Где сэкономить?ДачаПутешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Как водители (и жара) убивают вариатор: 5 фатальных ошибок

Вариатор значительно капризнее, чем все остальные коробки передач. Поэтому летняя езда требует особого подхода.
Полная версия

Вариатор – идеальная задумка для механизма, призванного передавать крутящий момент от двигателя к колесам. Плавное бесступенчатое изменение передаточного отношения безо всяких рывков – чего же боле?

На практике у идеала время от времени проявляется скверный характер – особенно в летнюю жару. 

Чтобы вариатор пореже капризничал, про многие собственные привычки лучше забыть.

Перечислим основные правила «летнего поведения».


1. Не дергайтесь!

Приверженцам спокойного стиля езды, часто именуемого пенсионерским, совет покажется неуместным: дескать, мы и так это знаем. Однако огромное число водителей предпочитает езду с постоянными разгонами и торможениями – мол, на то и мощный мотор, чтобы его «выкручивать». Лето – это сухой асфальт, боевой настрой – как тут лишний раз не порезвиться?


Но вариатор боится резких рывков: они всякий раз провоцируют проскальзывание на шкивах ремня или цепи. Иначе и не может быть в механизме, принцип работы которого фактически основан на трении. В итоге на шкивах появляются задиры и образуется стальная стружка, которая попадает в подшипники, выводит из строя гидронасос и исполнительные механизмы. В первую очередь это касается непрогретых вариаторов. Но и длительная работа с высокими температурами очень вредна рабочей жидкости.

Наибольшие нагрузки и сильный изгиб лент ремня возникают в крайних положениях, когда передаточное отношение минимально или максимально. Вариатору больше «нравятся» средние передаточные отношения, когда радиусы изгибов примерно равны. Тепловыделение при этом тоже минимально. Вспомните, как можно сломать проволоку, сильно перегибая ее в одном месте, да еще быстро. Нагревается и рвется.


2. Заменяйте рабочую жидкость вовремя!

Когда рабочая жидкость в вариаторе перегрета, она быстро теряет свои свойства.

Компания Jatco даже оперирует понятием «счетчик (датчик) старения жидкости». Такого узла в вариаторе физически нет, но блок управления, собирая информацию с нескольких датчиков, и первым делом температуры, набирает информацию о старении, которая сохраняется в блоке и может быть считана дилерским сканером Consult 2 или Consult 3.

А еще, применительно ко всем вариаторам Jatco, можно установить на смартфон программу CVTz‑50. Соединившись с OBD-II разъемом с помощью адаптера типа ELM327, получите полную картину состояния вариатора, включая баллы старения жидкости в зависимости от температуры:

  • До 90 градусов – 0 баллов
  • От 90 до 100 – 1 балл
  • От 100 до 109 – 2 балла
  • От 110 до 119 – 4 балла
  • От 120 до 129 – 6 баллов
  • От 130 до 139 – 8 баллов


А постаревшая жидкость не может защищать детали вариатора от износа и обеспечивать правильное взаимодействие рабочих поверхностей ремня и конусов.

Те же зависимости характерны и для вариаторов других изготовителей. Так что владельцы автомобилей с вариаторами из южных регионов должны менять жидкость чаще, чем северяне.

Продолжение – на следующей странице.

3. Не гоняйте!

Длительная езда по летним автобанам на высоких скоростях приводит к перегреву механических частей трансмиссии – и, как следствие, к их быстрому износу.

Что поджаривает вариатор?

Основным источником тепла в вариаторе, как и в автоматической коробке передач, является гидротрансформатор. Интенсивное перемешивание рабочей жидкости насосным и турбинным колесами приводит к повышению ее температуры. Гидротрансформатор при постоянной скорости автомобиля блокируется (работает как замкнутое сцепление) и практически перестает выделять тепло. Поэтому скоростные перегоны всё же менее опасны, чем псевдоспортивный стиль езды в городе, когда резкие изменения потребного крутящего момента приводят к тому, что «мозги» вариатора вынуждены разблокировать гидротрансформатор. Поэтому лучше уж быстро, чем дергано.


4. Не играйте в Camel Trophy!

Обладатели кроссоверов то и дело порываются доказать кому-то, что ездят на полноценных внедорожниках. Особенно печален бывает результат, если машина оснащена вариатором. В сложных внедорожных условиях обороты двигателя, связанного с вариатором, остаются примерно на одном уровне, меняется лишь передаточное число трансмиссии. Когда буксующее колесо или несколько колес вдруг цепляются за твердую поверхность, скорость их вращения резко уменьшается. Возникает резкая, ударная нагрузка на вариатор с проскальзыванием приводных элементов. Результат – ускоренный износ, а порой и обрыв ремня. Пробуксовка в сильную жару (скажем, на песчаном пляже) при этом еще и перегреет коробку.

Не все автомобили с вариаторами снабжены радиатором охлаждения рабочей жидкости. Тому, кто все-таки мечтает о внедорожных «покатушках», такой радиатор следует обязательно установить.
Продолжение – на следующей странице.

5. Не таскайте!

Лето – это тяга к дальним пробегам с полной выкладкой, и порой без тяжелого прицепа не обойтись. Ничего страшного в таких поездках нет, но не нужно испытывать вариатор «на слабо». То, с чем справится обычная механическая коробка, может оказаться для него запредельным режимом.

Цитируем инструкцию к Весте с вариатором Jatco: «Буксировка прицепов или других транспортных средств для автомобиля с автоматической бесступенчатой коробкой передач крайне нежелательна, поскольку значительно увеличивает нагрузку на трансмиссию, и, как следствие, вызывает усиленный износ».


Конечно, подобные нюансы следует уточнять до приобретения автомобиля. Если все-таки решили ехать с прицепом, то хотя бы не загружайте его до предела и старайтесь двигаться плавно.

Буксировать сам автомобиль с вариатором тоже вредно. Это можно делать только при включенном двигателе, иначе вариатор будет испытывать недостаток смазки. Ведомый вал будет вращаться от колес, а потому ремень или цепь быстро «проточат» поверхность конусов, ведь насос не работает и не создает правильное сжатие шкивов.

Выводы

Если не желаете ездить спокойно, то вариатор – не для вас. Он не подходит ни для стритрейсерских безобразий, ни для внедорожных приключений, ни для перевозки запредельных тяжестей. Бесступенчатый агрегат предназначен для максимально комфортного и экономичного перемещения по городу и трассам со скоростями в пределах ПДД. Либо подстраивайтесь под вариатор, либо – развод…

Что больше греется: АКП или вариатор?

 

И теория, и практика показывают, что вариатор греется немного меньше, чем современные многоступенчатые гидромеханические автоматы. Происходит это потому, что в многоступенчатой коробке при изменении режимов движения постоянно происходит перещелкивание передач, которого не было, например, у старых четырехступенчатых агрегатов. Каждое переключение – это срабатывание фрикционов. 

Любые механизмы, работающие на трении, превращают механическую работу в тепло. А ремень бегает себе и бегает по шкивам. Правда, всё время с помощью трения…

  • На каких кроссоверах лучше не ездить по бездорожью, рассказано тут.
  • «За рулем» можно читать в ВКонтакте

Фото: фирмы-производители и «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в

Ревин Алексей
Колодочкин Михаил
29.08.2022
Поделиться: