Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Mercedes Arocs российской сборки – детальный обзор

Знакомимся с трехосными самосвалами Arocs 3345K 6х4 и полноприводной моделью Arocs 3345АK 6х6.
Полная версия

Меньше всего от кризиса, вызванного пандемией коронавируса, в России пострадал строительный сегмент экономики. А это значит, что спрос на современную строительную технику, от самосвалов и бульдозеров до автокранов, экскаваторов, тягачей, автобетоносмесителей, только растет.

Среди европейских автозаводов, имеющих собственное производство грузовиков в России, челнинский завод «Даймлер Крайслер Рус» – крупнейший по выпуску тяжелых грузовиков. Автомобили Mercedes-Benz, изготовленные там, дополняют модельный ряд грузовиков КАМАЗ. Без технологий Daimler AG, которые были переданы Камскому автозаводу, КАМАЗы четвертого и пятого поколения были бы совсем другими и наверняка встали бы на конвейер гораздо позже.

Об этой и другой коммерческой технике более подробно можно прочитать на сайте журнала «Рейс».


Семейство тяжелых грузовиков Mercedes-Benz Arocs шло в фарватере обновления флагманских тягачей и магистральных грузовиков Mercedes-Benz Actros. Daimler стремился вывести на рынок совершенно новую гамму грузовиков, и потому синтезировали еще два названия: Мercedes-Benz Antos для развозных грузовиков и Mercedes-Benz Arocs для автомобилей строительного назначения. Но в целом Arocs – это новое поколение строительных грузовиков Mercedes Actros Bau, созданное для наиболее тяжелых условий эксплуатации и выступающее в самых распространенных весовых категориях: от двухосного 18-тонника до тяжелых четырехосных машин полной массой в 41 тонну.

Назначение Mercedes-Benz Arocs – шасси для самосвалов, автобетоносмесителей, седельных и балластных тягачей, различных спецнадстроек.

Где собирают Мерседесы?

В Набережных Челнах сборочное производство «ДК Рус» организовано вовсе не на одном заводе с КАМАЗами. Это отдельный завод, расположенный примерно в трех километрах от основной территории Камского автозавода в технопарке «Мастер». В 2015 году объединили цеха сборки грузовиков Mercedes-Benz и Fuso Canter.

Сейчас все Arocs с колесной формулой 6х4 собирают в Челнах, а полноприводные Arocs 6х6 могут быть и российской, и германской сборки – с головного завода в городе Вёрт.

Насколько Arocs российский?

Для СП «Даймлер КАМАЗ Рус» период крупноузловой сборки давно остался позади. Когда-то локализация начиналась со сборки рам на основе деталей, поставляемых из Европы. Позже стали применять нижнекамские шины размерностью 12,00 R24, выпускаемые под маркой Continental. Прибавьте к этому отечественные трансмиссионное масло и другие технические жидкости, фильтры грубой очистки топлива, седла для тягачей – сейчас непосредственно в Челнах и на других российских предприятиях выпускают для СП «ДК Рус» системы отопления и кондиционирования кабины, ветровое стекло, зеркала заднего вида, каркас панели приборов, элементы интерьера кабины, в том числе лицензионные кресла известной германской компании Grammer.

По оценкам специалистов, для грузовиков Mercedes-Benz вполне реально локализовать в России производство стальных дисков колес, АКБ, малолистовых рессор, теплообменников интеркулера, стальных и алюминиевых топливных баков, пластмассовых резервуаров для жидкости AdBlue. Российскими могут быть рулевые тяги и реактивные штанги задней подвески, цифровые тахографы. Главное требование к локализованным деталям и компонентам – качество, которое должно соответствовать высоким стандартам Daimler AG.

Важнейшим этапом в локализации грузовиков Mercedes-Benz стало открытие нового завода каркасов кабин для моделей Actros и Arocs, а также КАМАЗ‑54901 (поколения К5).

Собираемым в Набережных Челнах грузовикам Mercedes-Benz, как и отечественным КАМАЗам, обеспечена господдержка, включая программы утилизации, льготного лизинга и трейд-ин. Благодаря этому автомобили получаются немного дешевле чистопородных немецких и покупателю удастся сэкономить. 

Есть еще один фактор, которые позволяет сэкономить покупателю Mercedes-Benz Arocs, – на них монтируют преимущественно отечественные надстройки. Сейчас поставляют самосвалы с подогреваемым кузовом объемом 16 или 20 м3, производства ООО «Автомастер» из Набережных Челнов.

Продолжение – на следующей странице.



Моторы – только рядные

В отличие от Mercedes-Benz Actros третьего поколения, на четвертом Actros, а также на Mercedes-Benz Arocs применяют только рядные 6-цилиндровые двигатели. Дизели V6 ОМ501 и V8 ОМ502 – при всем уважении к их характеристикам и ресурсу – остались в прошлом.

На новом семействе применяют новые моторы четырех моделей. 

  • Самый «маленький» для Arocs – OM 936, объемом 7,7 литра, обеспечивающий мощность в диапазоне от 238 до 354 л. с. Эти двигатели заменяют OM 906 /6,37 литра и 7,2-литровый ОМ 926. Такой самосвал Arocs близок по характеристикам с КАМАЗ‑65115, оснащеннвм дизелем Cummins ISB6.7.
  • Следующий мотор, ОМ 470 объемом 10,7 литра, – с четырьмя настройками мощности в диапазоне от 326 л. с. до 428 л. с. при 1800 об/мин и моментом от 1700 до 2100 Н·м при 1100 оборотов.
  • С третьим, 12,8-литровым мотором ОМ 471, в 2011 году состоялась презентация нового Mercedes-Benz Actros. У него четыре настройки мощности: 420 л. с. и 2100 Н·м; 450 л. с. и 2200 Н·м; 480 л. с. и 2300 Н·м; 510 л. с. и 2500 Н·м, причем «полка» крутящего момента начинается уже с 800-1000 оборотов, что обеспечивает автомобилю очень хорошую динамику.
  • Четвертый мотор – флагманский ОМ 473, объемом 15,6 литра, мощностью от 516 до 625 л. с., максимальным моментом 3000 Н·м.

Вся эта гамма двигателей обеспечивает 16 вариантов настройки мощности от 238 до 625 лошадиных сил и диапазон крутящего момента от 1000 до 3000 Н.м.


 

 


Моторы Mercedes-Benz ОМ 470, ОМ 471 и ОМ 473 конструктивно схожи. У них есть турбонаддув, интеркулер, блок цилиндров со сменными мокрыми гильзами отлит из высокопрочного чугуна с глобулярным графитом. Головка блока тоже чугунная, с четырьмя клапанами на цилиндр, привод ГРМ шестернями заднего расположения, с возможностью отбора мощности для гидронасоса надстройки. Шатуны – с «колотым» разъемом нижней головки. Клапанная крышка и поддон пластмассовые. Есть мощный моторный тормоз – 410 кВт.


 

 



Топливная аппаратура – Common Rail, но с увеличенным до 2700 бар максимальным давлением распыла. Такая у Daimler называется X-Pulse.


Все это встречается и на рядных «шестерках» конкурентов или на рядном Mercedes-Benz ОМ 457. Но есть и отличия. К примеру, здесь установлены два распредвала в головке – для впускных и выпускных клапанов. Такая схема применялась раньше только на небольших по объему дизелях, а в будущем она поможет Daimler перейти к управлению изменяемыми фазами газораспределения, которые полезны и для перспективных экологических характеристик, и для мощностных.


В новых двигателях применяют все более современные конструкционные материалы, в частности, полностью стальные прочные поршни с полимерным покрытием юбки.


Для достижения норм Евро‑6 на новых больших «шестерках» объединили две технологии нейтрализации: впрыск водного раствора мочевины AdBlue и рециркуляцию отработавших газов EGR, а также установили сажевый фильтр. Причем сочетание технологий AdBlue и EGR, вопреки ожиданиям пессимистов, позволило даже сократить расход топлива. Кроме того, технология нейтрализации с увеличенным впрыском мочевины AdBlue – самая беспроблемная для России. Однако на алюминиевом топливном баке самосвала все же висит наклейка с напоминанием о применении только качественной солярки.


Коробки: PowerShift и режим OffRoad

Все продаваемые в России Mercedes-Benz Arocs оснащаются автоматизированными механическими коробками передач PowerShift 3, то есть третьего поколения. Обычные механические коробки устанавливают только в качестве опции.

Главные отличия PowerShift 3 от PowerShift 2 – увеличенное на 20 % быстродействие электронных «мозгов» и всего механизма переключения передач. А если сравнивать с автоматической трансмиссией Mercedes-Benz Telligent, то PowerShift 3 просто в два раза «сообразительнее» и быстрее.





В семействе автоматизированных коробок Mercedes-Benz PowerShift 3 есть АКП с 8, 12 и 16 передачами. Мерседесовские 12- и 16-ступенчатые «роботы» PowerShift выполнены по классической схеме. Три или четыре передачи в основной коробке, две (прямая и повышающая) в делителе, установленном в передней части корпуса. Двухдиапазонный планетарный демультипликатор (понижающий редуктор) смонтирован в задней части корпуса.


На тяжелых, трехосных версиях Mercedes-Benz Arocs с 13-литровым двигателем OM 471 (450 л. с./2200 Н·м ) устанавливают 16-ступенчатую коробку G280-16 с передаточными числами от 11.7 до 0.69. Особенность PowerShift 3 состоит в том, что система снабжена датчиком уклона и внедорожным режимом OffRoad. Поэтому даже на бездорожье передачи переключаются вовремя и экономят топливо.


Если с дорогой совсем плохо, водитель может перевести коробку в ручной режим, пустить автопоезд или грузовик с горы накатом, а потом, опять-таки автоматически, включить передачу и выскочить на вершину подъема с минимальным расходом топлива.

Управление «роботом» выведено на правый рычаг подрулевого переключателя. Повернул «колечко» по оси рычага на D, и – вперед. Кстати, здесь в обязательном порядке отсутствует педаль сцепления.


На вездеходе Arocs 3345 AK 6х6 применяется полный привод с постоянно включенным передним мостом. Раздаточная коробка VG 2800-3W двухступенчатая с числами 1.45 и 1.04 на высшем ряду.


Ведущие мосты со ступичными планетарными редукторами появились на грузовиках Mercedes-Benz одними из первых в мире. Разнесенная главная передача позволяет серьезно разгрузить полуоси от крутящего момента и увеличить дорожный просвет под картерами.


Кабина и мотор полноприводного Mercedes Arocs 6х6 (слева) стоят выше, чем на «трехоснике» 6х4. Иначе редуктор переднего моста будет касаться поддона двигателя


Сейчас на самосвалах Arocs применяются планетарные редукторы с пятью сателлитами, довольно-таки редкие, но очень прочные. Конечно, у Mercedes-Benz Arocs есть межосевая и межколесные блокировки дифференциалов, которые удобно включаются круговым селектором на панели приборов.



При всем многообразии передаточных чисел ведущих мостов, для самосвалов 6х4 и 6х6 предлагают один вариант i = 4.833. Скорее всего, для работы самосвала с прицепом число редуктора будет около 5.7 или даже больше 6. Мост с меньшим передаточным числом нужен самосвалу, который будет преимущественно работать на трассе, а не ползать по карьеру на плече в один километр или таскать прицеп.


Продолжение – на следующей странице.


Какое из двух семейств выбрать?

Грузовое подразделение Daimler разделило каждую модель грузовиков Mercedes-Benz Arocs на особые специализированные модификации, функционально связанные общим назначением: Loader и Grounder.

У Arocs Loader стремятся уменьшить снаряженную массу. К примеру, есть автобетоносмесители на шасси Arocs Loader 8x4 допустимой полной массой 32 тонны. Эти автомобили способны доставить за одну поездку до 8 м3 бетона благодаря малой массе шасси, не превышающей 9250 кг.




Для снижения веса агрегатов широко применяются алюминиевые сплавы и пластмассы, используется односкатная ошиновка задних осей – под шины полуприцепов размером 385/65 R22,5. Для этого переделали ступицы мостов и балансирную подвеску. Максимальная эффективность, но без перегруза!

Другое семейство Arocs, получившее имя Grounder, созвучное с «грунтом» или «землей», предназначено для работы в наиболее сложных условиях: в карьерах или на строительных площадках. Именно в таком исполнении сейчас продают в России самосвалы Mercedes-Benz Arocs 3345К 6х4 и 3345АК 6х6. В семействе Grounder не только четырехосные шасси, но и трехосные самосвалы могут иметь полную массу в 41 тонну.



