Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Советский танк Т-55 – как он стал рабочей лошадкой третьего мира

Когда-то он создавался, как идеальный средний танк для большой европейской войны с применением тактического ядерного оружия. Но прославился в другой роли – как участник множества локальных конфликтов.
Полная версия
Т-55 в общем не был совершенно новым танком: он оказался наследником Т-54, который был принят на вооружение в 1946 году. А компоновка нового среднего танка была позаимствована из еще более ранней модели - Т-44, производство которого начали в 1944-м.

Работы над Т-55 начались в 1957 году – десяток лет спустя появления первых модификаций «пятьдесятчетверки». Что же получил Советский Союз в новом старом танке?

Во-первых, слегка увеличили мощность двигателя – с 520 до 580. Затем пересмотрели систему хранения топлива и боеприпасов – например, использовали новые баки-стеллажи, в которых имелись вертикальные отверстия под укладку 100-мм снарядов. Увеличилось и количество горючего (на треть), и возимый боезапас к пушке – с 34 до 43 выстрелов.

Во-вторых, добавили ряд важных мелочей – например, систему очистки смотровых приборов при помощи жидкости и сжатого воздуха, а также улучшенную автоматическую систему пожаротушения. Также конструкторы усовершенствовали систему пуска двигателя – с появлением компрессора теперь не надо было думать о постоянной замене баллонов со сжатым воздухом.

Сильнее ядерного взрыва

50-е и 60-е годы прошли под знаком ядерного оружия – тогда казалось, что вероятность его применения высока, как никогда. Это ощущение не могло не отразиться на разработках боевой техники – серьезнейшее внимание при создании Т-55 уделялось способности действовать в условиях атомного взрыва. Никто, конечно, не ждал, что танк выстоит в эпицентре «гриба», но повысить выживаемость в целом было вполне можно.

Чтобы экипаж не дышал радиоактивной пылью, появилась фильтровентиляционная установка – теперь воздух очищался и подавался внутрь под давлением. Улучшили и уплотнители, чтобы пыль не попала через щели.

Но оставалось еще проникающее излучение. Чтобы остановить его, придумали «подбой» – полимерный материал, останавливающий радиацию. Кроме того, он помогал и от проблемы, мучившей танкистов еще со времен Первой мировой, – осколки собственной брони откалывались от удара снаряда снаружи, что приводило к смертям и ранениям даже в случае технического «непробития». Чуть позже к "подбою" добавили плиты «надбоя», которые находились сверху башни.

Плодовитое семейство

Т-55 стал хорошей платформой для самых разнообразных модификаций. Например, на его базе были созданы «тяжелые БМП» – боевые машины для перевозки пехоты, где место для размещения солдат находилось за счет удаления башни и замены пушки на что-то полегче. В случае с израильской ТБМП «Ахзарит» на базе Т-55 это были 7,62-мм пулеметы. А не пошедший в серию российский БТР-Т предлагал разные комбинации крупнокалиберных пулеметов, 30-мм автопушек, ПТУРов и гранатометов.


Кроме того, на базе «пятьдесятпятки» сделали огнеметный танк – ТО-55. Вместо спаренного с пушкой пулемета поставили огнемет – 460 литров его огнесмеси можно было метнуть на расстояние до 200 метров. Правда, за это надо было платить уменьшенным боекомплектом: снарядов к пушке стало меньше почти вдвое.

Кроме этого, на базе Т-55 сделали много инженерных машин – ремонтно-эвакуационные, мостоукладчики, тягачи, и так далее.

И, конечно же, модернизировался сам танк – то двигатель заменят, то активную защиту добавят, то систему целеуказания обновят. А то и вообще впихнут в «пятьдесятпятку» 125-мм орудие вместе с башней от Т-72.

А за рубежом вариантов Т-55 было еще больше. Этим занимались практически все желающие – в странах ОВД, на Балканах и Ближнем Востоке. Один из самых известных примеров – израильский «Тиран 5», модификация захваченных у арабов «пятьдесятпяток». В основном, дело органичивалось заменой радиостанций, установкой пулеметов под НАТОвский патрон и заменой прицельного оборудования. Но в отдельных случаях могли поставить и 105-мм пушку британского происхождения.


Орудие войны

Впервые большую войну Т-55 попробовал на Ближнем Востоке в 1967 году. Все было определено уровнем воинского искусства арабов – их ждал разгром. Израилю достались сотни единиц трофейной техники, в том числе и восемь десятков Т-55. Урок не пойдет впрок – в 1973-м сирийцы наступят на те же грабли, что и египтяне в 1967, и тоже будут массово терять «пятьдесятпятки». Хотя иногда случалось и обратное: в сражении у моста Эль-Фердан египетские Т-55 устроили танковую засаду и разгромили 25 израильских танков.

Индо-пакистанская война 1971 года дала Т-55 возможность встретиться в бою друг с другом – вернее, с закупленным Пакистаном «Тип-59», клоном «пятьдесятпятки» китайского производства. Вначале это посеяло путаницу – с обеих сторон участились случаи поражения своих. Тогда индийцы установили на орудиях своих Т-55 ложные элементы. Характерные утолщения стволов походили на очертания английской 105-мм пушки, в изобилии имевшейся в индийских танковых войсках.

Но это было только началом. Т-55 воевали на заключительном этапе Вьетнамской войны, замораживали "Пражскую весну", пытались (тщетно) остановить американские «Абрамсы» в Ираке. Воюет «пятьдесятпятка» и сегодня, причем активно – например, в гражданских войнах Ливии и Сирии.


 

 

Список войн и конфликтов, в которых участвовал этот танк, огромен. Даже сегодня более 60 государств сохраняют в составе своих армией «пятьдесятпятки» или машины на их базе.

Богатыми и развитыми большинство, конечно, не назовешь – Т-55 привлекает их своей простотой, сравнительной надежностью и дешевизной эксплуатации. Очень и очень неплохой результат для танка, разработанного на основе машины 40-х годов.


Подпишитесь на «За рулем» в

Тимур Шерзад
11.08.2019
Поделиться: