Новая реальность
Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Лада Гранта до и после импортозамещения: все отличия

Машина оказалась не настолько «пустой», как многие предполагали. Это значит, что есть простор для еще более доступной модификации.
Полная версия

В мае 2005 года – 17 лет назад! – на автомобильный рынок России вышел новый автомобиль. Лада Калина. Сначала седан. Через год – хэтчбек. Еще через год – универсал. В 2013 году появилась так называемая Калина нового поколения, которая на самом-то деле была модернизированной старой. Потом Калину превратили в Datsun. И – появился седан Гранта.

Гранта в итоге сожрала Калину. И вот, за год до совершеннолетия неоднократно модернизированную машину упростили – чтобы вернуть на конвейер.


Ирония в том, что Калина стала для завода во многом революционной моделью. В идеологическом смысле она была как бы продолжением крохотной Оки – но уже четырех- или пятидверной. С четырехцилиндровым мотором. И это была первая отечественная машина, которую создавали с помощью компьютерных методов проектирования и испытаний.

Именно на Калину стали впервые ставить антиблокировочную систему тормозов. Это первая Лада с единым ключом системы зажигания, дверных замков и замка багажника. Сейчас смешно звучит, но тогда это был прорыв. Впервые начали серийно устанавливать кондиционер. Калину серийно стали оснащать подушками безопасности, электроусилителем руля, электроприводом стекол, парктроником, обогревом сидений…

И вот теперь, 17 лет спустя, Гранту, которая в девичестве Калина, упростили.


Каких опций лишилась антикризисная Гранта

До черных бамперов дело не дошло. Более того, оказалось, что «раздетая» Гранта весьма прилично одета – даже знатоки не определят, упрощенка это или приличная барышня.


Имя ей дали не мудрствуя лукаво: Лада Гранта Классик. Никаких других вариантов пока что нет.

И прежде исполнение Классик числилось в линейке, но стояло вторым снизу. Самым голеньким был Стандарт. А выше Классика шли Комфорт и Люкс.

Так вот, теперь Классик выглядит бодрее, чем прежде: у машины крашеные в цвет кузова корпуса наружных зеркал, крашеные дверные ручки (прежде на Классике всё это было черным), а на дверях появились крашеные молдинги. То есть, теперь Классик выглядит почти как прежний Люкс.


Я взял белую машину. Да еще на опционных 15‑дюймовых легкосплавных колесах. Прямо невеста на выданье. К слову, «пятнашки» – пока единственная возможная опция. А в базе – черные 14‑дюймовые штамповки с колпаками.

Зачем поменяли руль?

По пассивной безопасности сделан серьезный шаг назад: теперь в Гранте нет подушек безопасности и блока ЭРА-ГЛОНАСС.

Подушки поставляла фирма JSS, которая имеет свое производство в Ульяновске с частичной локализацией. Увы, ритмично выдавать подушки в нужном объеме она не может – из-за проблем с комплектующими. Именно поэтому пришлось сделать Гранту без подушек.

Руль теперь другой. Прежде его поставляла компания JSS (в сборе с подушкой), а теперь поставщиком выбрана челябинская компания Пластик. Этот четырехспицевый руль похож и на старый руль от Калины, и на руль от Приоры. Внешне – да и на ощупь – он явно грубее прежнего трехспицевого.


Нельзя просто так взять и вынуть подушку безопасности. Если нет подушки, обод руля должен быть более податливым, чтобы смягчить удар в случае лобового столкновения – если водитель, даже будучи пристегнутым, все-таки достанет до руля.

Соответственно, нет блока управления подушками. Кроме того, появился другой поворотный контактный модуль рулевой колонки – поскольку теперь не нужно запитывать подушку безопасности.

Плафон освещения салона не изменился – даже кнопка системы ЭРА-ГЛОНАСС есть, но она не активна. Потому что нет «мозгов». Автопроизводителям разрешено до 1 августа выпускать машины без «Эры»Э. А после 1 августа нужно либо ставить «Эру», либо дооснащать ею машины позже. Поэтому с покупателями будет подписываться соглашение о том, что блок будет доустановлен дилером – как только они появятся.


Кондиционера нет. Но его и прежде на Классике не было. Кондиционер начнут ставить на приспортивленную версию Drive Active, а позже он должен появиться на более дорогих машинах (Комфорт и Люкс).

Что с двигателем?

Двигатель пока только один – 1.6, восьмиклапанный. Год назад его модернизировали, теперь он развивает 90 л.с. Рассчитан на 92‑й и 95‑й бензин. Коробка – только механическая, пятиступенчатая с тросовым приводом.

Позже должен появиться 16‑клапанный мотор, с той же коробкой. Когда – точно неизвестно.


Конечно же, сохранился впрыск топлива. Вопреки гулявшим слухам, никто не собирался возвращаться в карбюраторную эру. Но санкционное давление вынудило применить другой блок управления двигателем – прежде это был Bosch, а теперь блок поставляет российская фирма «Итэлма».

Заглянул в ТТХ: заявлены те же динамические способности, что и прежде: 11,2 секунды до 100 км/ч. На вазовском автополигоне я стартанул несколько раз. Получилось 13 секунд в одиночку и 13,9 секунды, когда в машине был еще и фотограф.


Вижу две причины. В баке был 92‑бензин, а все калибровки мотора сделаны под 95‑й, соответственно, максимальную мощность он выдает тоже на 95‑м. К тому же двигатель совсем новый, без обкатки. Через три-четыре тысячи километров должен поехать чуть бодрее.

В целом характер мотора не изменился: легче вытягивает с самых низов. Заявленный ресурс тот же – 200 000 км. И управляется машина так же, поскольку никаких изменений в подвеске нет, а электроусилитель руля сохранен как базовое оснащение.

Продолжение - на следующей странице

Какому экологическому классу соответствует Гранта?

Я честно попробовал. Запах из выхлопной трубы «антисанкционной» Гранты точно такой же, как и у прежней машины.

Каким же экологическим нормам отвечает теперь Гранта? Официально – Евро-2, точнее, второму экологическому классу. Потому что это позволяет новый технический регламент и потому что сертифицировать машину по Евро-2 намного проще (за месяц можно сделать), чем, допустим, по Евро-5 (история на полгода). Но у машины сохранена вся система: каталитический нейтрализатор, два лямбда-зонда, электронная педаль газа и так далее. По сути, изменился лишь блок управления двигателем, который, ясное дело, сильно влияет на процесс сгорания топлива. И по факту эта машина может отвечать и нормам Евро-3, и нормам ­Евро-4. А может «четыре с половиной». Чтобы дать точный ответ, нужно проводить полный цикл испытаний.

Повлияет ли не очень свежее дыхание Гранты на экологическую обстановку? Вообще никак! У нас из 46 миллионов легковых автомобилей около 30% не отвечают даже нормам Евро-2. Потому что средний возраст парка достиг 15 лет. В коммерческом транспорте ситуация еще хуже. Поэтому несколько сотен тысяч машин по нормам «три-четыре» вообще никак не скажутся на экологической обстановке. Тем паче, что топливо на АЗС по-прежнему соответствует пятому экологическому классу.

Тормоза без АБС

Вторая серьезная потеря – АБС. Поскольку фирма Bosch ушла хлопнув дверью, заменить механическую и электронную часть АБС сейчас нечем. Поэтому даже сигнал скорости в блок управления двигателем теперь идет не с колесных датчиков: сигнал вновь берется с коробки передач, как это было и в эпоху до АБС.

Пришлось звать «колдуна» – регулятор тормозного усилия на задних колесах, о котором мы уже практически забыли. Соответственно, пришлось менять ­прокладку тормозных магистралей.


Цены

Месяц назад я предположил, что упрощенная Гранта будет стоить 630–650 тысяч рублей – в зависимости от степени упрощения. И не сильно ошибся. Седан Гранта Классик оценен в 658 300 рублей. Но это при условии сдачи своей машины в трейд-ин или при пользовании услугами программы Лада Финанс (кредитование).

Если покупать машину в лоб (без этих программ), цена составит 678 300 рублей. Докризисный Классик стоил около 750 000 рублей, значит, выходит экономия около 72 тысяч.

Минимальная цена лифтбека – 698 300 рублей, универсала – 705 300 рублей. Это рекомендованные розничные цены. Надеюсь, дилеры не будут лютовать – но для этого у них должно быть изрядное количество машин.

Гарантия на машину прежняя – 3 года или 100 000 км.


А подешевле?

Многие нам пишут: проживем без АБС! И электростеклоподъемники не нужны. Даже усилитель руля необязателен. Нам ездить из села в райцентр. Лишь бы не ломалась! И уж тем более не нужна крашеная пластмасса. Выбросьте всё это и предложите машину как можно дешевле.

Появится ли самая простая и более дешевая Гранта Стандарт, которая и прежде была в продаже? Вполне возможно. Но случится это не раньше, чем будет насыщен рынок более богатыми версиями. Потому что реальный спрос на самые простые версии все-таки не так велик и заводу они менее выгодны.

А Веста?

В июле на конвейер должна вернуться трехдверная Нива. Пятидверная Нива Тревел – в августе.

С Вестой всё гораздо сложнее. Импортозависимость ее такова, что на конвейере – а собирают Весту в Ижевске – она окажется не ранее, чем через полгода. И, понятное дело, в упрощенном виде. Главная проблема – в сложной электронике, которой в обновленной Весте выше крыши.

Ситуация с Ларгусом, как ни странно, немного проще – хотя это машина на реношной платформе В0. Если французы все-таки будут помогать с некоторыми комплектующими, а договоренность об этом есть, Ларгус через некоторое время могут запустить в производство. Не во всех комплектациях, разумеется – а в тех, что смогут. В первую очередь – с 90‑сильным мотором. И – в отличие от Гранты – у него должна быть АБС, потому что безабеэсных решений платформа В0 на данный момент не подразумевает. Вангую, что при благоприятном развитии событий Ларгус начнут выпускать осенью.


А дальше?

Вернутся ли АБС и подушки безопасности? Как только фирма JSS сможет в достаточном количестве выпускать подушки и поставлять на ВАЗ, их вернут на Гранту. Но, боюсь, это не скорый вопрос. Параллельно ведется поиск нового поставщика. Понятно, что в Китае. Надеюсь, договорятся.

То же касается и АБС: сами мы не сможем производить все компоненты системы – во всяком случае, в ближайшие годы. Вся надежда на дружественные страны.

И с автоматической коробкой пока кисло. Автоматов и вариаторов Jatco у нас больше нет. Завод ведет переговоры с другими потенциальными поставщиками. И это тоже Китай. Интерес с той стороны есть. Но пока непонятно, какие это будут автоматы – 4-, 5‑ или 6‑ступенчатые. Вазовцы будут подбирать автомат, который впишется в подкапотное пространство, который можно будет ставить и на другие Лады и который не будет стоить как чугунный мост. И, скорее всего, это будет именно гидромеханический автомат, а не вариатор.

Как будет развиваться модельный ряд? Можно ли сохранить те наработки, которые сделаны в эпоху Renault? Вариантов дальнейшего развития несколько. Как появится конкретика – расскажу.

  •  Уже в этом месяце должен стартовать выпуск моделей УАЗа в упрощенных, «антикризисных» комплектациях.
  • «За рулем» теперь можно читать в ВКонтакте.

Подпишитесь на «За рулем» в

Кадаков Максим
11.07.2022
Фото: Кульнев Александр
Поделиться: