Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

ПДД XIX века – спецсигналы, ксенон и шиномонтаж

«Лет чрез пятьсот, дороги, верно, у нас изменятся безмерно», - писал Пушкин пару веков назад. Осталось подождать еще лет 300...
Полная версия

Есть крылатая фраза «В России за 10 лет меняется все, а за 200 – ничего». Ее приписывают и Салтыкову-Щедрину, и Столыпину, и кому только не... Обычно ее относят к политической жизни. Но, думаете, в других сферах иначе дела обстоят?

Дороги

Возьмем, к примеру, дороги. Практически сразу после изнурительной Отечественной войны с французским забиякой Александр Благословенный взглянул на дорогу между Питером и Москвой и повелел: 

«Приступить с 1 января 1817 года к постройке нового шоссе, отделывая оное ежегодно во всем совершенстве на столько верст, на сколько представляется возможным…»

 

Зачем? Затем, что главная дорога империи – это не просто проезжий тракт для дилижансов: это еще и визитная карточка государства. В пушкинские времена это почему-то было всем понятно, а потому дорогу делали не для показухи, а нормально. И даже Пушкин, клеймивший отечественные колеи и рвы последними словами, назвал новое шоссе «великолепным»!

«Великолепное московское шоссе начато по повелению императора Александра; дилижансы учреждены обществом частных людей. Так должно быть и во всем: правительство открывает дорогу: частные люди находят удобнейшие способы ею пользоваться».

А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»

 

В каком состоянии находится нынешняя трасса, говорить не хочется.

«Теперь у нас дороги плохи
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают…»

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», VII, XXXIV

М10 все время латают, а М11 все время строят, одновременно придумывая новые ценники. Создается впечатление, что эту дорогу построили бы мгновенно только в том случае, если бы кому-то пришла в голову мысль выложить ее тротуарной плиткой! Плитки у нас, судя по всему, много, и денег на нее не жалко.

«Поправка дорог, одна из самых тягостных повинностей,…есть большею частью предлог к утеснению и взяткам».

А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»

По этой дороге по-прежнему судят о состоянии дел в России.

«Лет чрез пятьсот, дороги, верно,
У нас изменятся безмерно».

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», VII, XXXIII

Скорость

Шумахеры, конечно, были на Руси всегда. Но в петровские времена это было чревато. Нарушил – пожалеешь: в лучшем случае высекут плетьми, а в худшем загремишь на каторгу или, того хуже, отправишься на тот свет… Очень действенный способ, полагал наш первый император...

Впрочем, со временем все поменялось. Бронзовый Петр с памятника Фальконе мрачно следил за тем, как подраспустился его народец. Если раньше признаком важности пассажира была степенная, неторопливая езда (кстати, Москва ездила медленнее Питера!), то в пушкинские времена все перевернулось: мол, кто быстрее едет, тот и «круче»! Заканчивались уличные гонки вполне предсказуемо – «гонщиков», как правило, ждал полицейский участок, а пострадавших… ну, кому как повезет. Кучер отправлялся под суд, лошадей отбирали, а потерпевшему оказывали помощь за счет… седока провинившегося экипажа. И правильно: нечего все на кучера валить… 

 

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь».

А.C. Пушкин, «Евгений Онегин», V, II

Между прочим, зимние скорости тогда были выше летних! Зимой, как правило, развивали скорость не более 12 верст в час, летом – не более 10, осенью – 8. В среднем – 70–100 верст в сутки. А бывалые ямщики за 24 часа проезжали по 250 верст. Что касается Александра Сергеевича, то он обожал скорость…

«500 верст обыкновенно проезжаю в 48 часов…»

Из письма А.С. Пушкина П.А. Осиповой

Шиномонтаж

В наши времена зима приходит неожиданно – отсюда и огромные очереди на шиномонтаж дважды в год. При царизме же зимней и летней резины еще не было, но переобуваться все равно приходилось. Но тогда это выглядело оригинальнее: кузов кареты ставили на сани! Получался так называемый «возок» – крытая повозка с окнами и дверцами для зимней езды.

Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок.
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью брошенный возок.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», VII, XXXI

Световые и звуковые сигналы

У нас еще недавно элементом крутости был ксеноновый свет. Сегодня в моде светодиоды. В пушкинские времена для аналогичных целей использовались фонари:

Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 1, XXVII


Число фонарей (один или два) или факелов определяло солидность седока. Двойные фонари – это признак дорогой кареты, владельцу которой важен имидж. Граненые стекла фонарей, светящихся по обеим сторонам кареты, преломляли свет, создавая необычную радугу на зависть окружающим – своего рода «ксенон» тех лет.

Что до звуковых сигналов, то их успешно заменяли пацаны-форейторы с высокими голосами, которые вопили так, что мало никому не казалось… Но – важный момент – в России той поры для светского молодого человека не считалось зазорным не держать собственного выезда. Или, говоря современным языком, обходиться без тачки, пользуясь общественным транспортом…

«Не решившись скакать на перекладных, я купил… дешёвую коляску и с одним слугою отправился в путь… Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумёртвый».

А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»

Спецсигналы

Или вот еще фрагмент из той эпохи – про поведение на дорогах. Мигалки и сирены пока что не придуманы, но борьба со спецсигналами уже ведется! Указом 1834 года – это при Николае I – езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар. А всей остальной шушере – низзя. Будь ты хоть трижды помощник городничего.


Можно ли сказать, что в те времена обстановка на дорогах была лучше? Можно, конечно же, – хотя бы потому, что транспорта было несоизмеримо меньше. Еще один плюс тех времен: чем больше снега зимой, тем… лучше. При этом в любом случае о безопасности думал не только «шофер», но и лошадь – эдакий автопилот ушедших времен. Экология… ну разве что ароматный конский навоз посреди Тверской или Миллионной. Впрочем, это же органика!

Скорости? Ну с этим ясно: сегодня всё осуществляется быстрее. Другое дело, нужны ли человеку высокие скорости. Ведь долгий путь всегда давал возможность спокойно подумать, привести в порядок мысли, принять взвешенное решение. А насчет кайфа от нынешних скоростных автомобилей хорошо сказал М.М. Жванецкий: дескать, «проблемы не уходят – они перемещаются. Стали заводиться на морозе – тут же стало тесно на дорогах. Проблема просто ушла из правого ряда в левый. От того, что вы стали как бы быстрее добираться, у вас что – освободилось время? Нет! Его стало меньше! Так мы уже думаем – может быть, пусть хуже заводятся, но чтобы свободнее было ездить и в чистом воздухе?».

Мне всегда казалось, что личному автомобилю уготована судьба лошади: уйти со сцены. По выходным или вокруг дома – это пожалуйста, а вот по делам – ни-ни. 

Есть иные мнения – поделитесь в комментариях!

Фото: из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в

Колодочкин Михаил
06.10.2017
Поделиться: