 об/мин до 325 кВт при 2100 об/мин. Эта система обес­печивает эффективное ­подтормаживание на спусках и «экономит» тормозные накладки.


А вот коробки передач и сцепление DAF Trucks не производит: первые приобретаются у компании ZF, сцепление тоже немецкое – фирмы Sachs. Те же узлы применяют конкуренты голландцев – Renault, Iveco и MAN, а также еще дюжина автопроизводителей по всему миру.

Шестнадцатиступенчатая коробка позволяет мелко «нарезать» диапазон передаточных чисел, поэтому водителю проще адаптироваться под дорожную обстановку и нагрузку. Современный ZF Ecosplit оснащен пневмоусилителем на механизме переключения ServoShift. Схема переключения – 1Н с двумя клавишами. Это удобно.

В Европе на смену обычным механическим коробкам с ручным управлением пришли роботизированные, позволяющие экономить топливо и облегчающие жизнь водителю. На DAF ХF105 роботы тоже ставят: это 12‑ступенчатая коробка ZF AS Tronic 12 AS 2330 или 16‑ступенчатая ZF AS Tronic 16 AS 2630 OD (редкая, о ней знают не все). Есть смысл присмотреться к этим роботам, поскольку у них множество полезных функций. Например, система Hill Start Aid (HSA) помогает трогаться на подъеме, функция EcoRoll обеспечивает движение на спуске накатом или вообще при выключенном дизеле, а FastShift позволяет не выжимать сцепление при переходе с 11‑й передачи на 12‑ю, тем самым тоже немного повышая экономичность.


Длина тандемного автопоезда, как правило, превышает 10 метров, и DAF XF105 не исключение, поэтому его рама усилена накладками по всей длине. Традиционные параболические рессоры спереди заменены пневмобаллонами, причем на каждой из задних осей своя пневмоподвеска. У ведущего моста она четырехбаллонная, поддерживающая ось – с двумя пневмобаллонами, и еще один «комплект» работает на подъем этого моста. На флагманском тягаче DAF XF105 на всех осях стоят дисковые вентилируемые тормоза, причем диски термоизолированы от ступиц – так меньше нагреваются подшипники.

Всему голова

Кабина грузовика DAF XF105 – типичный представитель европейских «долгожителей». В ее основе лежит каркас от DAF 95XF – обладателя титула грузовика 1998 года.

А если копнуть еще поглубже, то можно найти много общего и с кабиной просто DAF 95 (без аббреви­атуры XF). Тот грузовик тоже одержал победу в конкурсе International Truck of the Year (в 1988 году), и во многом именно благодаря этой кабине.


Super Space Cab предлагает хорошие условия для отдыха экипажа: размер верхней полки 700×2000 мм, а нижнее спальное место почти домашнее – с пружинным матрасом Xtra Comfort толщиной 150 мм. Мест для хранения предостаточно. Под нижней спальной полкой предусмотрен наружный «герметичный» отсек емкостью 150 литров и «тайник»  внутреннего доступа на 60 литров; в центральной части салона – или ящик объемом 25 литров с держателем для бутылок и выдвижной ящик на 65 литров, или 42‑литровый холодильник.

Относительно недорогая и при этом оптимальная для России по объему и уровню отделки интерьера – кабина DAF XF105 Space Cab. Именно такая стоит на предоставленной нам сцепке. Рулевая колонка – с регулировками по углу наклона и высоте, с удобным пневмофиксатором. Баранка небольшая и мягкая, причем может быть отделана кожей.

Кресла водителя и пассажира зачастую практически одинаковые, на пневмоподвеске Super Air. Более дешевый вариант – с прикрученным к полу пассажирским сиденьем, но это редкая опция. В отделке панели приборов помимо качественного черного пластика использован «алюминий» или «дерево ценных пород» – на самом деле это тоже пластмасса.

Приборы читаются хорошо, на дисплей выводится дополнительная информация на любом из 32 языков, включая русский, белорусский и украинский. Среди других «базовых ценностей» – электростеклоподъемники и широкоугольные зеркалá с обогревом.

Подвеска кабины – четырехточечная, может быть в двух исполнениях: на пружинных стойках, причем с регулировкой поджатия пружин, и пневматическая. Примечательно, что в любом варианте на задних элементах установлено по два амортизатора – вертикальный и горизонтальный. Такая схема уменьшает поперечное раскачивание кабины ветром при обгонах.

К качеству окраски флагманского грузовика претензий нет. Переживать, что на кабине вылезет ржавчина, не стоит: большинство панелей фасада и облицовки – пластмассовые, а если уж используется сталь, то – долговечный лист с двусторонней оцинковкой.

В общем, DAF FAR XF105 во всем, начиная с концепции и заканчивая исполнением, создавался для того, чтобы бесперебойно и эффективно трудиться на благо своего хозяина.

 DAF FAR XF105.410 6×2

Длина/ширина/высота 10 460/2500/3900–3990 мм

Колесная база 5300 + 1400 мм

Высота фургона:  наружная/внутренняя 2900/2540 мм

Снаряженная/полная масса 14,1/26,5 т

Грузоподъемность 12,4 т

Полная масса автопоезда до 44 т

Нагрузка на ССУ до 12,5 т

Нагрузка на оси: переднюю/ведущую/ведомую 7,5/11,5/7,5 т

Двигатель Paccar MX (Eвро-5), 12,9 л; 410 л.с. при 1500–1900 об/мин; 2000 Н·м при 1000–1410 об/мин

Максимальная скорость 89 км/ч

Запас топлива 430 л

Коробка передач М16 (ZF 16 S 2520)  или А12 (ZF AS Tronic 12 AS 2230)

Сцепление однодисковое, диафрагменное, Ø 430 мм

Ходовая часть замедлитель – моторный тормоз, ретардер (опция); ведущий мост с одинарной гипоидной передачей и блокировкой дифференциала; дисковые тормоза, EBS, ABS, ESP; пневматическая подвеска; шины 295/80 R22,5



Фото: Николай Клочков и DAF

Подпишитесь на «За рулем» в

15.03.2017
Поделиться: