Почему перегревается двигатель - тест ЗР
Заставлять мозг работать, когда для этой работы нет достаточного материала, – всё равно что перегревать мотор.
Артур Конан Дойл. Дьяволова нога
Перегрев мотора чреват проблемами. Многие его элементы весьма болезненно переносят излишне высокие температуры. Если детали в результате перегрева получили остаточную деформацию, о заявленных рабочих характеристиках можно забыть. Вас ждут частые доливы масла, грязный выхлоп, отложения в камере сгорания и, как результат, новые перегревы. А если произойдет коробление блока или головки, готовьтесь к капремонту.
Перегрев бывает внешний и внутренний. Внешний просто определить по росту температуры охлаждающей жидкости. Одна из распространенных причин – недостаток антифриза в системе. Другая, не менее популярная, – низкая эффективность работы радиатора (теплообменник забит пухом, не включается вентилятор). Кроме того, может дурить термостат. Есть и другие причины: неправильная регулировка двигателя, приводящая к позднему сгоранию, длительная детонация, езда в тяжелых условиях (перегруз, жара, затяжные подъемы), стояние в пробках.
Внутренний перегрев часто порождается отложениями, забивающими каналы системы охлаждения. При этом указатель температуры показывает нормальные значения, а внутри мотора – настоящее пекло. Зачастую перегрев возникает вследствие неграмотного применения разного рода присадок, которые работают как теплоизоляторы.
С перегревом лучше не шутить. Предлагаем всем желающим ответить на вопросы, которые помогут освежить в памяти подзабытые сведения или узнать что-то новое. Удачной поездки и стабильной температуры!
НЕ КИПЯТИСЬ!
1. Какая из нижеперечисленных машин конструктивно не может «закипеть»?
А – Porsche 911 (993)
Б – ЗАЗ‑1102
В – Лада Веста
Г – Волга ГАЗ‑24-10
НЕ ВИНОВАТАЯ Я!
2. Перегрев двигателя не становится причиной:
А – детонации
Б – паровых пробок
В – ускоренного старения масла
Г – увеличения тепловых зазоров в паре цилиндр – поршень
УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ
3. У какого автомобиля набегающий поток воздуха не влиял на эффективность охлаждения мотора?
А – Mini Cooper S 1071
Б – Москвич‑407
В – Сitroen DS 19
Г – FSO Warszawa
СПАСТИ НЕЛЬЗЯ УДАЛИТЬ
4. У какой машины тяжелее всего удалить заклинивший термостат?
А – Лада Гранта
Б – Лада Ларгус
В – ВАЗ‑21074
Г – ГАЗ‑31105
ИНДИКАТОР – СТРАЖ
5. На приборной панели горят индикаторы перегрева мотора и отсутствия заряда АКБ. Укажите самую вероятную причину неисправности.
А – неисправный термостат
Б – отсутствие охлаждающей жидкости
В – заклинивание насоса охлаждающей жидкости
Г – обрыв приводного ремня
КРАСНАЯ МЕТКА
А – инерционность датчика температуры
Б – давление в системе
В – современные двигатели и охлаждающие жидкости допускают эксплуатацию при начале кипения
Г – жидкость поначалу кипит только в ограниченном объеме на отдельных участках головки блока
ГОРЕЦ
7. В чем причина закипания современного двигателя в условиях высокогорья, когда датчик температуры охлаждающей жидкости показывает меньше 100 °C?
А – работа двигателя на высоких оборотах
Б – негерметичная крышка радиатора
В – низкое содержание кислорода в воздухе
Г – обеднение рабочей смеси
СРОЧНОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ
8. Водитель после ремонта тронулся в путь, забыв залить охлаждающую жидкость. Датчик какого автомобиля быстрее всех сообщит о неисправности?
А – Volkswagen Роlo Sedan
Б – Ford Focus I с двигателем Zetec-E
В – Chevrolet Cruze
Г – Лада Гранта
С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ
9. Житель высокогорной деревни решил спуститься на автомобиле в долину не заводя мотор – на пятой передаче. Что произойдет в ходе этого спуска?
А – мотор нагреется
Б – мотор охладится
В – мотор сохранит исходную температуру
Г – машина без вакуумного усилителя не сможет затормозить
Правильные ответы и комментарии к ним — на второй странице этой публикации.
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
1. Правильный ответ: А
Из всех перечисленных автомобилей только Porsche 911 (993) оснащен двигателем воздушного охлаждения. Поэтому «закипеть» он не может в связи с отсутствием в моторе охлаждающей жидкости.
2. Правильный ответ: Г
При перегреве мотора тепловые зазоры между поршнями и цилиндрами не растут, а уменьшаются, что в итоге может привести даже к заклиниванию двигателя. А вот появление детонации, возникновение паровых пробок, а также ухудшение свойств моторного масла вполне возможны.
3. Правильный ответ: А
Очень компактным этот Mini стал благодаря идее Иссигониса установить двигатель поперек, а радиатор – сбоку. Он располагался вдоль автомобиля у левого брызговика, а потому не обдувался потоком набегающего воздуха.
4. Правильный ответ: В
У «классики» для извлечения термостата недостаточно отвернуть болты крепления крышки, как у остальных перечисленных моделей. Придется выковыривать «потроха» из корпуса, а потом еще и думать, чем заглушить байпасный контур.
5. Правильный ответ: Г
Если перегрев мотора и отказ генератора происходят одновременно, то причина неисправности, скорее всего, общая. А таковой является обрыв приводного ремня, который вращает как насос охлаждающей жидкости, так и ротор генератора.
6. Правильный ответ: Б
При повышенном давлении в системе охлаждающая жидкость закипает позже, нежели при нормальных условиях. Поэтому красная зона на шкале прибора расположена в диапазоне более высоких температур.
7. Правильный ответ: Б
Из-за негерметичности крышки в системе охлаждения не будет поддерживаться повышенное давление. А при низком давлении в условиях высокогорья охлаждающая жидкость закипит при температуре ниже 100 °C.
8. Правильный ответ: Б
Датчик температуры этого двигателя на Фокусе первого поколения ввернут в алюминиевую головку блока цилиндров и даже не соприкасается с охлаждающей жидкостью, а измеряет температуру непосредственно головки блока. Именно поэтому он «почувствует» перегрев раньше, чем его «коллеги», установленные в отдельных корпусах патрубков термостатов.
9. Правильный ответ: А
Мотор нагреется за счет трения коленвала, поршневой группы и всех прочих подвижных деталей. А вакуумный усилитель сможет работать, поскольку разрежение во впускном трубопроводе будет иметь достаточную величину.