Путешествие на Бельведер, или Чертовщина Ваганьковского холма


Путешествие на Бельведер, или Чертовщина Ваганьковского холма

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло.»

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»




Мне всегда, до дрожи в коленках, хотелось оказаться на этой самой каменной террасе. Наверное, схожие чувства испытывают альпинисты, разглядывающие снизу далекую белоснежную вершину. Им просто нужно туда попасть – и всё. Вопроса «Зачем?» они не поймут.

После первого знакомства с булгаковским «Мастером…» желание только усилилось. Попасть на каменную террасу, где руководитель нечистой силы соорудил из своей шпаги солнечные часы, да еще беседовал с Левием Матвеем, стало просто необходимо. А когда до меня дошло, что по чертовой террасе начали спокойно разгуливать киноперсонажи из экранизаций знаменитого романа, а ушлые фотохудожники лихо затаскивают туда различных знаменитостей, мечтающих хоть немного побыть дьявольским отродьем, я уже был готов лезть туда хоть по пожарной лестнице.

Однако домик явно меня сторонился, упрямо не желая пускать на свои плиты. Дескать, разглядывай снаружи, изучай чужие картинки – и будь доволен. Мастер, как известно, не заслужил света, а я, надо полагать, не заслужил визита на эту террасу.

Но всё оказалось еще интереснее…

Быть и казаться

Дело в том, что даже снаружи дом на Ваганьковском холме только кажется таким, каким его привыкли видеть. Будучи совсем другим по сути. Перечень его недосказанностей и без чертовой террасы легко тянет на диссертацию, экранизацию, мистификацию и на всё, что угодно. Вот только некоторые из них:

Вид домика из Александровского сада

Это чуть ли не единственный дом в Москве, известный по фамилии владельца. Скажешь: Дом Пашкова – и всё ясно.

Поглядывать на Кремль свысока? Ну-ну... Однако Пашкову и это сошло с рук

Этому владельцу – порядочному проходимцу – простили, что он на глазах у всех выстроил дом, позволяющий его обитателям, а не только Воланду, созерцать Кремль сверху вниз.

Парадный вход вовсе не со стороны Кремля, а с противоположной.

Этот дом повернулся к Кремлю, извините, задом! Парадный вход – вовсе не там, где всем кажется, а со стороны Староваганьковского переулка. Оттуда можно подъехать в экипаже, а вот на крутой холм никакая дорога не ведет. Возможно, это месть архитектора Баженова за провал своих замыслов, которым не суждено было воплотиться в жизнь. Впрочем, имя зодчего доподлинно неизвестно.


Эта шикарная парадная лестница появилась на свет… при Советской власти! А вовсе не при царях и царицах… Впрочем, четырьмя годами ранее добрые люди уничтожили ограду домика.

Трудно поверить в то, что в проекте никакой лестницы не было. Однако здесь был райский сад, а кареты въезжали с противоположной стороны.


Обратите внимание на серп с молотом – сейчас этих инструментов там нет.

Этот белоснежный дом одно время был… вовсе не белоснежным! Открытка времен "Победы" -- тому свидетель.

Этюд в багровых тонах середины прошлого столетия


Между прочим, чертежей этого дома не существует, а его архитектор доподлинно неизвестен! То ли Баженов, то ли Казаков… Однако точно известно, что пару веков назад внизу были каменные бассейны с фонтанами, а в саду орали разноцветные павлины, всяческие попугаи и еще какие-то китайские гуси. А на самой вышине сидело какое-то божество – то ли Минерва, то ли Марс, то ли оба. Потом ему что-то не понравилось, и оно исчезло

В общем, домик явно подшучивал надо мной. Мол, ну зачем тебе куда-то наверх лезть – ты сначала внизу разберись!

И я начал разбираться…

Балкон трех императоров

Есть легенда, согласно которой даже в Европе иногда встречались порядочные правители. Хранитель легенды – балкон нашего домика. В 1818 году Фридрих Вильгельм III с сыновьями посетил Москву – при этом он изъявил желание посмотреть ее панораму. Короля привели в дом Пашкова и его взору предстал сожженный французским воякой город… Правитель опустился на колени, велев сделать то же самое сыновьям, и прошептал: «Вот она, наша спасительница!» Он понял, во что бы превратилась его Пруссия, если бы не русские.

Видите посередке изображение короны? Оно появилось в чугунной ограде в память о визите в Москву умного европейца. На торчащую из стены загогулину просьба не отвлекаться: наверное, она кому-то нужна...

Умный король тогда поклялся никогда не воевать с Россией. В память об этом визите в чугунной ограде бального зала домика появилась символическая корона, а балкон прозвали «балкон трёх императоров». Почему трех? Потому, что оба королевских сына со временем тоже взошли на престол!

В 1896 году художник Матвеев написал на этот сюжет вот такую картину…


Обратите внимание, где находятся персонажи картины. На бельведере!!! Это самая высокая точка дома Пашкова, куда можно добраться, не будучи скалолазом! Ниже на картине виден фрагмент той самой террасы -- с вазонами, накрытыми крышечками с шариками. А балкон трех императоров находится еще ниже: с него такой панорамы не увидеть! Но именно его сегодня показывают экскурсантам, посещающим бальный зал домика. Ведь подавляющему большинству экскурсантов, в общем-то, все равно, куда смотреть.

