ПДД XIX века – спецсигналы, ксенон и шиномонтаж

«Лет чрез пятьсот, дороги, верно, у нас изменятся безмерно», - писал Пушкин пару веков назад. Осталось подождать еще лет 300...

Есть крылатая фраза «В России за 10 лет меняется все, а за 200 – ничего». Ее приписывают и Салтыкову-Щедрину, и Столыпину, и кому только не... Обычно ее относят к политической жизни. Но, думаете, в других сферах иначе дела обстоят?

Дороги

Возьмем, к примеру, дороги. Практически сразу после изнурительной Отечественной войны с французским забиякой Александр Благословенный взглянул на дорогу между Питером и Москвой и повелел:

«Приступить с 1 января 1817 года к постройке нового шоссе, отделывая оное ежегодно во всем совершенстве на столько верст, на сколько представляется возможным…»

Зачем? Затем, что главная дорога империи – это не просто проезжий тракт для дилижансов: это еще и визитная карточка государства. В пушкинские времена это почему-то было всем понятно, а потому дорогу делали не для показухи, а нормально. И даже Пушкин, клеймивший отечественные колеи и рвы последними словами, назвал новое шоссе «великолепным»!

«Великолепное московское шоссе начато по повелению императора Александра; дилижансы учреждены обществом частных людей. Так должно быть и во всем: правительство открывает дорогу: частные люди находят удобнейшие способы ею пользоваться».

А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»

Дорога – лицо страны. Особенно та, что соединяет столицы. Раньше это не вызывало сомнений.

В каком состоянии находится нынешняя трасса, говорить не хочется.

«Теперь у нас дороги плохи
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают…»

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», VII, XXXIV

М10 все время латают, а М11 все время строят, одновременно придумывая новые ценники. Создается впечатление, что эту дорогу построили бы мгновенно только в том случае, если бы кому-то пришла в голову мысль выложить ее тротуарной плиткой! Плитки у нас, судя по всему, много, и денег на нее не жалко.

«Поправка дорог, одна из самых тягостных повинностей,…есть большею частью предлог к утеснению и взяткам».

А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»

По этой дороге по-прежнему судят о состоянии дел в России.

«Лет чрез пятьсот, дороги, верно,
У нас изменятся безмерно».

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», VII, XXXIII

Скорость

Вообще, проблемы с порядком на наших дорогах, честно говоря, намечались еще столетия назад. Недаром еще Петр Первый запретил использовать для перемещения по городу невзнузданных лошадей.

Шумахеры, конечно, были на Руси всегда. Но в петровские времена это было чревато. Нарушил – пожалеешь: в лучшем случае высекут плетьми, а в худшем загремишь на каторгу или, того хуже, отправишься на тот свет… Очень действенный способ, полагал наш первый император...

Впрочем, со временем все поменялось. Бронзовый Петр с памятника Фальконе мрачно следил за тем, как подраспустился его народец. Если раньше признаком важности пассажира была степенная, неторопливая езда (кстати, Москва ездила медленнее Питера!), то в пушкинские времена все перевернулось: мол, кто быстрее едет, тот и «круче»! Заканчивались уличные гонки вполне предсказуемо – «гонщиков», как правило, ждал полицейский участок, а пострадавших… ну, кому как повезет. Кучер отправлялся под суд, лошадей отбирали, а потерпевшему оказывали помощь за счет… седока провинившегося экипажа. И правильно: нечего все на кучера валить…

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь».

А.C. Пушкин, «Евгений Онегин», V, II

Между прочим, зимние скорости тогда были выше летних! Зимой, как правило, развивали скорость не более 12 верст в час, летом – не более 10, осенью – 8. В среднем – 70–100 верст в сутки. А бывалые ямщики за 24 часа проезжали по 250 верст. Что касается Александра Сергеевича, то он обожал скорость…

«500 верст обыкновенно проезжаю в 48 часов…»

Из письма А.С. Пушкина П.А. Осиповой

Шиномонтаж

В наши времена зима приходит неожиданно – отсюда и огромные очереди на шиномонтаж дважды в год. При царизме же зимней и летней резины еще не было, но переобуваться все равно приходилось. Но тогда это выглядело оригинальнее: кузов кареты ставили на сани! Получался так называемый «возок» – крытая повозка с окнами и дверцами для зимней езды.

Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок.
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью брошенный возок.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», VII, XXXI

Световые и звуковые сигналы

У нас еще недавно элементом крутости был ксеноновый свет. Сегодня в моде светодиоды. В пушкинские времена для аналогичных целей использовались фонари:

Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 1, XXVII

В отличие от нынешних ксеноновых и светодиодных фар, от которых есть реальная практическая польза, такие фонарики служили больше для «крутости», чем для освещения.

Число фонарей (один или два) или факелов определяло солидность седока. Двойные фонари – это признак дорогой кареты, владельцу которой важен имидж. Граненые стекла фонарей, светящихся по обеим сторонам кареты, преломляли свет, создавая необычную радугу на зависть окружающим – своего рода «ксенон» тех лет.

Что до звуковых сигналов, то их успешно заменяли пацаны-форейторы с высокими голосами, которые вопили так, что мало никому не казалось… Но – важный момент – в России той поры для светского молодого человека не считалось зазорным не держать собственного выезда. Или, говоря современным языком, обходиться без тачки, пользуясь общественным транспортом…

«Не решившись скакать на перекладных, я купил… дешёвую коляску и с одним слугою отправился в путь… Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумёртвый».

А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»

Спецсигналы

Или вот еще фрагмент из той эпохи – про поведение на дорогах. Мигалки и сирены пока что не придуманы, но борьба со спецсигналами уже ведется! Указом 1834 года – это при Николае I – езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар. А всей остальной шушере – низзя. Будь ты хоть трижды помощник городничего.

Можно ли сказать, что в те времена обстановка на дорогах была лучше? Можно, конечно же, – хотя бы потому, что транспорта было несоизмеримо меньше. Еще один плюс тех времен: чем больше снега зимой, тем… лучше. При этом в любом случае о безопасности думал не только «шофер», но и лошадь – эдакий автопилот ушедших времен. Экология… ну разве что ароматный конский навоз посреди Тверской или Миллионной. Впрочем, это же органика!

Скорости? Ну с этим ясно: сегодня всё осуществляется быстрее. Другое дело, нужны ли человеку высокие скорости. Ведь долгий путь всегда давал возможность спокойно подумать, привести в порядок мысли, принять взвешенное решение. А насчет кайфа от нынешних скоростных автомобилей хорошо сказал М.М. Жванецкий: дескать, «проблемы не уходят – они перемещаются. Стали заводиться на морозе – тут же стало тесно на дорогах. Проблема просто ушла из правого ряда в левый. От того, что вы стали как бы быстрее добираться, у вас что – освободилось время? Нет! Его стало меньше! Так мы уже думаем – может быть, пусть хуже заводятся, но чтобы свободнее было ездить и в чистом воздухе?».

Фото из Ульяновска – в качестве бонуса. Отгадайте автора памятника. По размерам догадаться невозможно, но это именно тот, о ком все подумали…

Мне всегда казалось, что личному автомобилю уготована судьба лошади: уйти со сцены. По выходным или вокруг дома – это пожалуйста, а вот по делам – ни-ни.

Есть иные мнения – поделитесь в комментариях!

Фото: из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в