Передняя ось несет нагрузку в 9 тонн, а два моста балансирной тележки – по 16 тонн каждый. Челнинские самосвалы как раз рассчитаны на 40 тонн, хотя в обозначении модели указаны две первых цифры – 33, то есть полная масса 33 тонны. Буква «К» обозначает самое прочное самосвальное шасси, для автобетоносмесителей или лесовозов используют «ходовку» в другом исполнении.

Понятно, что с 40 тоннами ездят не по дорогам общего пользования. Для буксировки прицепа возможна установка фаркопа производства компании Ringfeder.



Рама



Как ни удивительно, но рама здесь сделана «однослойной», немцы обошлись без схемы «лонжерон в лонжероне». Применяется высокопрочная сталь, поэтому лонжероны толщиной 9 мм при сравнительно небольшой высоте профиля 283 мм и с полками в 70 мм. Прочность рамы, высокую несущую способность и жесткость на кручение повышают установкой локальных усилителей. В сравнении с прежним Mercedes-Benz Actros Bauна подвеска Arocs прочнее.

Вместо 90-миллиметровых здесь применяют малолистовые рессоры шириной 100 мм. Под такую переделку приходится изменять и кронштейны, и сами балки мостов. Немцы решили все сделать в комплексе, поэтому рама у Arocs расположена на 115 мм выше, чем у Actros, что выгодно для шасси со спецнадстройками или для тяжелого седельного тягача. Шасси внедорожного самосвалаили бетоносмесителя выше еще на 45 мм.



Подвеска

В зависимости от полной массы автомобиля передняя подвеска может быть выполнена на рессорах с двумя, тремя или четырьмя листами.

Для задней балансирной подвески применяют особо прочные ступицы балансира, которые вращаются на сайлент-блоках, имеющих большую несущую способность и не требующих смазки.



На Mercedes-Benz Actros четвертого поколения очень серьезно модернизировали переднюю подвеску, объединив в общий узел сразу несколько кронштейнов и установив на нем рулевой механизм. В результате машина стала «рулиться» острее. Подобный кронштейн устанавливают и на Mercedes-Benz Arocs. Кроме того, здесь на всех осях установлены три, а не два стабилизатора поперечной устойчивости: незаменимая вещь для «рослого» грузовика!




Очень полезная новинка в рулевом управлении грузовика – электрогидравлический усилитель Servotwin, обеспечивающий переменное усилие на руле в зависимости от скорости движения автомобиля, что делает управляемость «острее» и информативнее. Пока его устанавливают только на четырехосные Arocs – «трехосники» довольствуются обычным ГУР.

Тормоза

Автомобили могут комплектовать барабанными тормозами на всех осях, или дисковыми «по кругу», или комбинацией передних дисковых и задних барабанных механизмов. С учетом наших условий эксплуатации на трехосных Arocs для России устанавливают барабанные тормоза на всех осях. Сами тормозные механизмы с разжимными кулаками – простая и надежная конструкция. Тормозные энергоаккумуляторы установлены на осях задней тележки. Привод тормозов электронно-пневматический, обеспечивающий максимальное быстродействие. Есть ABS и ASR, причем на полноприводных грузовиках антиблокировочная система отключаемая.



На Mercedes-Benz Arocs можно установить опционльную систему Hill Holder, помогающую при троганье на подъеме. Это особенно ценно для машин с обычной механической коробкой и педалью сцепления.

Из-за особенностей конструкции новой рамы и подвески на Mercedes-Benz Arocs появилась возможность устанавливать шины разного размера – не только привычные 315/80 R22,5, но и 13,00 R22,5, и специальные покрышки более высокого коэффициента профиля. И даже с диаметром посадки на 24 дюйма – на таких колесах минимальный дорожный просвет под передней и задними осями составляет 250 мм, а просвет между осями – 300 мм.

Продолжение – на следующей странице.


Новая кабина

Даже если убрать трехлучевую звезду с облицовок Мercedes-Benz Antos и Mercedes-Benz Arocs, и поставить их рядом с флагманским Мercedes-Benz Actros четвертого поколения, то, что это машины одной марки, понятно сразу – настолько у них яркий и узнаваемый дизайн.