А я уставился на фрагмент той самой террасы… И чем дольше смотрел, тем отчетливее понимал, что хитрый домик издевался надо мной с самого начала…

Каменная терраса существовала только в моем воображении....

Кто не верит, пусть внимательно посмотрит вот на это фото. Ответ был очевиден с самого начала, но фантазия рисовала совсем другое.

О какой террасе может идти речь, если там виднеется что-то зеленое?

За балюстрадой сразу же начинается обыкновенная крыша! А вовсе не каменная терраса для посадки нечистой силы.

А как же кино? А как же рисунки, фотографии и прочее? А это, как говорил Коровьев, случай так называемого вранья! Впрочем, в кино этот прием очень даже приветствуется… Представьте себе Кинг Конга без вранья – «кина не будет», как говорится.

Вспомним первоисточник: "Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны."

Автора не знаю -- сорри...
Еще одно явление мессира


Как только стало ясно, что разгадка близка, домик решил, что я сдал зачет, а потому сжалился и допустил меня на VIР-экскурсию с посещением бельведера…

Восхождение на бельведер

До последней секунды я не верил, что меня пустят. Однако служба безопасности домика связалась с коллегами за Кремлевской стеной и включила зеленый свет: дескать, сегодня можно… Только, мол, безо всяких фотовспышек и прочих эксцессов. Думаю, что и у Воланда могли возникнуть аналогичные проблемы:)



Ход в заповедное место и должен быть романтичным...
Дорога на Бельведер. Дамам в кринолинах тут не пробраться -- тем более, что впереди почти вертикальная лесенка


Йес! Это Бельведер!!!

Сбылась мечта идиота: я – внутри бельведера!!! Видна лесенка на купол, но там уже делать точно нечего.

Что ж, смотрим в окно!

Видна та самая «каменная терраса», которой нет и никогда не было! Вместо «рассекшихся плит» – покатая зеленая крыша.

В нижней части фото – ограждение, которое помнит трех императоров. Выше видна та самая «каменная терраса», которую я безуспешно пытался обнаружить. Но вместо «рассекшихся плит» – уже упоминавшаяся зеленая крыша. Так и должно было быть.

Раньше бельведер был иной конфигурации: вокруг него можно было прогуляться. Сегодня его расширили внутри, отрезав путь к подобным прогулкам

А где же стояли императоры? Не на крыше же… Дело в том, что раньше колоннада окружала бельведер, но не сливалась с ним. А благодаря тому, что колонны первоначально отступали от простенков бельведера, они создавали галерею. Сегодня же колонны вплотную подошли к стене, а потому нормального выхода из бельведера не существует. Разве что для кровельщиков.

Вот ограждение, которое помнит трех императоров.

Вид с Бельведера сквозь нижнюю часть оконно-дверного проема.


Здесь авторы вообще не заботились о какой-либо точности. Даже родной балюстрады не видать

А что же показывают в кино, на рисунках и фотографиях? Процитирую Мастера: «Воланд может запорошить глаза и человеку похитрее.» Надо полагать, что именно это и происходит по сей день: все видят одно, но воображают и изображают нечто другое.


Впрочем, надо оговориться. Совершенно ясно, что для своего визита на террасу мессир вполне мог благоустроить ее по своему вкусу, предусмотрев вместо покатой зеленой крыши ровные каменные плиты. Но, в любом случае, он сидел не в галерее бельведера, а ниже. А бельведер находился «у него за спиной на крыше».


Тут балюстраду зачем-то нарисовали в одном уровне с бельведером.

«Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый.»

Воланд, желающий стать похожим на Ширвиндта

А вот иные обличья мессира. Например, Воланд, прикинувшийся г-ном Ширвиндтом. Забавный прокол авторов. Похоже, этот мессир и не подозревает, что за его спиной виднеется Кремлёвский дворец съездов, он же Государственный Кремлёвский дворец…Откуда он там взялся в булгаковские времена -- непонятно.

Впрочем, наконец-то все стало ясно. И от этого даже стало немного грустно.

Вместо эпилога

Коровьевы расшалились -- иначе не скажешь. Библиотека имени Самсунга образца 2004 года

Домик повидал многое и после Воланда. В эпоху бардака на рубеже тысячелетий вообще было непонятно, уцелеет он или нет. Когда десяток лет внутри живут какие-то бомжи, то можно уповать только на силы небесные. Однако же, к счастью, обошлось.

Вид из чердачного помещения под Бельведером. Здесь нет стекол, а потому видно очень хорошо.

Этого Воланд не видел. А то бы не появился вообще.

Балюстрада и терраса сегодня. Зимой вазоны закрыты крышками, а вообще-то они предназначены для растений


"Балкон трех императоров" находится здесь -- в "бальном зале". Сразу скажу, что никакая Наташа Ростова здесь не танцевала...

Это заставочка к моей старой статье "Маргарита едет по Москве" ( https://www.zr.ru/archive/zr/2003/09/margarita-iediet-po-moskvie ). Уважаемый кот здесь очень даже к месту: он лично видел мессира!

Это уже не над землей, а под ней. Еще одна ухмылка домика. Никто не знает, что это за путь в подземелье, а потому, на всякий случай, вниз никого не пускают...

Не смотрите только под ноги, когда бродите по Москве! Так можно и слона не приметить... А в Москве есть, на что посмотреть. Даже сегодня.

Кстати, все хорошие фотографии сделал Костя Якубов. За что ему большое спасибо. Которые похуже -- те уж мои...

Подпишитесь на «За рулем» в