Неспроста для магистральных Мercedes-Benz Actros сделали еще и узкую кабину – шириной не 2500, а всего лишь 2300 мм, схожую по габаритам с кабинами Axor и Atego.

У Antos и Arocs есть и широкие кабины Actros – GigaSpase, с ровным полом и внутренней высотой 2,13 метра, и BigSpase, с высотой до потолка чуть меньше двух метров, но широкая кабина на Arocs– большая редкость.

Строительному семейству Arocs достались кабины ClassicSpase: S длиной 1700 мм, M (2000 мм) и L (2300 мм).

Кабина S – стандартная, короткая и со средней крышей, наиболее распространена на самосвалах и автобетоносмесителях. «Полуторная»M более универсальна, в ней может быть откидная спальная полка. Чтобы разложить ее, надо сдвинуть вперед сиденья и откинуть спинки. Кабина L с полноценным спальником незаменима для командировок

А что внутри?

Вот что мы намерили рулеткой в кабине ClassicSpase S:

  • от центра стекла одной двери до стекла другой – 215 см
  • от лобового стекла до задней стенки – 146 см
  • от пола до потолка над креслом водителя – 163 сантиметра.

Горб тоннеля выступает на 10 мм больше, чем заявленные 170 мм, но, скорее всего, эту погрешность вносит шумоизоляция. При этом на многих самосвалах других марок тоннель возвышается над полом на 30, а то и на все 40 сантиметров. Высота тоннеля полноприводного Arocs 6х6 – 320 мм.

Для России оптимальна кабина M – средняя, с откидной спальной полкой, но в Челнах для российского Мercedes-Benz Arocs пока освоили только короткую. Заказывая самосвал с кабиной M, получите машину с импортной кабиной.


На 24-дюймовых колесах Arocs вы глядит не просто гренадером, а правофланговым в строю. Чтобы подчеркнуть внедорожное назначение автомобиля, здесь применены функциональные высокие трехэлементные бамперы.

Из композита только середина, и то за ней спрятан мощный противоподкатный брус, а углы, в которых размещена вся фасадная светотехника, отштампованы из толстой стали. Решетки на блок-фарах и на задних фонарях тоже выглядят по-армейски строго и надежно, но при этом они легко откидываются, открывая доступ к рассеивателям. Очень удобно для автомобиля, «лазающего» по грязи.

Снизу бампера смонтирована удобная складывающаяся подножка, которая позволяет легко добраться до ветрового стекла. Под бампером установлена толстая стальная «лыжа», защищающая радиатор и поддон двигателя. Две пластмассовые ступени лестницы дополнены нижней подвесной ступенькой с эластичным подвесом. Такое «стремя» с хорошими противоскользящими свойствами надежно и практично, обеспечивает некоторую податливость при наезде на препятствие.

За водительской дверью на боковой панели кабины размещена еще одна подножка. С нее удобно контролировать степень загрузки кузова.

На самосвалы устанавливают двери без пластмассовых нижних панелей удлинителей, которые закрывают верхние ступени. Отсутствие панели объясняется просто – на стройке такую деталь легко повредить.

Кстати, дверь прикрывает особую, дополнительную ручку, за которую удобно ухватиться водителю, забираясь в кабину.


По комфорту и тщательности отделки интерьера самосвал Mercedes-Benz Arocs практически не отличается от магистрального грузовика этой марки. Совершенно рядовая комплектация для любого грузовика Mercedes – гостеприимно приседающее на пневмоподвеске кресло водителя и откинутая вперед рулевая колонка с пневмофиксатором.


Руль многофункциональный, то есть «умный», с клавишами. Панель приборов сохранила традиционную для тяжелых грузовиков Mercedes-enz V-образную форму. 

Комбинация приборов – два «кругляша» и дисплей между ними. Левый циферблат – спидометр и небольшой стрелочный указатель уровня топлива, правый – тахометр и манометр пневмосистемы плюс «горсть» лампочек. Легко читаемый цветной дисплей с диагональю 10,4 см русифицирован. Запуск двигателя – с кнопки, а ключ с иммобилайзером в этот момент может лежать в кармане водителя. На панели приборов нет привычного рычага пневмокрана стояночного тормоза – он электрический и тоже с «мозгами». Рычага коробки тоже нет – подлокотник свободен.


Относительно высокая крыша позволяет разместить над ветровым стеклом ряд ящичков, а с левой стороны расположен тахограф.

Из предметов роскоши и комфорта для водителя – обязательные центральный замок с дистанционным управлением и электрические стеклоподъемники, кондиционер, медиасистема с радио FM/AM, USB и Bluetooth.

«Автономка» может быть разная: на самосвале 6х4 она «мокрая» на 3,6 кВт, а на полноприводном 6х6 тоже «мокрая», но мощнее – 9,1 кВт. На вездеходном шасси она используется еще и как предпусковой подогреватель. Машины для России обеспечиваются более эффективной теплоизоляцией, которая еще и шумы гасит.


Подвеска кабины четырехточечная, на пружинных стойках. Тряски в движении почти не чувствуется и сибирских морозов пружины не боятся.

Прослужит долго?

Особо отметим высокую коррозионную стойкость кабин российских Mercedes-Benz Actros и Arocs. Подавляющее большинство панелей отштамповано из двухсторонней «оцинковки». Из «черной» стали практически только крыша. На заводе действует линия катафорезного грунтования, когда каждую кабину полностью погружают поочередно в шесть технологических ванн. В последней ванне идет электроосаждение грунта. В результате получается очень плотное покрытие, грунтпопадает во все скрытые полости, обволакивает каждую точку сварки.

Мнение

«Почему мы выбрали самосвалы Мercedes-Benz? Они надежны и экономичны»


— Наша компания специализируется на сдаче в аренду строительной и дорожной техники. С 2017 года мы работаем на объекте Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в поселке Белокаменка на разработке и перевозке скальной породы, щебня, песка и грунта. С 2019 года наши самосвалы выполняют основной объем грузоперевозок по строительству федеральных дорог в Мурманской области. С июля по сентябрь, кроме перевозки инертных материалов, большую часть времени работаем по доставке асфальта.

Парк самосвалов «Генлион 29» насчитывает 28 автомобилей, из них 26 самосвалов марки Мercedes-Benz. Ранее мы эксплуатировали самосвалы Volvo FMX. Сейчас у нас три самосвала Actros 8х4, пять Actros 6х4 и 18 самосвалов Мercedes-Benz Arocs 6х4.

Плечо перевозки – в основном, от 15 до 75 километров. Режим работы самосвалов двухсменный (одна смена длится 11 часов) и круглогодичный, 7 дней в неделю. Среднемесячный пробег самосвала – около 18 тыс. километров.

Почему мы выбрали самосвалы Мercedes-Benz? Они надежны и экономичны. А кроме того, компания предоставляет отличное сервисное обслуживание. В нашей компании «Генлион 29» есть своя техническая служба, но она проводит преимущественно ТО и ТР дорожно-строительных машин, а также экскаваторов, бензовозов, автокранов.

Ближайшая СТО находится за 1340 км от нас, в Вологде, где послепродажное и сервисное обслуживание осуществляет компания «МБ Вологда». С учетом такой удаленности дилер регулярно направляет к нам выездную сервисную бригаду, которая обеспечивает бесперебойную работу самосвалов. По автомобилям Мercedes-Benz Arocs своими силами производим только шприцовку точек смазки с периодичностью один раз в десять дней. Все остальные технические и сервисные работы выполняет «МБ Вологда». Как руководителю, Мercedes-Benz Arocs мне нравится тем, что стоимость его эксплуатации значительно ниже, чем у аналогичных самосвалов других европейских марок. Нашим водителям Arocs нравится комфортом, надежностью и простой эксплуатацией. Невостребованных опций у Arocs не обнаружили, а вот кое-что добавить хотелось бы. Например, подъемный задний отбойник.

Mercedes-Benz Actros четвертого поколения
Mercedes-Benz eActros. Мировая премьера

 Фото: Николай Мордовцев, компании-производители и из архива редакции журнала «Рейс»

Подпишитесь на «За рулем» в

Мордовцев Николай
21.09.2021
Поделиться: